Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические и практические занятия, пастырское сопровождение службы




В период организации службы с дежурными необходимо провести цикл тематических занятий и практических семинаров, ответить на вопросы, провести итоговое собеседование.

Важно, чтобы все служащие храма прошли подготовку по приходскому консультированию и могли отвечать на поставленные перед ними вопросы.

Примерные темы семинаров с приходскими консультантами

Как правильно по форме и содержанию побеседовать с человеком, разъясняя смысл:

· смысл таинств Святого Крещения, Покаяния, Причащения, Брака (Венчания);

· проведения катехизации перед таинствами;

· молитвы;

· соблюдения поста;

· чтения Священного Писания и духовной литературы;

· регулярного посещения храма с участием в богослужении и церковных таинствах; 

· духовной (церковной) жизни;

· необходимости духовного руководства;

· необходимости борьбы со своими страстями;

· проявления сострадания, милосердия и любви к окружающим;

· важности своевременного духовного воспитания детей.

 

На практических занятиях можно предложить дежурным самим подготовиться и сделать короткие сообщения на актуальные темы консультирования, например:

– как ответить на вопрос: «Кому поставить свечу, чтобы в жизни все было хорошо?»;

– в чем различие между суеверием и истинной верой в Бога;

– как определить своего небесного покровителя;

– как подготовиться к Крещению, Венчанию, первой Исповеди и Причащению;

– на какой день после рождения крестить младенца и как ему выбрать имя, кто может, кто не может быть крестным;

– почему особо поминают усопших в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине и что происходит с душой в эти дни, правила чтения Псалтири по усопшим;

– смысл и события, празднуемые в двунадесятые и великие праздники;

– об истории храма, о расположении икон в храме, их названия и дни празднования; о наиболее известных иконах Божией Матери и тех, которые имеются в храме; жития наиболее известных святых и тех святых, иконы которых имеются в храме, и т.д.

В дальнейшем священнослужителям и катехизаторам, курирующим службу приходского консультирования, рекомендуется регулярно проводить встречи и практические семинары с целью повышения уровня знаний и совершенствования работы службы. Дежурным полезно общаться между собой, делиться опытом, анализировать вопросы, заданные во время дежурства, и краткие ответы на них, записанные в журнале службы.

Необходимо постоянное пастырское сопровождение службы, чтобы дежурные имели возможность задать свои вопросы священнику и узнать ответы на вопросы, на которые не смогли ответить во время дежурства в храме, обсудить сложные ситуации общения.

Общие вопросы работы консультативной службы

Служба приходского консультирования может состоять из нескольких человек. В особенно многолюдные дни число дежурных может быть увеличено.

Начинать и заканчивать дежурство в службе приходского консультирования следует с молитвы. Во время дежурства консультирующие не должны много и громко разговаривать между собой.

Недопустимо, чтобы одному человеку отвечали на вопрос одновременно два дежурных.

Может возникнуть затруднение, когда с вопросами подходят одновременно несколько человек. В такой ситуации можно ответить сначала на простые, а потом на более сложные вопросы. Или извиниться и предложить кому-то сначала поставить свечи, помолиться, подать записки, посмотреть духовную литературу, а потом задать вопрос.

 

Особенности восприятия, мышления и мировоззрения людей, редко посещающих храм

При общении с людьми следует учитывать их взгляды, способность восприятия и особенности мышления. Конечно, невозможно сразу определить совокупность этих качеств человека, обратившегося с вопросом. Но по характеру и способу формулировки самого вопроса можно сделать некоторые предположения.

Следует учитывать, что, как правило, большинство из приходящих в храм людей имеют поверхностные знания о православной вере, слабо мотивированы на духовно-нравственную жизнь. В результате прерывания православных традиций среди людей, в том числе крещенных в Православии, широко распространены суеверия: даже простой вопрос может быть задан с определенным, возможно суеверным, подтекстом. Православная вера нередко воспринимается лишь как дань историческим и национально-культурным традициям и часто совмещается, а порой и вытесняется верой в приметы, сглазы, порчи, гадания, гороскопы. Нередко встречается потребительское отношение к Церкви: «Все можно купить, заказать, оплатить».

Кто может обратиться к дежурным службы приходского консультирования

В зависимости от вопросов людей, приходящих в храм, от интересов, убеждений, мотивов прихода и поведения в храме дежурными приходских консультативных служб условно можно выделить следующие группы:

– постоянные прихожане храма, регулярно участвующие в таинствах;

– начинающие церковную жизнь, редко участвующие в таинствах;

– не участвующие в таинствах, приходящие в храм только по праздникам: в Пасху – освятить куличи и яйца, в Вербное воскресение – освятить вербу, в Преображение – освятить плоды, в Крещение – за святой крещенской водой; в День Святой Троицы – (по аналогии) освятить березовые ветви;

– пришедшие по приглашению родственников на Венчание, Крещение или отпевание;

– пришедшие освятить крестик, машину; пригласить священника освятить квартиру;

– пришедшие по причине скорби, болезни;

– пострадавшие от деятельности сект и других деструктивных организаций, родственники пострадавших;

– паломники;

– пришедшие из любопытства, от скуки (в основном это молодежь);

– психически нездоровые;

– сектанты, экстрасенсы, «целители»;

– пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей».

Основные принципы общения

Прежде всего дежурный должен понять, что за человек пришел в храм, с какой целью, нуждается ли он в помощи и в какой именно. Для этого надо дать человеку возможность высказаться и внимательно его выслушать. При общении с людьми консультант должен быть терпеливым, чутким, тактичным, не допускать употребления резких, некорректных слов. Беседу следует вести спокойно, ясно и вразумительно. Постараться помочь человеку в его нуждах, утешить в скорби, по возможности полно ответить на заданные вопросы.

В общении с людьми не должно быть навязчивости.

Если дежурный видит, что человек стоит перед иконой погруженный в себя и ни о чем не спрашивает, не надо в этот момент мешать ему: не убирать с подсвечника перед этой иконой огарки свечей, не пытаться начать разговор, не подсказывать ему, кто изображен на иконе или как правильно креститься. Пусть он побудет наедине с Тем, к Кому мысленно и сердечно в этот момент обращается.

Есть люди, которых интересует только получение краткого ответа на их вопрос и не больше. Таким людям не надо пытаться говорить больше, чем они спрашивают.

Другие люди, получив ответ, готовы продолжить беседу. Ответы на простые вопросы могут послужить поводом к другим, более серьезным вопросам, темам и понятиям, а короткий разговор может перейти в продолжительную беседу, в результате которой человек выскажет намерение подготовиться к первой Исповеди.

Распространенный вопрос, который задают дежурным службы приходского консультирования люди, приходящие в храм, где находится та или иная икона. Контекст ответов на эти вопросы можно использовать для продолжения общения, то есть не ограничиваться показом местоположения интересующей иконы, а кратко рассказать житие святого или наиболее яркие случаи чудотворений, произошедшие по молитвам, обращенным к нему. Часто также спрашивают о том, куда поставить свечи о здравии или упокоении; как можно освятить крестик; есть ли святая вода и можно ли ее взять. В рамках завязавшегося разговора можно сказать, что поставить свечу, конечно, очень хорошо, но можно еще написать записку о здравии или упокоении родных и объяснить, как это сделать. Подсказать, что в храм можно приходить не только для того, чтобы ставить свечи, а можно еще участвовать в богослужении, в таинствах, через которые Господь исцеляет душевные недуги и подает благодатную помощь. При ответах на вопросы об освящении крестиков (квартир, машин) можно сказать, что хорошо бы освящать не только предметы, которыми человек пользуется, но и самому человеку, его душе надо освящаться участием в таинствах Исповеди и Святого Причащения.

Отвечая на вопросы: «Как правильно написать записку? Как заказать молебен, панихиду? Куда поставить свечу, чтобы все было хорошо?» и другие, подобные им, дежурные также не должны ограничиваться краткими формальными ответами, а должны объяснять, что необходимо не просто заказать молебен или панихиду, а лично поучаствовать в церковной молитве, богослужении, таинствах; для того, чтобы все было хорошо, мало поставить свечу, надо учиться терпеть скорби, прощать обидчиков.

Есть люди, которые имеют много вопросов, но не решаются их задавать, боясь выглядеть смешными. Они очень неловко и неуверенно чувствуют себя в непривычной для них обстановке храма. Эта категория людей – очень благодарные слушатели. Обрадовавшись, что им пришли на помощь, а не сделали замечание за неправильное поведение в храме, они задают много вопросов и с интересом слушают ответы. Таким можно рассказать о важности церковной жизни, посоветовать приобрести литературу по основам православной веры, предложить поучаствовать в богослужении, рассказать о существовании при храме воскресной школы для взрослых и детей, в которой можно получить необходимые знания о церковной жизни и православной вере.

Иногда люди, приходящие в храм, из-за незнания веры и церковной жизни не могут даже правильно сформулировать свой вопрос. Дежурные должны им помочь и уметь ненавязчиво, деликатно объяснить, например, что молитва – это не магический заговор, после прочтения которого моментально исполнится просимое, пост – не диета для улучшения физического здоровья, свеча – не волшебная палочка для исполнения желаний, поклоны – не физические упражнения для демонстрации своих религиозных чувств и т.д. Все эти внешние действия являются вспомогательными средствами для приближения человека к Богу и будут плодотворными только при правильном к ним отношении и понимании. Только когда человек имеет искреннюю веру в Бога, осознание своих грехов и раскаяние в них, твердое намерение изменить свою жизнь по церковному укладу и духовную ревность о Богоугождении, только тогда его молитва будет беседой с Богом, пост – воздержанием и отложением злых дел, слов, помыслов, свеча – малой благоприятной жертвой, а поклоны – проявлением покаянного чувства.

Нельзя забывать, что каждый человек имеет Богом данную ему свободу. У каждого человека свой путь к Богу и свое время пути. За внешне неправильными действиями может стоять искреннее движение души. Ни в коем случае нельзя ни с кем спорить, доказывая свою правоту. Надо просто информировать людей, делиться знаниями по интересующим их вопросам, а делать выводы предоставить им самим. Не надо пытаться мгновенно обратить человека к церковному образу жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...