Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.




Общие положения.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

 

Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

 

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

 

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

 

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана с учетом национальных (общегосударственных), национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Конструкция российской идентичности.

Этнополитическая история и этносоциальная структура России предопределяют конструкцию и пути формирования российской гражданской идентичности. Гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национальному (гражданскому, государственному) сознанию нации россиян. Поэтому культурно-политическая сверхзадача российского образования - формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства.

 

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня:

- базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;

- национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;

- национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

 

Цели и приоритеты поликультурного образования.

Специфическими целями поликультурного образования являются:

- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;

- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;

- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

 

В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно (исключительно в целях удобства изложения и понимания Концепции) разделить на четыре взаимосвязанные культурные части:

- этнокультурная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы;

- национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;

- общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;

- мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

 

Основные принципы поликультурного образования:

· полилингвальности;

· преемственности;

· дифференциации и разнообразия;

· креативности;

· культурной целостности;

· объемной (стереоскопической) картины мира;

· вариативности;

· этической актуальности.

 

В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:

- национально-культурную основу воспитания;

- гуманистическую открытость воспитания;

- личностную ориентированность воспитания;

- воспитание гражданской ответственности;

- воспитание целенаправленной созидательной активности;

- базовый принцип организованного саморазвития.

 

Задание 3.

Найти притчу о дружбе и объединении.

Выразить в эссе личное отношение к притче.

Подобрать на данную тему афоризмы и пословицы разных народов, сделать о них вывод.

 

Притча «Минута мира».

 

Однажды Царь, в стране которого народ уже много лет воевал между собой, позвал Мудреца.

— Скажи, Мудрец, как мне быть? Мой народ постоянно находится в состоянии вражды. То одна сторона, то другая выступает против моего правления. Когда я уступаю требованиям одних, протестуют другие, и наоборот.

— Издай указ, — сказал Мудрец Царю, — которым установишь такой порядок: одну минуту в день, в полдень, все жители государства должны думать о мире.

— И всё? — удивился Царь. — Да ты, я вижу, совсем из ума выжил! Мудрец ушёл, а война в государстве разгорелась с новой силой.

И тогда Царь решил последовать совету Мудреца. Он издал указ, в котором обязал народ каждый день в полдень одну минуту думать о мире в стране. Удивился народ, возмутился: «Что это Царь придумал такое? В своём ли он уме?». Но указ есть указ. Ровно в полдень каждый день все жители государства на одну минуту бросали свои дела и начинали думать о мире в стране.

Поначалу не очень у них это получалось, потому как каждый думал о своём. Но постепенно их мысли становились чище и светлей. И однажды достигли такой силы, что воевать больше никто не захотел! В стране наступил мир.

С тех пор все важные дела в государстве решались сообща. Просто люди думали об одном и том же все вместе.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 862.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...