Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Культура Греции периода архаики и классики
Задание 1 (1 балл) Используя карту из Задания 1 Темы 1, выполните следующие задания: а) Обозначьте и напишите названия основных исторических областей Древней Греции; б) Обозначьте и напишите названия основных племен, населявших эти территории к периоду архаики (желательно другим цветом); в) Обозначьте и подпишите названия основных полисов – центров культуры, науки и искусства в течение периода архаики. Задание 2 (1 балл) Распределите указанные ниже полисы по графам в таблице, в зависимости от того, на каком из направлений Великой греческой колонизации они были основаны.
Задание 3 (3 балла) Прочитайте § 1 «Греческий спорт и агональные аспекты жизни греков» главы II «Агон в архаической и классической Греции» данной работы: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII-V вв. до н.э., 1985. Письменно дайте развернутые ответы (каждый – от 1,5 до 2 тысяч знаков, включая пробелы) на следующие вопросы: 1) Что позволило Я. Бурхарду сказать о древнем греке – «агональный человек»? 2) Какую роль играл атлетический агон в жизни древних греков? 3) В каких сферах жизни Древней Греции, кроме спорта, проявляется т.н. агональный дух? Задание 4 (3 балла) Прочитайте § 1 «Роль Дельф в становлении полисного устройства в Элладе» главы II «Становление Дельф как панэллинского центра в архаическую эпоху» данной работы: Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.). СПб., 2001. Письменно дайте развернутые ответы (каждый – от 1,5 до 2 тысяч знаков, включая пробелы) на следующие вопросы: 1) Какие факторы способствовали подъему святилища Аполлона в Дельфах в архаическую эпоху? 2) На чем основывался авторитет оракулов и мантики в Древней Греции? 3) Играло ли святилище в Дельфах какую-либо роль в колонизационном процессе архаической эпохи? 4)Каким было участие Дельфийского оракула в политической жизни древнегреческих полисов? 5) Дельфы и тираны – каковы были их взаимоотношения? Задание 5 (до 3 баллов, 1 божество=0,25 балла). Прочитайте§ 1 «Отдельные божества» главы III «Антропоморфные боги» следующей книги: Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика. СПб., 2004. На основании содержащейся в нем информации по каждому из 12 олимпийских богов заполните следующие графы в таблице:
*Имеются в виду реки или горы, леса или домашние очаги, перекрестки дорог или морское побережье. **Для Зевса – только самые известные сыновья от смертных женщин. Задание 6 (1 балл) Древнегреческий поэт Гесиод известен двумя эпическими произведениями. Распределите приведенные из них ниже цитаты по двум колонкам в таблице, не забыв правильно написать название поэмы, из которой они взяты.
а) Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
б) Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете, Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей, Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа Высушит пуще огня и до времени в старость загонит.
в) Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель. Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу И совершили злодейство, и будет им кара за это. г) Слушайся голоса правды, о Перс, и гордости бойся! Гибельна гордость для малых людей. Да и тем, кто повыше, С нею прожить нелегко; тяжело она ляжет на плечи…
д) Если нежданное горе внезапно душой овладеет, Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился…
е) После того как Медузу могучий Персей обезглавил, Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий. Имя Пегас - оттого, что рожден у ключей океанских, Имя Хрисаор - затем, что с мечом золотым он родился. Землю, кормилицу стад, покинул Пегас и вознесся К вечным богам. Обитает теперь он в палатах у Зевса. ж) Видит ленивец, что рядом другой близ него богатеет, Станет и сам торопиться с посадками, с севом, с устройством Дома. Сосед соревнует соседу, который к богатству Сердцем стремится. Вот эта Эрида для смертных полезна.
з) Кто ж в показаньях с намереньем лжет и неправо клянется, Тот, справедливость разя, самого себя ранит жестоко. Жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство; А доброклятвенный муж и потомков оставит хороших.
и) …и девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем. На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою - Травы под стройной ногой вырастают.
к) И берегитесь, цари-дароядцы, чтоб так не случилось! Правду блюдите в решеньях и думать забудьте о кривде. Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил. Злее всего от дурного совета советчик страдает.
л) …родила она злую Лернейскую Гидру. Эту вскормила сама белорукая Гера-богиня, Неукротимою злобой пылавшая к силе Геракла. Гибельной медью, однако, ту Гидру сразил сын Кронида, Амфитрионова отрасль Геракл, с Полаем могучим, Руководимый советом добычницы мудрой Афины.
м) Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос. Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Задание 7 (1 балл). Поставьте имена лирических поэтов в хронологической последовательности согласно времени их жизни. Укажите для каждого его родной полис. Дайте краткую (2-3 предложения) характеристику творчества каждого из поэтов, не забывая указывать жанр, в котором работал автор, и тематику его произведений. Алкей Алкман Анакреонт Архилох Пиндар Сапфо Солон Тиртей Феогнид Задание 8 (1 балл) Определите по картинке тип древнегреческого сосуда. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 8. 9. 10. Задание 9 (3 балла) Дайте краткую характеристику ориентализирующему, чернофигурному и краснофигурному стилям древнегреческой вазописи. В литературе, иллюстрированных художественных альбомах или сети Internet найдите не менее 5 примеров сосудов, относящихся к каждому стилю. Проиллюстрируйте вашу характеристику этими изображениями. Не забывайте делать ссылки на научную литературу, из которой взята каждая точка зрения, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата. Задание 10 (1 балл) Определите тип древнегреческого храма.
Задание 11 (2 балла) Составьте сравнительную таблицу ордеров древнегреческой архитектуры.
*Можно привести примеры сооружений, время постройки которых относится как к эпохе архаики, так и к эпохе классики. При этом необходимо указать местонахождение и время постройки, а если это возможно – то и архитекторов. Не забывайте оформить список литературы, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата. Задание 11 (1 балл) Распределите утверждения по двум колонкам в таблице, определив, верны они, или нет.
1) В период архаики и классики в Греции живопись ограничивалась рисунками на вазах, а других форм не имела. 2) Древнегреческий театр был сугубо светским учреждением находившимся под строгим контролем народного собрания полиса. 3) Древнегреческий храм зачастую становился не только религиозным центром, но и хранилищем культурных ценностей и даже местом, где хранилась казна государства. 4) Древнегреческий храм являлся местом собрания гражданского коллектива полиса для совместного проведения богослужений. 5) Олимпийские игры были уникальным явлением, не имевшим аналогов в древнегреческом мире. 6) Скульптурное творчество Древней Греции прошло в эпоху архаики и классики путь от примитивных одиночных фронтальных статуй до реалистичных скульптурных групп. 7) Статуи и архитектурные сооружения архаической и классической эпохи никогда не расписывались красками. 8) Древнегреческие скульпторы в качестве материала для своих работ использовали только камень. 9) Распространенным материалом для изготовления статуй в эпоху классики были различные металлические сплавы. 10) Именно в архаическую эпоху поэмы «Илиада» и «Одиссея» были впервые записаны, а до этого времени существовали лишь в устной форме. 11) Сочетание в одном архитектурном комплексе различных ордерных систем было широко распространенной нормой еще с эпохи архаики. 12) Оригиналы древнегреческих картин, написанные на досках натуральными красками, не сохранились до наших дней, однако известны их копии на вазах и литературные описания. Задание 12 (1 балл) Исправьте неверные утверждения предыдущего задания Задание 13 (3 балла) Сочините рассказ от имени одного из афинских величайших драматургов V в. до н.э., в котором опишите, какие шаги ему было необходимо предпринять, чтобы в некоем году на одном из празднеств поставить какое-либо из его произведений. Чтобы ваш рассказ был правдоподобным, стоит выбрать одно из датированных произведений драматурга и описать возможный ход организации его постановки. Не забывайте оформить список литературы, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата.
