Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй вопрос. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.




Для многих авторов движение и действие синонимичны.

Для начала надо сказать, что движение и действие – понятия конечно разные, но они могут пересекаться.

 

Первый вариант – движение, но не действие. Такой вариант возможен, но недостаточно лишь эмпирических примеров, нужна теоретическая интерпретация. Это вообще-то беспорядочная хаотичная двигательная активность без направления.

Деятельность направляется целью, а здесь движение суть бесцельное. Тут нужна особая теоретическая интерпретация. Это те беспорядочные пробы и ошибки, которые имелись в виду, когда говорилось о поведении кошки в проблемном ящике Торндайка. Такого рода активность противопоставляется активности интеллектуальной, то, что можно назвать научением без понимания.

Торндайка критиковали за сверхсложную ситуацию для испытуемого и лишь потому была беспорядочная активность. Вот и у Толмена была у крысы беспорядочная активность, но Толмен ей приписывает понимание ситуации.

Второй вариант – действие, но без движения. Здесь, пожалуй, так. Мы, прежде всего, имеем в виду уже умственные внутренние действия. Например, это идея интеориоризации действия. Идея о единстве строения внешней и внутренней деятельности, которая позволяет исследовать этот переход извне во внутреннее действие. Центральным автором тут был П.Я.Гальперин. Его теория планомерного формирования умственных действий.

Третий вариант – пересечение. Здесь нужно вспомнить определение действия по Леонтьеву. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.

Результат должен быть достигнут. Это означает, что основная направленность действия задана объективно в виде требования. Любая задача имеет свою объективную и субъективную сторону. Требование – это важная часть объективной стороны, поставленная извне.

Именно в этом смысле использует Н.А.Бернштейн понятие двигательной задачи. Построение движения[448] рассматривает как двигательную объективно заданную задачу. Может не осознаваться, но выполняется по определенной программе. Требование достигается в определенных условиях. В процессе решении двигательной задачи постоянно учитываются меняющиеся условия.

Раз есть представление о результате, то мы обращаемся к субъективной стороне и это представление мы именуем целью. Может потребоваться особый процесс, именуемый целеобразованием. Если средство понятно субъекту, то моментально становится целью. А если непонятно, то происходит процессом принятием задачи к решению. Процесс преобразования объективного требования в субъективную цель.

Ну а дальше если у испытуемого появилась цель, то цель, достигаемая в определенных условиях – это и есть задача в точном смысле слова по Леонтьеву. Уже не двигательная, а мыслительная задача, которая направляет некий внутренний процесс, возникла у первых исследователей мыщления. В Вюрцбурге в начале ХХ века.

Исследователи вюрцбургской школы в своих довольно простых опытах (давали испытуемым простые ясные задачи, в которых целеобразование не требовалось. Например, задачи на понимание смысла слов, фраз, пословиц, высказываний, сравнение двух понятий, подбор к одному слову родственного другого) заметили, что даже эти простые мыслительные процессы невозможно объяснить с помощью ассоциаций. Ассоциаций много их должно что-то направлять.  Они хотели получить от испытуемых ответ – что направляет этот процесс, ассоциации. Ответ был получен, что возникает особое переживание. Иногда его называли интеллектуальным чувством, которое возникает когда слово предъявлено «охота» и надо ответить «ружье», то появляется много различных частных ассоциаций. И вот когда уже ясно, что в ответ последует слово «ружье» возникает особое чувство, которое передает и не охоту и не ружье, т.е. не имеет отношения к представлению, а имеет отношение к их связи. Чувство задачи, чувство решаемой задачи. Или напротив чувство вопроса.

Вюрцбургские психологи впервые описали феноменологию поставления целей, целевых установок, мыслительные цели. То, что возникает у испытуемых независимо от материала. Мысль не зависит от образа, от материала задачи, это чистая мысль.

В леонтьевском определении помимо уже сказанного есть слово процесс. Процесс, подчиненный сознательной цели. Как только понималась цель, то простейшие задачи оказывались сразу же решенными. А в более сложных задачах надо наметить ещё один процесс.

Один процесс уже есть – целеобразование. Но когда задача возникла цель в условиях, необходим процесс преобразования условий в средства достижения целей. Короче можно назвать процессом поиска или создания средств. Разумеется, этот процесс уже нельзя назвать репродуктивным. В данных условиях ищутся средства достижения целей. Этот процесс продуктивный в смысле процесса поиска и создания средств.

Продуктивное мышление[449] (творческое) уже стали заниматься гештальт-психологи. Именно они разделили объективную и субъективную сторону задачи. И как бы сама проблематика стала следующей. Творческая задача, которую дают испытуемым гештальт-психологов, не является творческой для тех, кто знает её решение. Продуктивный процесс возникает тогда, когда объективная сторона преобразуется в субъективную.

Для испытуемого сведения о том, что ему всё необходимое для решения дано – пустой звук. Испытуемому, например, никто не говорил, что задачу со спичками надо решать на плоскости. Это он сам уже неверно доопределил условия, используя свой прошлый опыт. Ведь раньше он задачки со спичками решал на плоскости. То, что он делает можно ли назвать действием? Раскладывание спичек на плоскости – это действие или нет? Условия-то он доопределил, а есть ли у него цель пока не ясно. Есть ли направленность в активности.

Тут присоединяться представители информационного подхода. Которые скажут, что не важно. Цель какая-то у этого испытуемого со спичками есть. И тогда мы можем изучать процесс поиска средств. Процесс поиска средств можно алгоритмизировать. Можно по тому, что средства достижения целей, зависящие от условий – это операции.

Вюрцбургские психологи описали феноменологию целей. Гештальт-психологи стали рассматривать творческие задачи (процесс целеобразования и процесс поиска средств). И, наконец, если процесс целеобразования алгоритмизировать достаточно трудно, то процесс поиска средств как операциональный аспект действия может программироваться.

Хотелось бы привести одну фразу, которую впервые произнёс Пикассо, а повторил её Тарковский. Тарковского спросил польский журналист, который знал что Тарковский 20 раз переделывал полностью уже отснятый фильм «Зеркало». Вопрос журналиста: «Правда ли что Вы 20 раз перебирали различные варианты своего фильма и искали лучший вариант?» Каждый, кто имел пик переживание по Маслоу и Тарковский обиделся на журналиста, п.ч. «художник ничего не ищет, он находит». Тарковский, конечно, не перебирал варианты, а хотел понять то, что было сделано в целом, хотел найти понимание. Поиск средств (это нижняя стрелочка) операциональный аспект создания средств. А нахождение понимания задачи, ситуации в которой находится испытуемый – это верхняя стрелка. И Тарковский вместе с Пикассо как раз и говорят, что эти два процесса надо различать.

И тот испытуемый, который раскладывает спички на плоскости, ничего пока не ищет, а пока просто пытается понять, в какой ситуации находится. И когда поймёт что надо выйти из плоскости в пространство, то найдёт решение.

Творческие задачи называют проблемами. Раз проблема – значит задача творческая. Раз задача – значит это то, что можно смоделировать.

Теперь скажем, что развитие интеллекта, конечно, начинается с представления реальности через практическое действие. И если бы мы заговорили о том, что уже в практическом действии можно говорить об интеллекте. Интеллект – это операции, а операции – это интериоризованные действия. Более подробно, что такое системная представленность действий.

Пиаже использует язык математической логики и привлекает понятия группы. Группа – это определенная система с рядом свойств. Скажем, множество чисел удобно для того, чтобы демонстрировать свойства того или иного множества. Группа состоит из определенных элементов и состоит из определенных операций, по отношению к этим элементам. Группа, но не группировка.

Свойства группы. Их четыре. Первое свойство - композиция. Композиция элементов группы – это возможность объединения элементов в новые. Например, сумма двух чисел есть третьей новое для двух первых число. Или циферблат часов – вращение двух стрелок тоже композиция. Второе свойствообратимость. Каждому элементу соответствует обратный ему. Например, симментричные в отношении нуля положительные и отрицательные числа. Или скажем прямое и обратное движение часовых стрелок. Третье свойствоассоциативность. Комбинация суммы двух элементов с третьим имеет тот же результат, что и комбинация первого элемента с суммой второго и третьего. Это касается суммирования трёх чисел и касается циферблата. Или например одну и ту же цель на местности можно достичь различными путями. Четвертое свойствотождественность или общая идентичная операция. То есть в сумме прямая и обратная операция равны нулю. На часах после поворота стрелки на 360 градусов будет вновь то же самое положение.

