Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.5. Человек умелый и человек играющий




Мифологическое объяснение возникновения труда. Труд как «проклятие».

Естественнонаучное объяснение возникновения и эволюции труда человека в истории. Труд, обращенный на природу как основа развития видов труда, обращенных на общество и самого человека (управление, образование, здравоохранение, оборона, коммуникации и искусство).

Философско—социологическое объяснение соотношения «человек—труд» (Смит, Гольбах, Гельвеций, Маркс, Чернышевский). Отчуждение труда человека. Основные выводы Маркса о преодолении отчуждения труда. А.Дж. Тойнби об отчуждении в индустриальном обществе. Количественно неопределяемые виды труда (предпринимательский риск). Проблема интеллектуальной собственности.

Профессиональная культура человека, ее структура и факторы развития. Система профессиональной подготовки в современных условиях, ее проблемы. Профессиональная ориентация молодежи в условиях новых технологий, быстрой сменяемости их вариаций и рыночных отношений.

Труд и природа. «Вторая» и «третья» природа. Исторические виды и формы труда. Труд как дисциплинарная практика и способ производства человека. Предпринимательский этос. Протестантская этика и дух капитализма. Тело работника. Происхождение рабочего класса. Революционное действие и практическая необходимость.

Игра как постоянный феномен человеческого существования (доказательства). Концепции игры (И.Хейзинг, С.Смирнов, Э.Берн). Классификация игр по типам, планам, стилю. Характеристики игры— аgоn, игры— а1eа, игры—mimicry и игры—ilinx. Характеристика играния (Play), вида, структуры и правил игры (Game), мотиваций игрока (Performance). Антропологический подход к игре — специфика игры—мимезис, игры—агон, игры-экстазис. Аполлоновское и дионисийское начала в культуре, выраженные в этих видах игр.

Антропологическая характеристика  спорта. Специфика проявления в спорте стремления человека к доминированию, физическая культура и стиль жизни личности, факторы поведения зрителей спортивных состязаний как объект социологического исследования. Агрессивный болельщик. Социальный портрет профессионального спортсмена.

 

Тема 2.6. Ценности. Духовный опыт человечества

Ценности и бытие. Абсолютные и относительные ценности. Иерархия ценностей. Специфика ценностного сознания. Любовь к ценностям. Личностный опыт переживания высших ценностей. Долг, ответственность, нравственное признание другого

Смысл жизни и ценности жизни.

Духовность и философия. Забота и душе. Наставления и поучения. Мудрость. Исповедь и проповедь Грех и покаяние. Христианская антропология тела и духа. Страсти души. Бессилие духа. Дисциплина души. Дух и душа.

Позитивное знание и отнесение событий и поступков к высшим ценностям. Морализм и утилитаризм. Негативное отношение морализма к позитивному. Познание и интерес. Наличие ценностных предпочтений в научном познании. Проблема обоснования духовного. Интенциональность эмоциональных переживаний. Феноменология как наука о духе. Культурная онтология и иерархия ценностей.

Вера, надежда, любовь – экзистенциальные состояния человека.

 

Тема 2.7. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества

Смерть как экзистенциальный феномен. Отношение к смерти и ее ритуализация в древнем мире (Египет, Индия, Шумеры, Древняя Греция). Смерть и судьба человека в мировых религиях. Философское и социологическое направления исследования смерти в XX веке.

Жизнь после смерти как объект научного исследования (Р.Моуди, Д.Гэллап — младший. Медицинские, культурные и социальные способы сопротивления смерти: а) реанимация, эвтаназия и отношение к ней в различных культурах; б)мифы и религиозные представления о переселении душ и загробной жизни; в] идеи и ценности светской культуры о продолжении человеком себя в земных делах и потомках (институты социальной памяти); г) сохранение и укрепление здоровья, организация институтом здравоохранения.

Типология отношения к смерти в различных культурах. Представление о "неестественности" естественной смерти в первобытных культурах. Смерть как социальный феномен: социальная смерть, смерть как итог внушения (М. Мосс), смерть и социально-возрастная стратификация (Э. Канетти).

Представления о жизни после смерти, о бессмертии души, воскрешении. Египетская и тибетская "Книги мертвых". Символическое бессмертие.

Проблема «смерти человека» (философско-культурологический аспект). Смысл жизни. Искусство жизни и умирания в древней философии. Культ смерти в христианстве. Воскресение и загробное воздаяние. Вера и надежда. Смерть и бессмертие. Тема смерти в русской культуре.

Смерть в одиночестве. Интенсивность переживания смерти в культуре. Деградация традиционных пространств и ритуалов умирания. Эрос и Танатос. Убийство и жертва.

Тема смерти в искусстве. Неореализм и танатография. Фильмы ужасов. Привидения. Компенсаторная функция «зрелища смерти».

Право на смерть и право на жизнь. Эвтаназия. Биологические проблемы жизни и смерти. Долголетие. Болезнь и здоровье. Критические ситуации. Самоубийство. Смысл жизни и ценности жизни. Социальная активность личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...