Задание 14 (1 балл) Поставьте имена скульпторов в хронологической последовательности согласно времени их жизни. Дайте краткую (2-3 предложения) характеристику творчества и достижений каждого из них, не забывая указывать наименования наиболее известных их произведений. Пракситель Фидий Мирон Поликлет Скопас
Тема 4. Культура эллинизма Задание 1 (1 балл) Из предложенных ниже характеристик выберите те, которые подходят для описания характера культуры эллинистических государств Восточного Средиземноморья в III – I вв. до н.э. Снабдите каждую из выбранных характеристик небольшим (2-3 предложения) комментарием, в котором дайте объяснение появлению данной черты эллинистической культуры. а) гражданский характер б) полное единообразие культурных элементов на всей территории в) космополитизм г) новые жанры в различных областях культуры ориентированы на широкие массы простого народа д) возникновение новых крупных центров культуры е) появление общего языка – койнэ ж) резкое падение уровня культурного развития з) элитарность и) центры культурного творчества остаются теми же, что и в эпоху классики к) разный уровень синтеза греческой и восточной культур в отдельных регионах Задание 2 (3 балла) Прочитайте главу VII «Эллинистическая культура» работы: Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950. Прочитайте также главу VI «Эпоха Эллинизма» раздела «Греция» данной работы: Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. Письменно дайте развернутые ответы (каждый - от 1,5 до 2 тысяч знаков, включая пробелы) на следующие вопросы: 1) Какие факторы привели к формированию уникального облика культуры стран Восточного Средиземноморья в эллинистическую эпоху? 2) В чем состояло своеобразие развития культуры различных областей эллинистического мира? 3) Какие особенности имело развитие религии в эллинистических государствах Востока и старых культурных центрах Древней Греции? 4) Какими достижениями в области естественных и точных наук ознаменовалась эллинистическая эпоха? Задание 3 (2 балла) Известно, что в период эллинизма наблюдается резкий рост и развитие градостроительства и архитектуры. Напишите эссе, в котором осветите основные причины и характерные черты данного явления. Не забудьте указать, какие изменения претерпела ордерная система в данное время. Размер эссе – от 3 до 5 тысяч знаков (включая пробелы). Не забывайте делать ссылки на научную литературу и оформить список литературы. Задание 4 (2 балла) В научной литературе найдите объяснение появлению следующих тенденций в скульптуре эллинистической эпохи: а) стремление обеспечить портретное сходство б) возникновение патетического стиля в) появление жанровой скульптуры г) гигантизм В литературе, иллюстрированных художественных альбомах или сети Internet найдите примеры, относящиеся к каждому явлению. Проиллюстрируйте ими точки зрения исследователей. Не забывайте делать ссылки на научную литературу, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата. Задание 5 (2 балла) О каком жанре древнегреческой литературы эллинистической эпохи идет речь в высказываниях ученых?Приведите краткую (2-3 предложения) его характеристику. Назовите авторов, которые работали в данном жанре. В скобках с именем каждого автора напишите названия его основных произведений. а) «…маленькие эпические произведения, отличительной чертой которых была краткость, четкость сюжета и тщательная отделка формы. Обязательное в эпосе описание героических подвигов стало в ______ фоном для изображения простых людей в их бытовой обстановке». б) «…_____ утратила уже обязательную связь с реальной надгробной плитой или посвятительной дощечкой и превратилась в литературный жанр, свободно допускающий поэтическую фикцию». в) «____ представляют собой картинки из городской или сельской жизни. Их герои - чаще всего городские обыватели или поселяне. Некоторые ____ по содержанию связаны с мифом, и в них фигурируют знаменитые герои мифов. Но такие герои обычно изображаются в несвойственной им ситуации. Вместо воинских подвигов описываются любовные невзгоды героя; много внимания уделяется красотам природы и различным бытовым подробностям». г) «Примитивные моменты старого ____, как то: типические места, постоянные эпитеты, повторы, решительно устранены, но сохранен объективный эпический стиль, без сколько-нибудь значительных авторских отступлений». Задание 6 (1 балл) Вставьте в принадлежащий отечественному ученому текст пропущенные слова, имена и названия: «… мы неоднократно встречались с ведущей ролью ____ в культурной жизни эллинизма. Эта роль объясняется, прежде всего, экономическим и политическим значением города в эллинистической системе. Но немаловажную долю здесь необходимо отнести на счет сознательной политики первых ____. Желая укрепить свои позиции в ____, завоевать как можно больше авторитета в Греции и окружить свое царствование ореолом просвещения и культурности, ____ широко привлекали в ____ выдающихся ученых и писателей и ставили их в чрезвычайно благоприятные условия. Научным центром ____ служил основанный первыми ____ «____», нечто вроде академии наук. Здесь находились разного рода кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатные квартиры для ученых. В тесной связи с ____ была знаменитая ____». Задание 7 (3 балла). В эпоху эллинизма стал популярен литературный жанр периэгезы. Примером его может служить относящееся уже к более позднему времени (II в. н.э.) сочинение Павсания «Описание Эллады». Ознакомьтесь с текстом источника. Следуя ему в качестве примера, сочините рассказ о важнейших культурных достопримечательностях эллинистических Афин, Александрии (или другого крупного центра культуры периода Эллинизма), который бы заинтересовал древнего «туриста»-интеллектуала посетить данный город. Размер текста – от 3 до 5 тысяч знаков (включая пробелы). Не забывайте оформить список литературы, следуя существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата. Раздел II. ДРЕВНИЙ РИМ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |