Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.




(наверх)

 

Название раздела совпадало с темой 7 первого раздела. В этой теме мы узнали следующее:

1. Есть различение: субъекта деятельности и субъекта познания. Субъект деятельности в его высоком развитии – это личность. Помимо прочего и прежде всего, учитывается мотивационная, потребностная, эмоционально-волевая сфера субъекта. А в разговоре о субъекте познания мы условно отвлекаемся от мотивационной сферы, но… Субъект познания – это конечно абстракция. Если у него есть мотивация, то познавательная мотивация.

2. Было различие сознания и познания. Сознание есть условие познания. Сознательное представление мира (даже мифологическое, первобытное) человеку необходимо, без него он не человек. Личность рождается дважды так и здесь в один момент человек не просто сознаёт себя, но начинает познавать, то есть иметь знания. До сих пор мы могли позволить себе говорить на языке символов, знаков, метафор и т.д. То теперь мы стремимся к знаковому, а значит к понятийному языку. Здесь тоже будет немало символических метафор. И тем не менее здесь как бы иная цель. Не просто понять, а построить знание. Ребенок, когда рождается, он говорит, а знаков у него нет, знаками он не владеет. Значит его представление мира подобно представлению первобытному, это символическое представление. В жизни каждого есть период, когда символическое представление есть, а понятийного нет. Любая метафора, схема в этом разделе не только средство понимания мира (объекта, ситуации, человека и т.д.), но прежде всего объяснительная схема (принцип).

3. Как только мы начинаем заниматься наукой о познании, мы имеем право на анализ, а значит на выделение отдельных процессов. Разделение души на части, выделение отдельных способностей. Это и есть познавательные процессы. Когда-то мы выделяли две группы: первая - ощущение, восприятие, мышление (объединены словом «знание»; это собственно познавательные процессы); вторая - память, внимание, воображение (здесь имеем дело с психическим временем человека прошлым настоящим и будущим).

В этом разделе будет три части. Первая: введение в психологию познания. Вторая: экспериментальная психология [413]собственно познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление). Третья: универсальные психические процессы (память, внимание, воображение).

В каждом подразделе будет семь тем.

Часть первая. Введение в психологию познания.

Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии.

Здесь название уже есть и ключевое слово будет «познание». Ещё одно название этой темы – «Познание и реальность». Потому что для мыслящего человека всегда есть риск отрыва от реальности. А дальше ключевые слова пойдут таким образом: 23 – «виды» (познавательных процессов), 24 – «действие» (развивается познание в практическом действии), 25 – «образ», 26 – «речь» (знаковая), 27 и 28 – «подходы» (к изучению познания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...