Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Второй вопрос. Образное представление как переход от действия к мысли.




Здесь появляется возможность, требующая разъяснения. Можно было бы опираться лишь на Ж. Пиаже. Но книги Пиаже активно вошли в психологию в 30-е годы и они были активно использованы Л.С.Выготским, поэтому есть возможность говорить об одном и том же и на языке Пиаже и на языке Выготского.

Прежде всего, что такое образ-символ. Символ – это способ представления или понимания реальности, связанный с практической жизнью субъекта.

Вот ребенок заговорил, что означает его звучащее слово ярлычок. Эти первые слова, конечно, относятся к сенсомоторным понятиям. Представления об объекте полностью зависят от действия с ним. По функции тут не знак, а изобразительный символ.

Символ – это способ определения ситуации (например, проблемной), который содержит возможность дальнейшего развития, возможность осознания этого способа. Этот способ человек пока не осознаёт. В дальнейшем может символ быть осознан как знак.

У Ж.Пиаже основное понятие, применяемое к стадии сенсомоторного интеллекта – понятие группы (некоего множества элементов с определенными свойствами). На первой стадии образовались практические группы (координация практических действий, которая со стороны наблюдателя обладает особенностями группы). Пиаже выделяет ещё две группы характерные не для практического, а для понятийного интеллекта. Объективные группы – знаковое представление об объектах, как связанных между собой независимо от субъекта и его действий, связанных формально.

Как происходит переход от практических к объективным. Этот переходный вариант есть субъективная группа – это возможность объективного восприятия собственных действий (по сравнению с практическим интеллектом, где действия ещё не осознавались), но без отделения от объектов с их конкретными свойствами. Объективно действия воспринимаю, но они зависят от конкретного материала. Группа возникает там, где есть координация. В практической это координация сенсомоторной активности, восприятия и действия. А субъективная группа будет координировать наглядные представления. Но происходить это будет не сразу.

Допонятийная или дооперациональная стадия. Особая стадия между практической группой и субъективной. Эту стадию представим на языке Выготского.

Значение слова как единица речевого мышления.

За словом ребёнка что-то стоит, а именно значение. Что это такое. Выготский и Пиаже рассуждают о близких периодах развития.

1) Мышление и речь совпадают. Например, в классическом бихевиоризме Д. Уотсона. В строгом смысле мышления нет как предмета бихевиоральной науки. Тогда изучается речедвигательная активность. Речевая активность здесь может быть слабоозвученной, тихой речью, шепотом, но всё равно внешне регистрируема.

2) Мышление и речь независимы друг от друга. Такую трактовку предлагают в вюрцбургской школе психологии мышления. Вюрцбургским испытуемым давали простейшие репродуктивные задачи. В отчетах чувство вопроса, сомнения, задачи – всё это помещает в область чистого мышления, которое не зависит от образов и не зависит также от речи. Мысль уже понятная проявляется в речи. Метафорический смысл пословиц может быть передан разными словами.

3) Мышление и речь перекрываются частично. Мышление вне речи – доречевое мышление. Это, например, интеллект кёлеровских обезьян, ручной интеллект животных, сенсомоторный интеллект. Далее речь вне интеллекта. Дознаковая речь, характерная для животных, сигнальная или аффективная речь. И, наконец, основная область пересечения – речевое мышление. Выготский полемизирует с вюрцбургской школой, п.ч. он имеет в виду творческое мышление. Мысль не заявляется в слове, не проявляется в речи, а впервые создаётся в ней. Это типичная творческая ситуация – пока не нашёл слово, не понял мысль.

Единицей речевого мышления является внутренняя сторона слова или значение этого слова. Выготский мог бы сказать «понятие», но он изучает детей, читает Пиаже, у ребенка ещё нет понятий, поэтому это не годится. Мог бы сказать «смысл слова», но приберег это для более поздней стадии развития. В какое-то время возникнет различение значения и смысла слова. Всякое значение слова – это обобщение, а это признак мышления. Слово с его значением служит для коммуникации, значит это единица речи. Значение слова есть единство общения и обобщения. Находим тут динамическое единство, т.е. для развития новых форм обобщения нужно общаться. А для возникновения речи, всё более сложных форм коммуникации, в свою очередь должно развиваться обобщение.

Каким должно быть значение слова у ребенка. Замечаем различие развития мышления и речи, они имеют разную направленность. А именно мышление развивается от общего к частному, от глобального к дифференцированному. А направление развития речи – от частного к общему. Сначала ребенок осваивает слова, части речи, а затем постепенно начинает строить фразы, т.е. переходит к более общему.

Есть период в начале освоения речи, когда за отдельными словами частями речи стоят глобальные представления. Синкретическое представление, неупорядоченный набор, куда входит и сам объект, и отношение к нему, и ситуации, и люди, и само слово тоже.

Итог второго вопроса. Предстоит совершить переход от действия к мысли через образы. 1) В мысли единицами будут понятия, а на переходе – синкретические образования. Синкрет как символ успешного действия. 2) В развитом мышлении сформированные логические операции, на переходе их ещё нет, а появятся наглядные интуиции как детское подражание логике взрослых. 3) В практическом интеллекте ребенок адаптировался к физическому миру природы. А в понятийном интеллекте тоже форма адаптации, высшая форма равновесия между субъектом и объектом. Адаптация к миру мыслительной культуры, вхождение в мир мышления через знаковое общение со взрослым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...