![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ПОКАЗАТЕЛИ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ.
Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны,определяют запас его физических сил, а с другой стороны,являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов. Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: СОМАТОМЕТРИЧЕСКИМ, СОМАТОСКОПИЧЕСКИМ и ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИМ. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ может осуществляться: - методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; - по шкалам регрессии - центильным методом; - с помощью скрининг-тестов. В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей. ПОКАЗАТЕЛЯМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей дошкольного и младшего школьного возраста ЯВЛЯЮТСЯ: - длина тела, - прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют: - степень выраженности вторичных половых признаков, - сроки наступления первой менструации у девочек. Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний – у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм. При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции. Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ определяют по показателям: - массы тела, - окружности грудной клетки в паузе, - мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по шине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, приОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯпо комплексной схеме общее заключение должно содержатьВЫВОДо соответствии физического развития возрасту и его гармоничности. Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья. Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний. Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска. Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска. Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях: 1-я группа – углубленное обследование; 2-я группа – углубленное обследование и диспансерное наблюдение; 3-я группа – обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 602. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |