Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность процесса формирования правовой культуры учащихсяСтр 1 из 6Следующая ⇒
Ученическое самоуправление как средство формирования правовой культуры учащихся
Выполнил: студент 2 курса факультета истории, политических наук и культурологи группы ПОДб-2202-58-00 очной формы обучения Труфакин Данил Сергеевич ____________________/подпись/ Научный руководитель: _____________________/подпись/
КИРОВ 2017 Оглавление Введение. 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры учащихся посредствам ученического самоуправления. 6 1.1. Сущность процесса формирования правовой культуры учащихся. 6 1.2. Функции ученического самоуправления процессе формирования правой культуры учащихся. 12 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся посредствам ученического самоуправления. 19 2.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры у учащихся посредствам ученического самоуправления 19 2.2. Анализ и интерпретация данных опытно-экспериментальной работу по формированию правовой культуры у учащихся посредствам ученического самоуправления. 21 2.3. Программа деятельности ученического самоуправления по формированию правовой культуры учащихся. 25 Заключение. 27 Библиографический список. 28 Приложение №1. 31 Приложение №2. 33 Приложение №3. 35
Введение Актуальность темы исследования.В современных реалиях незнания законов государства и низкий уровень правовой культуры может привезти к печальным последствиям для человека и гражданина. В настоящее время у большей части российской молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. В рамках «национальная стратегия действий в интересах детей» [9] принятой на 2012 – 2017 годы говорится о необходимости способствовать формированию социально активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения в обществе и с государством. Образовательные программы в Российской Федерации формируется таким образом, что бы дать возможность молодому гражданину всецело и всесторонне развить свои навыки и умения в гражданско-правовой сфере, министерство образования ставит перед школой задачу подготовить активного гражданина с высоким уровнем правой культуры. Одним из средств развития правовой культуры учащихся является ученическое самоуправление, это достаточно удобный механизм, основанный на демократических принципах: равенства и братства, который в короткий срок позволяет втянуть учащихся в работу и дать обратную связь, увидеть результат. На сегодняшний день формирования правой культуры является жизненно важным приоритетом российского демократического общества и государства, а механизмом реализации данной программы служит такой институт как школа, использующий для этого различные средства, к каким относиться ученическое самоуправление. Тема исследования – ученическое самоуправления как средство формирования правовой культуры учащихся. Цель работы – изучить ученического самоуправления как средство формирования правовой культуры учащихся. Объект исследования – процесс формирования правовой культуры учащихся. Предмет исследования– функции ученического самоуправления в формировании правовой культуры учащихся. Гипотеза исследованиязаключается в следующем, что если определена сущность процесса формирования правой культуры учащихся, а функции ученического самоуправления будут эффективно способствовать её формированию, то ученическое самоуправления будет являться эффективным средством формирования правовой культуры учащихся. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать сущность процесса формирования правовой культуры учащихся; 2. Определить функции ученического самоуправления в процессе формирования правовой культуры учащихся; 3. Экспериментально проверить функции ученического самоуправления в процессе формирования правовой культуры учащихся. 4. Разработать программу деятельности ученического самоуправления по формированию правовой культуры учащихся. Нормативно-правовая база исследования: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [19]; - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы [9]; Теоретическая база исследования: - теория контекстного обучения и воспитания (А.А. Вербицкий, В.Г. Калашников) [2]; - зависимость сформированости правой культуры учащихся от общественного заказа (Т.В. Воронцова, А.В. Савельева) [3];
