Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра «Кто больше запомнит?»




 

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и должен назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

Игру можно начинать несколько раз.

 

 Игра «Слова»

 

Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов — названий предметов, относящихся к одной группе.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем, первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д.

Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры.

Побеждает тот, что останется последним.

 

 Игра «С одной буквы»

 

Эта игра развивает память подростков.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы.

Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.

 

 Игра «Города»

 

Эта игра развивает память подростков, а также их мышление.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например, Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву «А». Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на «Р» и т. д.

Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города, или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто останется последним.

 

 Игра «Украшаем слова»

 

Эта игра развивает память и мышление подростков.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

 

 Игра «Добрые слова»

 

Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка.

Участники игры сидят в кругу.

Условия ИГРЫ: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 сек., повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.

 

 Игра «Картина»

 

Эта игра может быть использована для развития памяти подростков.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: первый участник называет какое-либо существительное, например, «сквер». Второй повторяет слово «сквер» и продолжает рисовать картину, называет слово, например, «дерево». Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое, которое позволяет дольше рисовать картину.

Кто не сможет восстановить в памяти все названные до него детали картины, выбывает.

 

 Игра «Антонимы», или слова, противоположные по значению

 

Игра развивает память и мышление подростков.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий называет какое-либо прилагательное, например, «холодный». Игроки по кругу должны будут называть, антонимы к этому слову. Повторяться нельзя. Тот, кто не сможет назвать антоним, выбывает из игры.

Тот, кто остается последним, побеждает.

Игру можно проводить несколько раз.

 

 Игра «Антонимы и синонимы»

 

Эта игра развивает память, мышление и внимание подростков.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры: ведущий называет прилагательное — горячий. Первая команда называет синоним к данному слову, а вторая — антоним. Затем ведущий называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая — синоним. И т. д. За каждое правильное названное слово команда получает 1 очко. Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде-сопернице.

 

 «Пересказ по кругу»

 

Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.

 

«Запоминаем текст»

 

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации.

Затем команды восстанавливают тексты.

Затем все обсуждают тексты, воспроизведенные обеими командами. Сравнивают результаты.

Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.

 

 «Учим текст наизусть»

 

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.

Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-й участник из команды № 1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-й участник из команды № 2 и т. д. Определяют игрока с самой лучшей памятью.

 

 Игра «Зрительная память»

 

Условия игры: пусть кто-то из участников игры будет изображать свой собственный портрет.

Участники разбиваются на 2 команды.

Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в этот портрет.

Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить его в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и выиграла.

 

Игра «Двигательная память»

 

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Условия игры: ведущий просит участников игры определить двух представителей команд и жюри.

Избранные представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними.

По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцоров как можно точнее.

Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет победителя.

 

Игра «Скороговорки и считалки»

 

Участники игры располагаются по кругу.

Условия игры: ведущий предлагает подросткам вспомнить известные им считалки и скороговорки. Предупреждает о том, что повторять уже названные нельзя. Например: 1-й участник произносит скороговорку: «Клара украла у Карла кораллы, а Карл украл у Клары кларнет». 2-й участник должен повторить, что сказал предыдущий, а затем вспомнить свою скороговорку или считалку. 3-й участник опять-таки повторяет за предыдущим и произносит свою скороговорку или считалку. Кто не справляется с поставленной задачей, выбывает из игры.

Эта игра развивает память и внимание подростков.

 

Тренинг мышления для подростков

·

Л.Ф. Тихомирова

Развитие интеллектуальных способностей школьника

 

Популярное пособие для родителей и педагогов

 

Ярославль

«Академия развития»

1996

 

 

159 – 184

 

Большое внимание следует уделять формированию логического мышления подростков не только на уроках, но и во внеурочное время. Здесь огромное значение приобретают тренинги мышления.

По результатам диагностики можно оценить как уровень овладения учащимися теми или иными операциями мышления, так и уровень готовности подростков к участию в игровых тренингах. Необходимо помнить о том, что несформированность у подростков способности и интереса к участию в игровом тренинге является первичной причиной его неэффективности.

Использование игрового тренинга мышления в случае, когда он вызывает затруднения у детей и педагога, нужно начинать с более легких его форм.

Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр способствует развитию универсальных мыслительных операций. Он полезен всем подросткам, но в большей степени тем, кто испытывает трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установлении связи между различными предметами и явлениями, выражении своих мыслей в речи.

В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала.