Эти четыре свойства Пиаже попытается применить к скоординированным практическим действиям. Пиаже выделит несколько групп, среди которых первую назовёт группой практических действий – это такая организация сенсомоторных действий с объектами, которая обладает свойствами группы с точки зрения наблюдателя.

Третий вопрос. Практические действия и развитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.

Мы уже знаем, что сенсомоторный интеллект – это первая стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже. Будем постепенно изучать концепцию Пиаже.

Интеллект по Пиаже – это система логических операций. Однако здесь мы говорим об интеллекте развитом, уже понятийном, связанном с логикой. Но первая стадия развития интеллекта может быть названа системой практических действий. Сначала рассмотрим само понятие сенсомоторный.

Первая часть сенсорный, значит связанный с перцептивной сферой ощущений и восприятий. И тут, прежде всего, посмотрим соотношения восприятия и интеллекта. Вторая часть моторный, о формировании двигательных навыков. Получается как бы два источника в предыстории развития сенсомоторного практического интеллекта.

Соотношение восприятия и интеллекта. Различия и сходства. Особенность концепции Пиаже в том, что новые качественные стадии сменяют друг друга, причём смена – это как инсайт. Но с другой стороны между стадиями что-то общее.

Во-первых, различия. Мы знаем св-ва перцептивного образа ещё по теме 7 и на примере статьи Олпорт. Особенностью интеллекта является центрация[450], т.е. выделение фигуры в перцептивном поле, так, что остальная часть этого поля уходит в фон. Фигура более яркая, чем фон, она несколько больше, чем это соответствует оптике зрения.

В отличие от этого интеллект – есть децентрация, это совмещение по-крайней мере двух разных точек зрения на объект. Увидеть одновременно с разных точек зрения невозможно. Чтобы собирать различные точки зрения воедино, нужен интеллект.

В чём сходства восприятия и интеллекта? Концепция Пиаже может быть названа ещё и конструктивной концепцией интеллекта. Схема объекта зависит от действия с ним, как действую, так и представляю. Пиаже считает необходимым сказать не просто о восприятии, но о процессе – перцептивной деятельности. Рассматривание объекта с разных сторон, наблюдение объекта в движении. Такая деятельность является предысточником интеллектуальной. Разные точки зрения возможно объединить.

Теперь навык и интеллект. Традиционно понимается, что навык вырабатывается постепенно. А интеллектуальный акт (например, инсайт) совершается как бы внезапно, качественно меняя ситуацию. Навык это поиск вслепую, он вырабатывается путём случайных проб с отсеиванием ошибок. Напротив интеллект всегда предполагает какую-либо гипотезу, предвосхищение ситуации и затем проверку их и уточнение.

Далее отход от традиционного представления о навыке. Основная книга Пиаже вышла в 1947г. В том же году в нашей стране выходит книга Н.А. Бернштейна «О построении движений». Оказывается, что в этих книгах содержится интерейснейшая единая идея: навык можно рассматривать как построение движения, как выполнение двигательной задачи. Но т.к. задача обычно подразумевает интеллектуальное поисковое действие, то значит, у навыка и интеллекта что-то общее есть.

Даже элементарные формы навыка, пусть даже это не навыки, а врожденные рефлексы, имеют что-то от интеллекта. А именно. Интеллект есть адаптация к реальности. Один процесс – ассимиляция (освоение материала в наличных схемах), а другой процесс – аккомодация (изменение схем). Так вот навык обладает по-крайней мере одним из этих признаков. Даже врожденные рефлексы распространяются на новые ситуации.

Простейший врожденный рефлекс – сосательный. В определенном положении тела у ребенка возникает этот важный для жизни рефлекс. Этот акт сосания, как правило, распространяется на новые объекты, врожденная схема действия распространяется на новые ситуации. Значит рано или поздно приходится учитывать особенность объектов и ситуаций. А значит рано или поздно придется изменять изначальные врожденные схемы.

Что является критерием развития сенсомоторного интеллекта. Этот вид распределяется от рождения и до появления речи. Это 1,5-2 года есть довольно сложная история развития. В конце её сенсомоторный интеллект отвечает за координацию восприятия и двигательных навыков. С одной стороны схема объекта и с другой – разнообразные разумные действия с объектом. Поскольку есть схема действия, постольку есть и схема объекта.