Теоретические методы исследования: - теоретический анализ нормативно-правой базы РФ, регулирующей образовательный процесс; - теоретический анализ педагогической и методической литературы; Эмпирические методы исследования: - анкетирование и тестирования учащихся; - педагогическое наблюдение за деятельность учащихся в работе ученического самоуправления; Математические методы исследования: - ранжирование; - шкалирование; Новизна исследованиязаключается – в создании такой программы деятельности ученического самоуправления, которая будет эффективно способствовать формированию правой культуры учащихся. База исследования –МКУО СОШ пгт. Вахруши, Слободской район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса, в количестве 23 человек.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры учащихся посредствам ученического самоуправления Сущность процесса формирования правовой культуры учащихся Правовая культура – «необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения человека, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления всех граждан страны, в том числе и учащихся, являющиеся предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство» [3]. С.И. Куликова [7] пишет о том, что в шумеро-аккадской цивилизации подрастающее поколения знала, что такое законы государства, а в Древней Греции, где возникла первичная система правового государства – можно увидеть основы системы формирования гражданской ответственности. «Аристотель ввел в научный мир понятие «гражданское общество» – общество свободных и имеющий одинаковые права граждан, объединенных сложившейся формой политического устройства» [7]. Древним Риму нужен был гражданин, преданный Родине, готовый к активной общественной жизни. В концепцию Цицерона о воспитании юных граждан легли принципы: справедливости, знания истины и закона, совершения благопристойных поступков, милосердия, защиты Отечества. Стоит отметить, что система романского права легла в основу многих европейских государств, что безусловно говорит о высоком уровне правой культуры античного Рима. В эпоху Средневековья религия являлась главной идеологической силой, это выражалось в том, что «закон Божий» приравнивался к закону государства, правовая безграмотность была распространена даже среди королей, но уже в Возрождения образовательные программы сменили свою направленность на всесторонне развитие личности, нравственности, трудолюбия, гуманности, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности. В концепцию просветителей-гуманистов входили такие понятия как «правовое государство» и «гражданское общество», они считали, что закон должен стоять выше всех в обществе, признавали равенство всех перед ним. Привить добродетели «правого государства», по мнению гуманистов, можно только через просвещения народа, а при высоком уровне правой культуры нации можно говорить о наличии «гражданского общества» в государстве. Понимание правовой культуры в России как особого качественного состояния правовой жизни начинается в ХХ веке. Воспитание нового человека требовало активного воздействия на общественное сознание. Источником формирования правовой культуры нередко служили идеи партийного руководства. «Системные исследования правовой культуры предпринимаются в 60–70-е годы XX века. Основополагающие подходы к формированию «правовая культура» были сформулированы в 80-е годы ХХ века» [5]. В разные исторические периоды при формировании правой культуры педагогика выполняла определенный заказ общества, применяя соответствующие времени средства и методы ее воспитания. Сегодня школа должна обеспечить «формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества» [10]. На сегодняшний день, пишет Е.В. Трубицына [19], перед педагогами ставится задача выпустить из общеобразовательных учреждений выпускников, которые умеют ориентироваться в гражданско-правовых вопросах. То есть способных разрешать различные гражданско-правовые ситуации, соблюдать установленные законам нормы поведения, а так же обладающие деловыми качествами и нравственной устойчивостью к негативным явлениям в гражданско-правовых отношениях общества. Согласно ФГОСТу [9] выпускник основной школы – это «любящий свой край и свое Отечество; <…> осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; <…> социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством» [9]. «От сформированности гражданско-правовой культуры выпускников школы во многом будет зависеть решение проблем формирования современного гражданского общества и его стабильности в нашей стране» [19]. С. Ю. Тренихина [18] выделяет две основных проблемы формирования правовой культуры личности: - периодическое включения в ситуацию, то есть когда от индивида требуется конкретное знания закона в той или иной жизненной ситуации; - эгоистические потребности личности, то есть желания пользоваться правами, но не выполнять обязанности; Общество, семья и школа оказывают влияние на правосознание учащегося, способствуют формированию его правовой культуры. Также процесс формирования провой культуры учащегося сводиться к избирательному отношению и тем жизненным ситуациям, в которые он по ряду объективных и субъективных причин включен. Например, при появлении трудностей в применении норм закона, он может обратиться за помощью к родителям, учителю или на прямую к юристам или самостоятельно изучать интересующие его правовые акты. Правовая культура школьника, как пишет Е.