Интеллектуальные игры можно предлагать ребенку индивидуально, а можно работать и с группой подростков (5—12 человек). Длительность занятия — 40—45 минут. Частота проведения — 1 раз в неделю, возможно 2 раза. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления учеников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

Предлагаемый тренинг мышления представляет собой комплекс игр, разработанных Заикой Е. В., модифицированных и дополненных.

Если уровень интеллектуального развития подростков 5—6-х классов недостаточно высок, а в младших Классах не проводились интеллектуальные игры, можно порекомендовать следующие занятия: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск похожего», «Поиск противоположных предметов», «Поиск предметов по заданным признакам», «Поиск соединительных звеньев», «Способы применения предмета», «Формулирование определений», «Выражение мысли другими словами», «Перечень возможных причин», «Перечень заглавий к рассказу», «Сокращение рассказа», «Построение сообщения по алгоритму».

Для подростков 11—12 лет можно порекомендовать проводить по 2—3 игры за 45-минутное занятие. Можно предлагать задания для работы по вариантам, а затем знакомить всю группу ребят со всеми вариантами решения.

Занятие 1.«Составление предложений», «Поиск общего».

 

«Составление предложений»

 

Подростку или группе подростков, если работа проводится с группой подростков, предлагаются 3 слова, не связанные между собой по смыслу. Например: озеро, медведь, карандаш.

Другие варианты задания:

мяч, ракета, книга

улица, очки, сумка

велосипед, цветок, небо

стол, фартук, ботинки

Инструкция: необходимо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы все эти 3 слова (можно менять падеж слов, а также можно использовать другие слова). На первом занятии можно предложить два варианта задания, на следующем для закрепления можно предложить вторые два. Время для выполнения задания ограничено: 10 минут, еще 10 минут потребуется для обсуждения составленных предложений.

Ответы могут быть разными. Очень простыми: «Медведь уронил в озеро карандаш». А могут быть и сложными по составу: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере». Ответы могут быть и интересными, даже творческими: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Если подросток работает индивидуально, то кто-то из родителей должен тоже придумывать предложения из заданных слов, чтобы показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами.

При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Необходимо отметить самые оригинальные предложения. Еще более важным является обоснование того, почему именно тот или иной ответ не нравится.

 

«Поиск общего»

 

Подросткам или подростку предлагается два слова, мало связанные между собой.

Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, блюдо и лодка, дерево и тетрадь, мел и мука, карандаш и уголь, матрешка и конструктор.

За 10 минут подросток должен написать как можно больше общих признаков для пары предметов. При работе родителей с подростком это занятие должны выполнить и они, а затем вместе обсудить результаты, т. е. общие свойства пары предметов.

Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Следует напомнить подросткам, что важно указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из подростков, который предлагает самый большой список признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны, или не являются существенными для данных предметов. Эта работа необходима, чтобы подростки научились вскрывать связи между предметами, а также очень четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

 

Занятие 2. Необходимо отработать игры предыдущего занятия: «Составление предложения» и «Поиск общего». Достаточно предложить только по одному заданию. После повторения предлагаются две новые игры: «Что лишнее?» и «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами».

 

«Что лишнее?»

 

Подросткам, учащимся 5—6-х классов можно предложить любые 3 слова:

а) птицы, лисица, огурец

б) собака, помидор, солнце

в) корова, ботинки, трава

г) курица, пшеница, подушка

д) гусь, лягушка, тина

е) вода, ветер, стекло

Задание участникам тренинга: из предложенных трех слов надо оставить только два, которые имеют в чем-то сходные свойства. Одно слово, не обладающее этим свойством, окажется «лишним». Следует найти как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключенному лишнему слову.

Ответы могут быть таковыми: птицы — лисица — огурец.

а) Лишним может быть слово огурец. Огурец — неодушевленный предмет, а птицы и лисица — одушевленные.

б) Лишним может быть слово птицы, т. к. оно состоит из двух слогов, а остальные два из трех.

в) Лишним может быть слово птицы, т. к. это слово стоит во множественном числе, а лисица и огурец имеют единственное число.

г) Лишним может быть слово огурец, т. к. оно начинается с гласной буквы, а другие два — с согласных.

Слова: собака — помидор — солнце.

а) Лишним словом является слово собака, оставляем солнце и помидор, потому что они круглые и красные.

б) Лишним является слово собака, т. к. это одушевленный предмет, а солнце и помидор — неодушевленные.

в) Лишним является слово солнце, а оставляются слова собака и помидор, т. к. последние два слова состоят из 3-х слогов.

г) Лишним является слово помидор, т. к. слова солнце и собака начинаются на букву «с».

От класса к классу увеличивается количество пунктов, по которым сравниваются слова.

Побеждает тот из участников игры, у кого ответов больше. При индивидуальной работе родителей с подростком желательно совместное выполнение задания, а затем обсуждение. Это необходимо для того, чтобы школьник увидел весь спектр свойств, сходства и различия предметов. Сам он чаще всего все свойства, характеризующие предметы, назвать не может.

При групповой работе желательно заслушать ответы всех ребят, т. к. ответы могут быть разными, порой очень оригинальными.

Эта игра развивает способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи по определенным параметрам между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться одним правильным решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

 

«Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

 

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, пылесос, поезд, вертолет, вентилятор, арбуз, кукла, душ и т. д.

Время выполнения задания ограничено: 5 минут на 1 слово. Задание подросткам, участвующим в игре: необходимо написать как можно больше предметов, сходных с названным, по каким-либо свойствам, т. е. предметов, являющихся аналогами данного предмета.

Называя тот или иной предмет, подросток должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово стрекоза. Могут быть названы бабочка, птица, самолет — у них также есть крылья, у них есть хвост, они также летают, они также поднимаются и садятся.

Пример: вертолет. Могут быть названы бабочка и птица — они садятся и летают; могут быть также названы автобус и автомобиль — это транспортные средства; также подростки могут назвать вентилятор и штопор — важные детали вращаются.

При индивидуальных занятиях с подростком, если он упустил какие-либо важные свойства предмета, - следовательно не назвал предметов-аналогов, взрослый должен оказать помощь, назвать важные свойства и попросить подростка найти предметы, сходные с данным по названному свойству.

В игре побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, т. е. выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашел другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3. Необходимо сначала отработать игры 2-го занятия: «Что лишнее» и «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами». Далее предлагаются две новые игры: «Поиск предметов с противоположными свойствами» и «Поиск предметов по заданным признакам».

 

«Поиск предметов с противоположными свойствами»

 

Называется какой-либо предмет, например, дом. Могут быть предложены и другие слова: человек, лес, молоток, туфли.

Задание подросткам: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. Следует ориентироваться на самые разные свойства, характеризующие данный предмет.

В примере со словом дом это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется собачья конура или улей), степень комфорта (противоположные предметы: сарай, телятник и др.), открытое или закрытое пространство (противоположный предмет — поле), чужое или свое помещение (противоположными будут больница, школа и т. д.)

При индивидуальной работе с подростками им надо показать как можно больше свойств предложенного для игры предмета, назвать и противоположные свойства, помочь подобрать предметы, обладающие этими противоположными свойствами.

При групповой работе в игре побеждает тот, кто написал наибольшее количество противоположных предметов, четко доказав при этом правильность своих ответов, распределил противоположные предметы по группам, соответствующим определенному противоположному свойству.

Эта игра формирует способность изучать свойства предмета, знакомит с такой категорией, как противоположность, что очень важно для развития интеллектуальных способностей подростка.

 

«Поиск предметов по заданным признакам»

 

Подростку называются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

Таким перечислением свойств могут быть загадки. И даже к такой загадке, как: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит», можно подобрать несколько вариантов ответов.

Можно предложить и такое задание: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций». Пример можно один привести: дверь открывается и закрывается. Ответы ребят на заданный вопрос могут быть разными: это и выключатель (свет включает и выключает), и водопроводный кран, даже рука (бьет и гладит) и т. д.

При групповой работе побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов (дал наибольшее количество ответов).

Игра формирует способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналоги между различными непохожими предметами.

Занятие 4. Сначала нужно повторить, отработать игры 3-го занятия, предложив новый вариант заданий: «Поиск предметов с противоположными свойствами» и «Поиск предметов по заданным признакам». Затем предлагаются две новые игры: «Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы» и «Поиск способов применения предметов».

 

«Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы»

 

Для игры предлагаются два предмета, например, серп и комбайн.

Задание подросткам: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого предмета ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы: человек (жнет серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи есть у комбайна), сенокосилка также является переходным звеном. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.

Можно рассмотреть другой пример: лопата и грузовик. Правильным ответом на заданный вопрос будет следующая цепочка: лопата, тачка, прицеп, грузовик.

При выполнении этого задания особое внимание следует обратить на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между отдельными элементами цепочки.

Эта игра учит находить общие свойства предметов, учит сравнивать свойства предметов, искать черты сходства и различия.

 

«Поиск способов применения предметов»

 

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, газета, книга, консервная банка, шапка, автомобиль и др.

Задание подростку: назвать как можно больше способов применения, например, книги. Книгу можно использовать как подставку, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на приведение варварских способов применения предмета (книгой можно ударить по голове).

