Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ




 

Цель занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о субъекте преступления и его признаках, специальном субъекте и его видах, а также их уголовно-правовом значении.

 

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

План

1. Понятие субъекта преступления и его признаки.

2. Возраст как обязательный признак субъекта преступления.

3. Вменяемость как обязательный признак субъекта преступления. Понятие и критерии состояния невменяемости, исключающего уголовную ответственность.

4. Специальный субъект преступления и его виды.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающийся особое внимание должен уделить уяснению понятия субъекта преступления, законодательному закреплению признаков субъекта преступления, соотношению категорий «субъект преступления» и «личность преступника», а также уголовно-правовому значению данного элемента состава преступления.

При подготовке второго вопроса следует остановиться на различных подходах в определении возраста субъекта, уяснить общий возраст уголовной ответственности и возраст уголовной ответственности за отдельные наиболее опасные преступления (ч. 2 ст.20 УК РФ), уделить внимание проблемам установления возраста лица в зависимости от наличия или отсутствия документов, удостоверяющих его личность. Также необходимо обратить внимание на условия применения положения ч. 3 ст.20 УК РФ, согласно которого несовершеннолетнее лицо, хотя и достигшее возраста уголовной ответственности, не подлежит ей.

При подготовке третьего вопроса обучающийся должен уяснить понятие и критерии вменяемости как одного из признаков субъекта преступления и особое внимание уделить законодательной регламентации понятия и критериев невменяемости, как состояния, исключающего уголовную ответственность.

При подготовке четвертого вопроса необходимо остановиться на определении специального субъекта преступления, классификации его признаков и их уголовно-правовом значении для правильной квалификации содеянного и назначения наказания.

Темы рефератов

1.  Субъект преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

2. Невменяемость в уголовном праве.

3. Проблема уголовной ответственности юридических лиц.

4. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

5. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями, связанными с особенностями установления признаков субъективной стороны преступления, форм и видов вины, их уголовно-правовом значении, а также практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков субъективной стороны преступления.

 

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

 

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.

2. Вина как основной признак субъективной стороны преступления: сущность, содержание и формы.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

5. Мотив, цель и эмоциональное состояние как признаки субъективной стороны преступления.

6. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающемуся следует обратить внимание на соотношение понятий «субъективная сторона преступления» и «субъективная сторона состава преступления», уяснить признаки субъективной стороны, специфику их установления и уголовно-правовое значение.

При подготовке второго вопроса следует уяснить определение вины как обязательного признака субъективной стороны, знать критерии деления вины на формы и виды, уголовно-правовое значение вины и ее форм.

При подготовке третьего вопроса особое внимание обучающийся должен уделить законодательному определению прямого и косвенного умысла, их интеллектуальных и волевых признаков, отличию данных видов умысла друг от друга, изучить другие виды умысла, выделяемые в теории и судебной практики: заранее обдуманный и внезапно возникший, в том числе аффектированный, конкретизированный и неконкретизированный и др.

При подготовке четвертого вопроса подробно следует остановиться на законодательной регламентации неосторожности и ее видов: легкомыслия и небрежности, уяснить их интеллектуальные и волевые признаки, отличие легкомыслия от косвенного умысла и от небрежности, отличие небрежности от легкомыслия и невиновного причинения вреда.

При подготовке пятого вопроса необходимо обратить внимание на определение мотива преступления, его виды, уяснить, что представляет собой цель преступления и такое эмоциональное состояние как аффект, понимать и уметь раскрыть их уголовно-правовое значение и влияние на квалификацию преступления и назначение наказания.

Темы рефератов

1. Влияние вины на квалификацию преступления.

2. Особенности уголовной ответственности за неосторожные преступления.

3. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.

4. Невиновное причинение вреда.

5. Понятие и виды юридической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

6. Понятие и виды фактической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

 

Используемая литература: 1-5, 8-13, 44-53, 134-136.

 

Тема 6. СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ УМЫШЛЕННОГО

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Цели проведения практического занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями о стадиях совершения умышленного преступления, их видах, отличиях друг от друга, их уголовно-правовом значении, а также практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков добровольного отказа от преступления, его отличиях от деятельного раскаяния.

 

Практическое занятие – 2 часа

 

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучающиеся изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

 

План

1. Понятие, виды и значение стадий совершения умышленного преступления.

2. Понятие и признаки приготовления к преступлению.

3. Понятие, признаки и виды покушения на преступление.

4. Понятие оконченного преступления. Зависимость момента окончания преступления от конструкции его состава.

5. Добровольный отказ от преступления, его признаки и отличие от деятельного раскаяния.

6. Решение задач.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить понятие стадий совершения умышленного преступления, особое внимание уделить их видам и уголовно-правовому значению выделения и правильного установления стадий преступления для правильной квалификации содеянного и назначения справедливого наказания.

При подготовке второго вопроса обучающийся должен обратить особое внимание на изучение законодательного определения приготовления к преступлению, его признаков, отличия от добровольного отказа от преступления и покушения, специфики состава приготовления как разновидности неоконченной преступной деятельности и его наказуемости.

При подготовке третьего вопроса следует остановиться на законодательной регламентации покушения на преступления, его признаках и видах, специфики состава покушения, отличии от приготовления, оконченного преступления и добровольного отказа от преступления и уголовно-правового значения данной стадии преступления.

При подготовке четвертого вопроса необходимо уяснить законодательное понятие оконченного преступления, знать момент окончания в зависимости от конструкции состава преступления (материальный, формальный, усеченный).

При подготовке пятого вопроса обучающийся особое внимание необходимо обратить на законодательную конструкцию добровольного отказа от преступления, уяснить его признаки, отличие от деятельного раскаяния.

Темы рефератов

1. Стадии преступления по уголовному законодательству зарубежных стран.

2. Особенности добровольного отказа соучастников преступления.

 

Используемая литература: 1-5, 8-13, 54-58, 134-136.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...