Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата




Цели освоения дисциплины

 

Целями изучения дисциплины является формирование у студентов экономического образа мышления, получение студентами теоретических знаний в области экономической теории, внешней и внутренней среды фирмы и практических навыков экономического анализа на предприятиях.

Предметом дисциплины является анализ оптимального поведения потребителя, а также фирм  в условиях несовершенной конкуренции.

Задачи дисциплины:

- изучить современные экономические теории и концепции микроэкономики;

- освоить принципы и законы экономического развития;

- изучить общие закономерности и взаимосвязи рыночной экономики

- изучить специфику и проблемы российской рыночной экономики.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Микроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла /БЗ/ и является теоретической и методологической основой для изучения всех последующих конкретных экономических дисциплин, таких как макроэкономика, экономика предприятия и организации, история экономических учений, институциональная экономика, теория отраслевых рынков, корпоративные финансы и т.д. Дисциплина изучается в первом семестре на первом курсе параллельно с историей Отечества и математикой.  Базой  для освоения курса служат знания, умения и готовность к обучению, приобретенные студентами ранее по математике, экономике, истории в системе среднего и среднего специального образования.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «Микроэкономика»

Освоение дисциплины направлено на формирование:

 

Общекультурных компетенций:

 

ОК-1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения:

знать:

– закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

–  теоретические основы выявления и анализа причинно-следственных связей и оценки последствий принятия экономических решений;

–  механизм функционирования рынка и анализа  рыночных альтернатив;

– понимать закономерности экономического поведения потребителей и производителей;

–  критерии различных типов рыночных структур, подходы и основные принципы построения антимонопольного законодательства;

уметь:

- воспринимать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения;

владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

ОК-12 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны:

знать:

- сущность и значение информации в развитии современной экономики;

- учитывать асимметричность  информации в рыночных взаимосвязях, на уровне фирмы и возможность оппортунистического поведения;

- способы ограничения оппортунистического поведения;

- особенности интеллектуальной собственности и проблемы ее защиты;

уметь:

- воспринимать, обобщать и анализировать информацию.

- выявлять возможности оппортунизма в поведении рыночных агентов;

владеть:

- современными методами сбора, обработки и анализа экономической информации.

Общепрофессиональных компетенций:

 

ПК-1 - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов:

знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

- понимать различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и роль последних в выборе оптимального использования ресурсов;

- знать механизм поиска оптимальных уровня и метода производства, размеров предприятия; усвоить механизм функционирования рынка и анализа рыночных альтернатив;

- понимать закономерности экономического поведения потребителей;

- знать критерии различных типов рыночных структур, подходы и основные принципы построения антимонопольного законодательства;

уметь:

- выявлять и анализировать явные и неявные издержки фирмы;

- различать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах и определять оптимальные размеры предприятия;

- рассчитывать предельные затраты, гибко манипулировать ими с учетом положения фирмы на рынке;

- рассчитывать точку безубыточности и пользоваться эффектом производственного рычага, эффектом масштаба и охвата;

- формировать экономические цели и стратегии фирмы и определять характеризующие их показатели;

владеть:

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

ПК-2 - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов:

знать:

- закономерности экономического поведения производителей;

- понимать различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и роль последних в выборе оптимального использования ресурсов;

- механизм поиска оптимальных уровня и метода производства, размеров предприятия;

- понимать экономические закономерности конкурентоспособности;

уметь:

- использовать аппараты эластичности для анализа рынка и принятия стратегических решений;

-  рассчитывать предельные затраты, гибко манипулировать ими с учетом положения фирмы на рынке;

- рассчитывать точку безубыточности и пользоваться эффектом производственного рычага, эффектом масштаба и охвата;

- определять в первом приближении тип рынка;

владеть:

- методиками расчета постоянных, переменных, средних и предельных издержек;

- методикой расчета точки безубыточности и пользования эффектом производственного рычага, эффектом масштаба и охвата;

- методикой расчета эластичности спроса и предложения для анализа рынка.

ПК-4 - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач:

знать:

- теоретические основы выявления и анализа причинно-следственных связей и оценки последствий принятия экономических решений;

- механизм функционирования рынка и анализа рыночных альтернатив;

- знать основные типы рисков и способы их минимизации;

- усвоить степень взаимовлияния экономических процессов;

- понимать содержание предельных затрат и их функцию в производстве и реализации продукции, а также меру ответственности, которую берет на себя руководитель, принимая решение о классификации затрат на переменные и постоянные;

уметь:

- анализировать рынок, выявлять степень его монополизации;

-  формировать экономические цели и стратегии фирмы и определять характеризующие их показатели;

- выявлять, анализировать, развивать устойчивые конкурентные преимущества;

владеть:

эмпирическими, статистическими, математическими методами обработки и анализа данных для решения поставленных задач.