Можно заниматься с подростками индивидуально. Может играть и группа подростков. Когда работает группа ребят, то победителем считается тот, кто укажет наибольшее число различных функций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, рассматривать практически все свойства предмета, развивает умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Занятие 5. Отрабатываем игры 4-го занятия: «Способы применения предмета» и «Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы». Затем предлагаются две новые игры: «Учимся формулировать определения» и «Учимся выражать мысли другими словами».

 

«Учимся формулировать определения»

 

Называется всем знакомый предмет, например, дырка, шкаф, стул, ветер, глаза, уши и др.

Задание подросткам: дать предмету письменно наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных.

Примеры: Шина — это обруч (род понятие), надеваемый на колесо с целью уменьшить его износ (видовые отличия).

Марш — это вид ходьбы (родовое понятие) в строю (видовое отличие).

Задания: аптека, арифметика, ринг и др.

При групповой работе побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, т. е. любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Эта игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, а также развивает способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета, позволяет освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений «род» и «вид» между понятиями.

Для проведения игры можно порекомендовать еще и следующие слова: страх, друг, товарищ, ученик, смелость, чуткость. При этом подборе определяемых понятий игра даже может перерасти в дискуссию на этические темы.

 

«Учимся выражать мысли другими словами»

 

Мы часто сталкиваемся с тем, что учащиеся 5—6-х классов имеют плохо развитую речь. Подросткам часто легче вызубрить содержание параграфа, чем рассказать его своими словами. Эта игра как раз и направлена на то, чтобы научить подростка оперировать словами.

Подростку предлагается одна из фраз:

а) Нынешняя зима будет очень холодной.

б) Нынешнее лето будет теплым.

в) Я прочитал интересную книгу.

г) В парке бегает собака.

д) Теплоход ушел далеко в море.

Задание: необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

При групповой работе побеждает тот из участников, у кого больше вариантов новых предложений.

Эта игра учит точно выражать свои мысли и передавать чужие слова, развивает речь.

Занятие 6. Отрабатываем игры 5-го занятия: «Учимся формулировать определения» и «Учимся выражать мысли другими словами». Предлагаем подросткам две новые игры: «Перечень заглавий к рассказу» и «Сокращение рассказа».

 

«Перечень заглавий к рассказу»

 

Подросткам предлагается небольшой рассказ или сообщение. Рассказ: «Шестиклассник Миша Белкин учился плохо. Но никогда он не был так зол на дневник, как сегодня. Еще бы! Этот предатель нес в себе четыре двойки и замечание за плохое поведение на уроке русского языка. О том, чтобы вырвать страницу из дневника, не могло быть и речи. Мишины родители давно пронумеровали страницы, как они выражались, «на всякий случай». Оставалось одно — потерять дневник, а когда родители хватятся и начнут искать, сделать удивленный вид и тоже приняться за поиски. А потом сказать, что, видимо, потерял. Такой прием уже применял Петька Зубарев, тоже двоечник. И его родители поверили».

Задание: подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание, Заглавия могут быть формальными: «Дневник Миши Белкина», могут быть строгими и логичными: «Как Миша Белкин избавился от дневника». Но названия могут быть и яркими, образными: «Двоечник становится лгуном», «Плохой пример заразителен» и др.

Игра развивает способность выражать суть текста одной фразой, развивает память, учит логически мыслить.

 

«Сокращение рассказа»

 

Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2—3 предложения, и в них ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Эта игра учит разграничивать главное и второстепенное, формирует четкость мышления. Она особенно полезна подросткам, мышление которых не отличается высокой организованностью.

 

Занятие 7. Желательно закрепить игры 6-го занятия: «Сокращение рассказа» и «Перечень заглавий к рассказу». Затем предлагаем две новые игры: «Ищем возможные причины» и «Построение сообщения по алгоритму».

 

«Ищем возможные причины»

 

Описывается какая-либо не совсем обычная ситуация.

Например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь».

Задание участникам тренинга: надо как можно быстрее записать побольше причин этого события, а также возможных его объяснений.

Причины могут быть названы самые банальные: забыл закрыть дверь, но некоторые из подростков могут придумать даже самые невероятые объясненния данному событию (вплоть до прилета марсиан),

Побеждает тот из участников игры, кто назовет как можно больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Можно предложить следующие ситуации для работы подросткам:

а) Андрей прогулял урок.

б) Виктор пришел домой очень поздно.

в) Наташа пришла в школу только к третьему уроку.

г) Продавщица в магазине была очень вежливой.

Эта игра развивает такую мыслительную операцию, как поиск причинно-следственных связей, развивает способность при решении любых вопросов видеть сначала весь спектр причин этого явления.

 

«Построение сообщения по алгоритму»

 

Участникам игры предлагается построить сообщение по алгоритму:

 

факт (что произошло?)

причины

повод

сопутствующее событие

аналоги и сравнения

последствия

 

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном: кто — что — где — чем — зачем — как — когда.

Конечно, не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла (например, при описании стихийного бедствия пункты «кто» и «зачем» не имеют смысла, их можно пропустить).

Эта игра дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Именно в таких, на первый взгляд искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

 

Занятие 8. Необходимо повторить игры занятия № 7: «Ищем возможные причины» и «Построение сообщения по алгоритму».

Предлагаем игры «Выражение» и «Слова наоборот».

 

«Выражение»

 

Участникам игры предлагается придумать предложение из 4-х слов, а каждое слово начинается с указанной буквы. Чем больше вариантов предложений придумает подросток, тем лучше. Следует отметить наиболее интересные предложения, которые составили участники игры.

Можно предложить два варианта выполнения задания:

а) Последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя.

б) Слова в предложении можно расставить в любой последовательности. Здесь больше возможностей для оригинальных решений задания.

Например, буквы: МВЧО.

Ответы могут быть стандартными, обычными.

«Мастер Володя чинит обувь» или «Маша Витю чаем облила».

Но могут быть и более оригинальные предложения:

«Милые восьмиклассники читают «Онегина».

«Маленький вундеркинд чем-то озабочен».

Еще один пример выполнения задания: для составления предложений дан следующий набор букв: ВСНТ.

Ответы могут быть следующими:

«Весной снег начинает таять», «Веселый Сережка начинает топать». Если разрешаем изменить последовательность букв, то варианты ответов могут быть такими: «Всем трудно научиться свистеть» и др.

Эта игра развивает способность творчески мыслить, не только придумывать слова на заданные буквы, но и находить определенные отношения между словами.

 

«Слова наоборот»

 

Для проведения этой игры участники располагаются в кругу. Ведущий называет какое-либо слово, которое при прочтении от конца к началу также является самостоятельным словом.

Участникам игры дается задание придумать по такому же слову. Далее игра строится следующим образом: 1-й участник называет свое слово, которое может быть прочитано наоборот, например «топор», 2-й участник произносит слово, которое получится, если названное слово прочитать с конца, а затем называет свое слово: т. е. произносит «ропот» и свое слово — «грот», 3-й участник произносит слово наоборот, т. е. анаграмму «торг», и называет свое слово: «зал» и т. д.

Так по кругу можно пройти не один раз. Тот из участников игры, кто не смог назвать слово наоборот или не придумал свое такое слово, выбывает из игры.

Оставшийся последним будет победителем.

Эта игра развивает такие мыслительные операции, как анализ и синтез, умение анализировать слово по составу. Кроме того, игра заставляет участников быть внимательными, т. к. все операции со словами производятся при предъявлении на слух.

 

Занятие 9. Во время занятия следует повторить задания занятия № 8. Затем участникам тренинга предлагаются две новые игры: «Учимся замечать главное» и «Узнаем зашифрованные предложения».

 

«Учимся замечать главное»

 

Участники игры сидят на своих местах. Для проведения игры необходимо приготовить ручки и листки бумаги для каждого.

Ведущий предлагает участникам следующие задания: «Вы должны одно слово преобразовать в другое, можно в несколько этапов, но менять одновременно только по одной букве. Все переходные слова цепочки должны иметь смысл».

Например: «сено» надо преобразовать в «соль»

сено

село

соло

соль

Или еще пример: надо преобразовать слово «вор» в слово «луг»

вор

вол

кол

ком

лом

лог

луг

 

Задания для работы участникам тренинга: Ответы
1) кора — нога Кора
  Нора
  Нога
2) сон — кум Сон
  Сом
  Ком
  Кум
3) мак — кон Мак
  Сак
  Сок
  Сон
  Кон
4) лом — сан Лом
  Ком
  Кон
  Сон
  Сан

 

Эта игра развивает не только наблюдательность, но и, прежде всего, учит видеть главное, а значит, развивает мышление.

 

«Узнаем зашифрованные предложения»

 

Для работы подросткам предлагаются предложения из 10—12 слов, в которых слова так переставлены местами, что смысл предложений полностью теряется.

Ведущий пишет эти зашифрованные предложения на доске.

Обязательно нужно разобрать пример:

Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел.

Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.

Рекомендуемые задания:

1) Поэтому Наташа в уроки ходила Маша кино приготовили и не.

2) Миша пойти футбол после в играть торопились Сергей уроков и домой чтобы.

После выполнения задания можно попросить ребят самих составить такое «зашифрованное» предложение.

Эта игра развивает логические операции мышления: анализ и синтез.

 

Ответы на задания:

1) Наташа и Маша ходили в кино, поэтому не приготовили уроки.

2) Сергей и Mиша торопились после уроков домой, чтобы пойти играть в футбол.

Учащимися 7—9-х классов можно порекомендовать комплекс более сложных интеллектуальных игр. Задача предлагаемого умственного тренинга — формирование способности подростков к воспитанию и творческой переработке сложной организованной информации, требующей напряжения всех интеллектуальных сил, внимания, памяти. Тренинг мышления создает условия для возникновения не просто необычных для данной личности образов, но и образов, выходящих далеко за рамки обыденных человеческих представлений, формируя способность синтеза сложных предложений, придавая гибкость мышлению, активизируя познавательные потребности.

Методика умственного тренинга была рассмотрена в ряде работ (Келасьев В. Н. и др.). По нашему мнению, в основу тренинга надо положить не только прием отказа от привычных схем и стереотипов в восприятии, но, главное, использование нескольких приемов одновременно на основе смены координат.

Для проведения тренинга можно использовать следующие виды заданий:

1) искажение пропорций,

2) исследование предметов в движении, активном действии,

3) увеличение количества предметов,

4) замена функций предмета,

5) преобразование свойств предметов,

6) сопоставление противоположных мнений,

7) отделение одного предмета от другого, привычно существующих во взаимодействии,

8) нахождение максимально возможных способов использования предметов,

9) нахождение максимально возможного числа объектов, сходных с данным предметом,

10) интерпретация пятен Роршаха

и другие приемы.

 

«Искажение пропорций»

 

Гуливер и лилипуты. Как это могло случиться? Какие факторы могли привести к этому? Очень важно заслушать все возможные варианты ответов. Вместе с подростками следует отметить самые интересные объяснения этого явления.

Другой вариант задания: Гуливер и великаны. Вопросы можно предложить те же самые.

Эта игра позволяет развивать образное и логическое мышление, активизирует творческие процессы, а также развивает такие мыслительные операции, как поиск причинно-следственных связей между явлениями.

 

«Предмет в движении»

 

Подросткам можно предложить следующее задание: «Вечный двигатель не работает. Почему он не работает? (Схему можно взять из учебника физики.) Ваши варианты вечного двигателя? Что нужно для того, чтобы двигатель работал?»

Каждому участнику тренинга дается время для обдумывания этого задания. Затем заслушиваются все предложения. Предпочтение отдается самому интересному варианту решения данной проблемы.

Эта игра позволяет выявить необычность, нестандартность мышления учащихся.

 

«Замена функций предмета»

 

Задание для подростков: «Вы Робинзон. Как устроить быт, чтобы выжить?» Предлагается написать мини-сочинение на данную тему. Обязательно заслушиваются все сочинения участников тренинга. Обсуждение всех вариантов решения проблемы. Учащиеся все вместе решают, кто же лучше все продумал, кто выживет.

Эта игра развивает способность рассматривать все возможные свойства и функции предметов, вводить предметы в самые разнообразные ситуации, открывать в предметах новые свойства и возможности.

Игра может быть предложена и в несколько другом варианте.

Например, просим участников тренинга представить не совсем обычную ситуацию: «Необходимо разжечь огонь, а под руками только следующие предметы: огурец, очки, ложка, тетрадь и ручка». Каждый из участников должен искать свой путь решения данной проблемы. Заслушать надо все версии. Обязательно надо отметить самые интересные способы решения.

Эта игра развивает способность видеть все свойства предметов, порой даже неожиданные, о которых ранее подросток мог даже и не догадываться, и в связи с этими новыми свойствами находить новые способы применения предметов. Игра развивает гибкость мышления. Кроме того, игра может с успехом использоваться для развития творческого мышления.

 

«Пробуем иначе»

 

Эта игра близка к предыдущей. Участникам игры предлагаются самые обычные предметы: кирпич, веревка, книга, газета, консервная банка и др. Задание: что можно сделать с этими предметами, кроме их обычного применения, с которым мы прежде всего знакомы?

Эта игра развивает способность увидеть самые разнообразные свойства предметов и, используя эти новые свойства, найти новые способы применения предметов, порой даже совсем неожиданные.