Стадии разви тия интеллекта / круговая реакция Содержательный аспект Функция стадии Возможности развития
Первичная Сосательный рефлекс, распространяющийся на всё новые объекты. Ребенок сосёт те объекты, свойств которых пока не выделяет Ассимиляция. Т.е. некая отработка готовых схем действия, ради расширения области их применения. Есть схемы действия, но нет схем объектов и нет сенсомоторных понятия. Есть возможность учёта свойств новых объектов. А также соотнесение своих действий с изменениями во внешнем мире.
Вторичная Первые координации восприятия и навыка. Чтобы захватить объект необходимо учесть его форму. Пассивная аккомодация. Это изменение схем. Ребенок не исследователь мира, он лишь учитывает св-ва объекта, побуждающего менять схему действия, адаптировать. Есть объективная связь м-у будущими причинами и следств. Хотя цели и средства ребенок пока не различаются. Возможна перекомбинация отдельных частей действия. Есть начатки сенсомоторных понятий. Возможность схем объекта, которых пока нет.
Третичная Собственно-исследовательские действия. Разламывание объекта, бросание игрушек. Соотнесение действия с результатом. Активная аккомодация схем действия для их координации. Различение средств и целей. Практическая логика позволяет разумно вести себя с объектом. Появление устойчивых схем объекта. Сам объект может изменяться, а представление о нём сохраняется. Мобильное представление, не отрицающее изменение объекта. Возможность представлять объект. Теперь можно представить некое скоординированное действие. Напоминает инсайт.

Ребёнок находится в колыбельке, над колыбелькой висит привлекательный для ребенка объект. Ребенок может бесконечно дергать за шнур, чтобы вызывать приятную реакцию. Хватание за шнур – двигательная активность и приятный звук – перцептивный факт. Но нельзя сказать, что причиной хватательного действия является звук погремушки. П.ч. если греметь погремушкой рядом с колыбелькой, то ребенок всё равно совершает хватание.

Если объект закатился за перегородку, ребенок не будет его искать. Если не с чем действовать, то нечего и делать. Не хватает познавательного интереса к объекту. Но он должен появиться. И когда появится, тогда схема действия будет изменяться.

Мы получили некое общее представление о развитии практического интеллекта. Что дальше? Некий верхний предел сенсомоторного интеллекта может быть обозначен отсутствием знаковой речи. В.Кёлер и Л.Выготский называли этот интеллект доречевым. И вот ребенок в 1,5-2 года начинает осваивать речь. Каковы здесь перспективы развития? Можно дать три сравнительных характеристики интеллекта сенсомоторного и будущего понятийного. Что-то уже есть в практическом интеллекте, что изменится.

Первая характеристика. В практическом интеллекте наблюдается некая последовательность отдельных действий, движений, которые должны привести к целостному представлению ситуации. Сукцессивность[451], т.е. последовательность, развернутая во времени. При переходе к понятийному интеллекту возможность для целостного представления ситуации или объекта есть с самого начала. Основная функция слова – знаковая. Первые представления целостные знаковыми не будут. Это будут, прежде всего, образные представления ещё не знаковые, но будущее понятие содержит возможность координации образных представлений.

Вторая характеристика. Практический интеллект направлен, прежде всего, на успешный результат действия и пока не содержит в себе познавательной активности как таковой. А в понятийном интеллекте направленность на сам процесс познания, возможность осознания этого процесса, а не только его результата. И возможность появления самостоятельных чистых познавательных целей (будущих чистых логических операций с любыми объектами, не связанных с материалом, формальных).

Третья характеристика. Любой интеллект, что практический, что понятийный всегда протекает в каком-то пространстве и во времени. Словечко хронотоп[452] объединяет время и пространство. В практическом интеллекте хронотоп – это реально наблюдаемое пространство и настоящее время. А в понятийном интеллекте – это расширение хронотопа, расширение времени и пространства для мышления. Можно мыслить о том, чего не наблюдаешь. Переход от реального пространства к возможному. Но и время здесь расширяется. Возможность прогнозирования будущего, размышления о будущих результатах.

Завершая тему, скажем, что переход от действия к чистой мысли совершается не сразу. Есть промежуточный значительный по времени переходный этап. Переход совершается через образные представления. По-разному можно сказать о человеке, представляющем интерес в следующей теме. В текущей теме субъект действующий. А следующий по очереди субъект не просто действует, но это субъект представляющий мир, который постепенно становится мыслящим










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...