А. Гавриш [4], опирается на правосознание, однако не сводится к нему. «Правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Правосознание школьников, являясь одной из форм общественного сознания и составным элементом правовой культуры, представляет собой совокупность взглядов, убеждений, настроений, эмоций, понимания ее роли в развитии общества» [4]. Формирование правосознания школьников представляет собой целенаправленную воспитательную деятельность, в процессе которой происходит усвоение несовершеннолетними правовых ценностей и знаний. Важной целью формирования правосознания является достижение правовой компетентности несовершеннолетних как способности и возможности в соответствии с имеющимся уровнем правовой образованности использовать полученные правовые знания в жизни для самостоятельного решения правовых проблем. Констатируем, что процесс формирования правовой культуры учащихся — это длительный и сложный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. «Необходимыми условиями и средствами воспитания правовой культуры учащихся школ являются пропаганда права, накопление у детей юридических знаний, практическое укрепление у учащихся понимания исполнения законов, которое достигается благодаря воспитанию убежденности, что эти законы действенны и человек в нашей стране социально защищен» [3]. Правовое воспитание есть одно из проявлений идеологической функции государства, способности права оказывать воспитательное воздействие на людей. Оно расширяет масштабы и глубину действия, решает все более сложные задачи формирования правосознания масс, совершенствуется в формах и методах своего осуществления и становится в подлинном смысле общесоциальным. Механизм правового воспитания, включает в себя следующее [8]: - субъекты правового воспитания. Органы и организации, осуществляющие правовое воспитание населения (государственные правоохранительные органы, система народного образования, трудовые коллективы, общественные организации); - объекты правового воспитания, на которых производится воспитательное воздействие; - средства и формы правового воспитания. Проанализировав ряд научных работ, в том числе статью И. Ю. Блясова [1], назовем, некоторые основные средства формирования провой культуру учащихся: - социальная среда или круг общения учащегося: пример взрослых, образ жизни родителей и учителей, так же большое влияние на процесс формирования правовой культуры оказывают друзья; - информационно-просветительские средства: к ним относятся целенаправленной систематической просветительская работа среди учащихся. Например, такие мероприятия как профилактические беседы с учащимися и их родителями, родительские собрания, классные часы, проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера с участием специалистов в области правового воспитания; - личностные мотивы учащегося: «изменению правовых и нравственных ценностей может способствовать неудовлетворенность в личностной самореализации, внутреличностные конфликты, неустойчивость нравственных и правовых норм поведения» [1]; - СМИ: интернет, телевидение, книги и журналы и т.д.; - ученическое самоуправление. Как средство формирования правой культуру предусматривает вовлечение учащихся в управление школой, создание органов управления коллективам, наделенных определенными правами и обязанностями, «Ученическое самоуправление, являясь формой организации жизнедеятельности учащихся, обеспечивает развитие самостоятельности и активности школьников в решении управленческих задач школы, формирование социальной зрелости личности, ее общественной инициативы» [11]. Процесс формирования правовой культуры личности происходит поэтапно. Он включает в себя уровни, которые соответствуют основным этапам формирования правосознания учащихся. К основным структурным элементам формирования правовой культуры отнесется следующие: - изучения права. Знакомства с основными нормами права; - усвоение правовых требований и формирования правовых убеждений. «Знания права не сводиться к простой осведомленности. Знания права должно сочетаться с высоким уровнем правосознания» [17]; - правомерное поведение. На данном этапе формируется уважения к законам и правовая убежденность в силу закона в решении споров; - социально-правовая активность. Учащийся самостоятельно способны применять нормы закона в свой жизнедеятельности. Процесс формирования правой культуры с точки зрения педагогики в широком смысле – это часть процесса социализации в ходе жизнедеятельности личности, формирования и развития гражданско-правовых отношений, гражданско-правового образования, формирующий гражданско-правовое сознание. В узком смысле, у школьников – это часть процесса социализации личности, формирования и развития гражданско-правовых отношений обучающихся начальной, основной, старшей школы, в процессе гражданско-правового образования, способствующего в течение школьного периода формированию и развитию гражданско-правового сознания, отвечающего вызовам времени.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |