Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2.2. Рациональность человека и его внерациональные характеристики




Разум и рациональность как собственно - человеческие черты. Человек Разумный как идеал Нового времени. Рациональность как прикладная способность, нацеленная на конкретные задачи, прагматическое проявление Разума. Наука как воплощение Разума.

Символические формы выражения рациональности – язык и логика. Индукция и дедукция, анализ и синтез, суждение и умозаключение – формы движения человеческой рациональности. Безумие как спутанность мышления, глупость как отсутствие способности суждения (Ю.М. Лотман). Рассудочный и разумный уровень существования рациональности.

Основные характеристики рациональности как способа поведения человека. Рациональность как адаптивное поведение, его традиционность, ценностная рациональность. Целерациональность: правильное осознание потребностей; выдвижение целей и постановка задач; выбор адекватных средств. Рационализация общения или манипулятивные практики. Виды манипулятивных практик и возможности противостояния им. Нравственные проблемы соотношения целей и средств. Рациональность и учет конкретной ситуации, рационалистический титанизм.

Принципиальная ограниченность человеческой рациональности, дискретность его проявления. Разум и внерациональные формы мировосприятия (инстинкты и бессознательные влечения), их «рационализация» (З.Фрейд). «Установки» (школа Д.Н. Узнадзе), препятствующие рациональному поведению. Автоматизмы, эмоции, интуиция. Виды интуиции. Сфера неявного знания (М.Полани).

Ограничения разума, связанные с его собственным функционированием: трансформация самих сфер познающего разума; обобщенный характер рационального знания, необходимость его индивидуализирующей интерпретации.

Ограниченность рациональности действия. Стихийность и спонтанность социальных процессов. Свобода поступать нерационально. Борьба интересов. Неучтенные внешние факторы. Неравновесные ситуации, точки бифуркации. Неопределимость отдаленных следствий человеческих действий.

Эзотерические попытки превзойти разумно – рассудочную деятельность. Вера и разум в религиозном контексте.

Социальные следствия превознесения Разума. Сциентизм и антисциентизм. Демонстрация границ разума постмодернизмом. Рациональность и гуманизм.

Психоаналитическая философия о человеке. Бессознательное. Либидо и его сублимация в культуре. Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Архетипы бессознательного. Энергия желания, вытеснение и замещение. Социальная природа душевных явлений. Психоанализ Э. Фромма. «невротическая личность нашего времени (К. Хорни). Трансперсональная психология С. Грофа. Разум и безумие. Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья.

Тема 2.3.  Человек и общество. Человек и Другие.

Человек как биосоциальное существо. Личность как результат, объект и субъект общественных отношений. Социально – типическая и индивидуально – уникальная характеристики личности

 Разные философские подходы к проблеме взаимопонимания людей
Культурные коды общения. Интеракция и коммуникация. Проблема диалога у М.М. Бахтина. Автор и герой эстетической деятельности.
Условия реализации межличностного диалога. Проблема одиночества (разный смысл слова «одиночество», виды одиночества).
Идеал любви как переживания и как поведения. Противоречия реальной любви. Проблема единения в любви.

Мир любви и его принципиальное отличие от миря доминирования, соперничества и жизненной борьбы.

 




Тема 2.4. Проблема человеческой судьбы, возможность свободы

 

Судьба как предзаданность, как результат случайно сложившихся обстоятельств или как цепь свободных выборов человека. Фатум и фортуна. Запад и Восток о судьбе. Стремление западного человека «построить свою судьбу», его личностная вовлеченность и эмоциональность в процессе этого «построения». Необходимость тотального контроля обстоятельств и других людей. Восточные представления о судьбе: Дао, определяющее ход вещей; жизнь не как достижение целей, а как «проживание жизни»; ситуативное изменение цели, терпение, ограничение страстей, выбор «естественных» целей; движение в потоке без предварительных программ.

Проблема судьбы как проблема выбора себя. Быть ли как все? Собственное и несобственное бытие по М. Хайдеггеру. Феномен усредненности. Автоматизирующий конформизм по Э.Фромму. Быть ли таким, каким велели? «Задумки» мироздания, проекты «высших сил», судьбы. Родительские сценарии (Э.Берн) в судьбе человека. Преодоление сценариев.

Можно ли «быть собой». Человек как открытая система. Человек и многообразие его ролей.

 Свобода как сверхценность европейской культуры. Свобода как понятие и экзистенциальная ценность. Свобода абсолютная и относительная. Позитивный и негативный полюса свободы, свобода «от» и свобода «для».

Свобода и необходимость. Проблема соотношения свободы и необходимости в судьбе человека. Проблема предзаданности судьбы и личного выбора. Фатализм и волюнтаризм, анархизм. Свобода как познанная необходимость. Свобода как выбор, совершенный в рамках необходимости, где необходимость – спектр возможностей.

Свобода выбора как способность подняться над биологическими потребностями, над диктатом социума, над ситуацией. Поиск расширения круга возможностей – основа динамики общества. Потеря нереализованных возможностей. Потребность сужения перспектив при неопределенных последствиях выбора. Компетентность как средство сужения возможностей.

Условия свободного выбора - осознание последствий всех его вариантов. Внутренние запреты на определенные виды поведения. Формирование таких запретов в процессе воспитания, позитивное и негативное в них. Свобода объективная и субъективная.

Свобода выбора между добром и злом. Свобода и ответственность. Ответственность как способность адекватно ответить на вызов реальности; как способность принять на себя последствия свободного выбора; как способность признать вину и принять наказание. Ответственность перед различными субъектами : перед самим собой, перед другими людьми, перед обществом, перед Богом и т.д. Этика ответственности (К.Манхейм). 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...