ПК-9 - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет:

знать:

- отечественные и зарубежные периодические источники экономической информации, труды известных отечественных и зарубежных экономистов, интернет - ресурсы необходимые для поиска информации;

- современные методы сбора, обработки и анализа экономических и данных;

уметь:

- подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

- последовательно и логично излагать информационный и аналитический материал;

- обосновывать свою позицию;

- представлять результаты аналитической исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного отчета, статьи;

владеть:

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации и выполнения поручений;

- методиками анализа экономической информации.

ПК-13- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий:

знать:

- критерии социально-экономической эффективности;

- основные типы предпринимательских рисков и способы их минимизации;

уметь:

- давать экономическое обоснование управленческим решениям о выборе конкурентной стратегии фирмы, ценовой политики, ассортиментной политики, оптимальных размеров предприятия;

владеть:

- методологией экономического исследования.

 

3.1. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины (модуля)
и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

 

Темы, разделы дисциплины

Количество
часов

Компетенции

Ок-1 ОК-12 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-9 ПК-13 общее количество компетенций
1. Введение в экономическую теорию. Эволюция и предмет экономической теории. Общеэкономические понятия 14,9                    
1.1. Предмет, метод, функции и структура экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории как науки   6,99   +           +     2
1.2. Общие экономические проблемы и понятия 7,99 + +           2
2. Конкурентный рынок, условия его формирования и проблемы функционирования   36,8                            
2.1. Сущность рынка, условия его возникновения и развития, функции, структура, рыночный кругооборот. Рыночный механизм.   6,98   +   +             2
2.2. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на отдельном рынке. Типы равновесий. Воздействие государства на равновесную цену   19,98   +   +             2
2.3. Эластичность спроса и предложения. Практическое применение теории эластичности 9,9 + + + + +   + 6
3. Теория поведения потребителя 17,9                
3.1. Основные постулаты теории потребительского поведения. Кардиналистская концепция потребительского выбора   7,99     +               1
3.2. Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции Эффекты дохода и замещения. Кривая компенсированного спроса   9,99   +               1
4. Общие основы теории фирмы 21,9                
4.1. Экономическая природа фирмы. Основы производства: технология и производственная функция.   13,99   +   +     +   +         4
4.2. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы. Издержки фирмы к краткосрочном и долгосрочном периодах.   7,99   +   +   +   +   +     +   6
5. Поведение фирмы при различных типах рыночных структур   21,9                      
5.1. Ценообразование и объемы производства в моделях рынка совершенной конкуренции и чистой монополии   6,99   +   +             2
5.2. Олигопольный рынок: основные черты и модели 7,99 + +           2
5.3. Ценообразование и объемы производства в условиях монополистической конкуренции. Рыночная власть и ее показатели. Социально-экономические последствия монополизма для общества.   6,99     +   +     +         3
6. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов   31,8                        
6.1. Особенности функционирования рынков факторов производства. Рынок труда 11.9     +               1
6.2. Рынок капитала и процент 12,98 +     + +     + 4
6.3. Рынок земли и земельная рента 6,98 +               1
7. Факторы неопределенности в экономике 15,9                
7.1. Неопределенность и риск. Факторы, виды риска, индивидуальное отношение к риску   7,99   +   +             2
7.2. Измерение риска и пути его снижения 7,99 + + + +     + 2
8. Государство как субъект микроэкономики 36,8                
8.1. Провалы рынка и направления деятельности государства в микроэкономке 21,99   + +           2
8.2. Общественные блага Определение оптимального объема производства общественных благ. 7,99 + +           2
8.3. Информационная асимметрия и методы борьбы с ней 6,99 + +           2
9. Проблема распределения доходов в рыночной экономике 17,9                
9.1. . Эффективность обмена и производства в микроэкономике. Ящик Эджуорта. Кривая контрактов.   10,99 +             1
9.2. Неравенство в распределении доходов Проблемы бедности и соотношение социальной справедливости и экономической эффективности. Социальные программы. Система социальной защиты.   6,99   +     +   +     +     4
Итого 216               7

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...