 

«Увеличение количества предметов»

 

Подросткам для обсуждения предлагается следующая ситуация: «Запах духов зависит от количества молекул вещества в воздухе. Что будет, если количество этих веществ в воздухе будет расти?» Подростки должны описать все возможные варианты данного явления, проследить, как количественные изменения ведут к преобразованиям качества. Все рассуждения по этому поводу должны быть выслушаны. Необходимо отметить наиболее интересные ответы участников тренинга.

Эта игра развивает мышление и воображение подростков.

 

«Преобразование свойств предметов»

 

Подросткам предлагается задание описать предмет, после того как произошло усиление или ослабление одного из существенных признаков этого предмета.

а) «Вы все знаете существенные свойства автобуса — перевозить людей. Попробуйте описать устройство, которое сможет перевозить всех людей сразу (или перемещает сразу много людей)».

б) «Дом» — основное свойство обсуждается вместе с подростками. Свойство — создавать удобную среду для человека. «Если усиливать это свойство, создавать удобную среду обитания для всех или для многих людей, что мы можем в результате получить? Что это будет за жилище?»

Обязательно выслушиваются все ответы подростков. Отмечаются самые интересные.

Эта игра формирует гибкость мышления, позволяет видеть, как меняются предметы при изменении существенных свойств.

 

«Сопоставление противоположных мнений»

 

Все участники игры делятся на 2 группы.

Для обсуждения предлагаются следующие задания:

а) Одна группа считает, что нужен опять Советский Союз, а другая — против. Каждая из групп должна активно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Затем ведущий тренинга просит их поменяться.

б) Одна группа является сторонниками смертной казни, другая — противниками. Каждая группа должна активно и аргументированно доказывать свою правоту.

Затем опять-таки ведущий тренинга просит их поменяться ролями.

Метод сопоставления противоположных мнений удобен для работы с группой за счет активации эмоционального компонента, когда одной группе дается задача отстаивания определенной идеи, другой — критика этой идеи. Данная игра дает навыки группового взаимодействия.

Эта игра развивает критичность, гибкость мышления.

 

«Смена порядка следования»

 

Для обсуждения подросткам можно предложить следующие ситуации:

а) Может ли быть сначала гром, а потом молния?

б) Что было бы, если бы за летом опять следовала весна?

в) Что было бы, если бы рабовладельческий строй опять сменился первобытно-общинным?

Каждый участник тренинга самостоятельно отвечает на данный вопрос, а затем заслушиваются все версии. Ведущий должен отметить самую интересную.

Использование таких заданий для тренинга мышления развивает такие мыслительные операции, как анализ рядоположенности, порядка следования, а также делает внутренний мир учащихся интереснее, неожиданнее для самого себя.

 

«Отделение одного предмета (явления) от другого, привычно существующих во взаимодействии»

 

Для обсуждения подросткам могут быть предложены следующие задания:

а) Молния и гром. Может ли быть одно без другого?

б) Может ли жить рыба без воды?

в) Может ли существовать зеленое растение без света?

г) Может ли существовать человек без воздуха?

Приведем некоторые ответы подростков на первый вопрос: «Молния без грома может быть, например, разряд в безвоздушном пространстве». Или такой вариант ответа: «С космического корабля видна молния, но грома не слышно».

Ответы на второй вопрос могут быть следующими: «Угорь в период нереста меняет водоем, иногда проходит по суше значительные расстояния». Еще один ответ: «Рыбы могут впадать в анабиоз при высыхании водоемов» и т. д.

Эта игра расширяет кругозор подростков, делает мир более интересным, открывает новые возможности для его изучения.

 

«Резкое сокращение времени между явлениями»

 

Подросткам предлагается следующее задание для обсуждения: «Что будет, если сократится время между рождением и смертью человека?» Например, время существования человека сократится до одного дня.

Подросткам предлагается сочинить «сюжет» такого дня. Сочинения очень разные. Подростки обращают внимание на изменение темпа жизни человека, приобщение к взрослой культуре. Учащиеся предлагают даже новые способы обучения.

Эта игра развивает воображение и творческое мышление подростков. При обсуждении обязательно следует отметить самые интересные сочинения.

 

«Перемещение во времени существования какого-либо предмета»

 

Подросткам, участвующим в тренинге, предлагается просмотреть временную ось существования какого-либо предмета, например, телевизора, т. е. описать его настоящее, прошлое и будущее. Варианты выполнения задания могут быть следующими:

«Телевизор настоящего — это ящик в комнате. Телевизор будущего я представляю себе ящиком, в который надо входить. Допустим, у меня двухкомнатная квартира. Так одна комната — это телевизор. Открываешь комнату и вторгаешься в события, становишься их непосредственным участником».

