Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Система ЭП, соотношение другими отраслями права.




Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части.

 

Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие положения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы.

 

Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правового регулирования, определяют сферу и характер регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.

 

В рамках Общей части выделяются правовые институты, регулирующие группы однородных общественных отношений в области использования и охраны окружающей природной среды, например, институты права собст­венности на природные ресурсы, права природопользования, экологических прав граждан, государственного экологического управления и контроля, ответственности за экологические правонарушения.

 

Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов природных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нормы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образуют подотрасль лесного права, вод - водного права и т.д.

 

Соотношение.

Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.

Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.

Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.

Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.

Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.

Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.

Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополия государственной собственности на природные ресурсы.

В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципиальных различий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяйственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта.

Ликвидация государственной монополии на землю, появление многообразных форм использования природных ресурсов предопределили денационализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

 



Вопрос 5. Источники ЭП.

Источники экологического права - нормативно-правовые акты, которые регулируют общественные отношения по охране окружающей среды и ационального использования природных ресурсов. Особенности источников: 1) ст.72. Конституции РФ: Экологическое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Совместное ведение означает на федеральном уровне устанавливаются принципы, разрабатываются общие положения, а субъекты РФ реализуют их с учетом своих региональных особенностей. 2) Экологические нормы закреплены не только в специальном экологическом законодательстве, но и НПА других отпраслей(н-р, Градостроительный кодекс, КоАП РФ, УК РФ итд)

 

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при-нятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

4.Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

 

Классификация источников.

1. Международные договоры и соглашения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

Все международные договоры можно поделить на 2 группы: 1. международные договоры государств СНГ; 2) международные договоры с другими иностранными государствами.

Основным межправительственным соглашением государств участников СНГ от 8.02.98 «О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды»(заложен основной принцип сотрудничества).

Договоры с иными государствами заключаются либо в отношении окружающей среды в целом(н-р, всемирная хартия природы 1982г.), либо международные договоры, направленные на охрану отдельных природных объектов(международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954г.)

2. Конституция РФ.Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).

В Конституции определены организационно-правовые основы осуществления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавливают компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.

3. Федеральное законодательство.1. Экологическое законодательство; 2)Природо -ресурсное законодательство; 3) законодательство иных отраслей.

Экологическое законодательство: 1) ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступил в действие 12.01.2002, структура 16 глав, 83 статьи)Данный закон в отличие от ранее действовавшего экологического законодательства в ст.1 предусматривает основные понятия и определения экологического законодательства; предусматривает экологические требования ко всем стадиям хозяйственной деятельности; перечень объектов охраны дополнен: околоземное космическое пространство; экологический аудит и экологическая сертификация; предусмотрен специальный срок исковой давности по искам о возмещении вреда окружающей среде в 20 лет.

2) ФЗ «Об экологической экспертизе» закрепляет требования проектной документации, нормативная, техническая реализация которых может негативно сказаться на окружающей среде. Без положительного заключения финансирование и строительство не допускается.

Природо -ресурсное законодательство: 1)Водный Кодекс РФ от 2007г. увеличил количество водных объектов, которые могут находиться в частной собственности (пруды, обводненные карьеры, замкнутые водоемы), отменил лицензии на водопользование(договор, либо решение органа гос. власти).

2)Лесной кодекс от 2007г. В отличие от прежнего не использует понятие древесно-кустарная растительность, отменил разрешительные документы в виде ордера, лесного билета, лесорубочного билета: либо договор, либо решение органа гос.власти.

3) ФЗ об особо охраняемых природных территориях от 1995г. Заказники, запасники, национальные и природные парки, памятники природы и др.

Законодательство иных отраслей: 1)ГК РФ. Организационно правовые формы для субъектов ЭП, закрепляет вещные и обязательственные права в отношении природных ресурсов, устанавливает общие начала оборотоспособности природных ресурсов.

2) налоговый кодекс. Налоги: земельный, водный, налог на добычу полезных ископаемых.

3)КоАП : адм. Экологич. Правонаруш.

4)УК РФ. Отдельная глава – Экологические преступления.

4. Подзаконные нормативные акты.Указы Президента, Постановления Правительства, Ведомственные правовые акты.

актам субъектов Российской Федерации относятся законы и

подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

 

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

распоряжения;

решения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...