Сфера применения данного приема достаточно широка. Ведь практически все предметы можно «прогнать» вдоль временной оси существования.

Эта игра вызывает выдвижение идей, гипотез, расковывает мышление. Участник игры должен применить весь свой опыт для решения задачи прогноза объекта в будущее.

Этот прием может быть успешно использован в преподавании истории.

 

«Совмещение пространственно разделенных объектов»

 

Суть данного приема состоит в изменении, ломке привычных пространственных связей предмета, изъятии предмета из привычных для него отношений.

Задание для подростков: совместить следующие объекты, которые пространственно разделены: травинку и ручку. Подросткам требуется найти общее между этими предметами, совместить их, следовательно, найти какой-то новый предмет, обладающий неожиданными свойствами.

Приведем ряд ответов: авторучка в виде травинки, авторучка обладает приятным запахом, авторучка меняет свой цвет в зависимости от времени года, чернилами в ручке является сок травы. Самое интересное здесь то, что появляется какой-то новый объект, обладающий свойствами первого и второго предметов.

Можно предложить учащимся другие задания:

а) совместить такие объекты, как ягода и картина.

б) совместить такие объекты, как книга и береза.

Можно предложить совмещать понятия учебных предметов, создавать из имеющихся учебных понятий синтетические понятия, обладающие новыми качествами. Можно совместить такие предметы, как география и история, в новый предмет (опишите, что будет изучать этот новый предмет), а также объединить литературу и физику (опишите этот новый предмет).

Прием этот прост, но появление в результате обсуждения объектов с интересными, порой неожиданными свойствами вызывает всплеск эмоций у подростков, повышает познавательную активность, развивает мышление.

 

«Гипотетическая ситуация»

 

Участникам тренинга для обсуждения предлагается какая-либо не совсем обычная ситуация. Например: «Представьте себе, что все люди в результате какой-либо катастрофы вдруг перестали видеть. Что произойдет в результате этого?»

Описания могут быть самые разнообразные. Выслушиваются все суждения.

Обязательно отмечаются самые оригинальные версии.

Можно предложить для групповой работы следующие темы:

Что случится, если:

а) не надо ходить в школу,

б) люди не будут никогда спать,

в) продлится вдвое жизнь человека,

г) животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

 

Эта игра позволяет представить все знакомые предметы и явления в новых, необычных условиях. Игра учит подростков творчески мыслить.

 

«Отвечаем на вопрос «Почему?»

 

Участники игры расположены в кругу.

Один из участников выбирается водящим.

Условия игры: водящий будет исполнять роль инопланетянина. Он должен задавать самые разные вопросы, которые начинаются со слова «почему».

Например: «Почему на Земле люди плачут?» «Почему в реке плавает рыба?» «Почему цветы так приятно пахнут?» и т. д.

Все остальные участники игры должны (каждый) ответить по очереди на заданный вопрос. Принимается самый оригинальный ответ на заданный вопрос. Очень важно, чтобы в игре принимали участие все.

Эта игра развивает такую мыслительную операцию, как умение выявлять причинно-следственные связи, и в то же время учит мыслить необычно, оригинально, т. е. развивает творческое мышление.

 

«Анализ пословиц»

 

Участникам тренинга для обсуждения предлагается какая-либо пословица, например: «Слово — серебро, молчание — золото».

Задание участникам:

а) постарайтесь предложить историю возникновения пословицы,

б) постарайтесь подвергнуть сомнению содержание пословицы,

в) дайте, если возможно, опровержение.

Возможна предварительная индивидуальная работа каждого участника (написание мини-сочинения), а затем общее обсуждение. Необходимо выслушать и обсудить все версии. Выбирается самая интересная и оригинальная.

 

Варианты заданий:

Семь бед — один ответ.

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Не в свои сани не садись.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. И др.

Эта игра развивает логичность мышления, учит искать причины для тех или иных выводов. А необходимость подвергать сомнению правильность пословиц развивает гибкость мышления.

 

 

 

 


[1] Здесь и далее в качестве примеров дается не полное, а вынужденно краткое, схематическое изложение конкретных случаев.

[2] Максимально полно техника такого описания родителем конкретной ситуации разработана для конфликтных ситуаций В. А. Смеховым (методика МАКС).

[3] Вкладыши — картонные или пластмассовые коробочки одинаковой формы, но разной величины, которые вкладываются одна в другую.

[4] Грановская P.M. Конфликты и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...