Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Занятие 25. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
В ходе предыдущих занятий вы познакомились достаточно подробно и с методом проектов, и со спецификой телекоммуникационных проектов, организация и проведение которых требует особой тщательности. Теперь мы с вами рассмотрим сугубо практические вопросы, которые, как показала уже достаточно многолетняя практика, имеют существенное значение для эффективной работы учащихся в сетях. На этом занятии мы: • остановимся подробнее на методике отбора тематики для телекоммуникационных проектов, имея в виду те специфические особенности, отличающие их от обычных проектов, о которых вы уже знаете из предыдущего изложения; • познакомим вас с тем, как организовывать, подбирать группы партнеров в сетях. Если учитель приступает к организации телекоммуникационных проектов, ему следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, ив этом случае они активизируют широкий круг познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным является также процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих тему для проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Другими словами, необходимо понять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта актуальны для школы, района (города, региона и т.д.), в котором живут ребята, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом. Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать политематический, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учеников увлекается именно тем предметом, который ведет учитель-организатор телекоммуникационного проекта, и, следовательно, с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или художественными способностями, захотят заняться творческой работой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте, 227 третьи — выразят готовность попробовать свои силы в решении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каждом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически. Если учитель стремится уделить значительно большее внимание самостоятельным видам деятельности учащихся, чтобы помочь каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обычно невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему придется использовать другие формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, при проведении телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебных дисциплин. Интересная и продуктивная работа над телекоммуникационными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии. Как правило, учащиеся — кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой — систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эта деятельность для разных ребят может быть рассчитана на неделю-две, на месяц и более. Следует так организовать дело, чтобы те учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения задач, имели бы возможность проводить какие-то замеры, опыты и так далее непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких занятий часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Это оказывается особенно полезным в научном и социальном плане, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим работам, учитель, руководящий проектом, почувствует необходимость расширения географии и форм сотрудничества. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали: • интерактивные приключенческие игры между двумя и более . межшкольные литературные журналы, газеты и пр.; . совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.; . экологические проекты; • совместное написание стихов, рассказов и т.д.; • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран; 228 • статистическая работа; • организация совместных полевых работ; • изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий; • совместное решение разнообразных актуальных проблем; • разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты и т.п. Если сформировались небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то общей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров. По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже решил для себя, какой характер будет носить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с учетом выбора типа проекта. Необходимо, чтобы была ориентация на интересы не только своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны). Для этого учителю надо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, в своем регионе, но и в том регионе или стране, где могут оказаться ваши потенциальные партнеры. Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети? Вы когда-нибудь в своей жизни попадали в незнакомую компанию? Вот и новичок, оказавшийся в новой для себя телекоммуникационной среде, не сразу может сориентироваться и определить «кто есть кто», тем более, что в сети пользователи, как правило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконференции), а воспринимают информацию о других людях лишь в эпистолярной форме. Очень эффективным и простым решением является посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авторам, заинтересовавшим его, письмо с рассказом о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень популярны в сети. Цель представительских писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на письмо. Чем ярче и интереснее будет письмо, тем больше шансов получить на него ответ. По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы: 229 • Что представляет собой ваша школа: ее специализация и наи . Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место? • Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в - Ваши личные и профессиональные интересы? Ваше хобби? Также можно разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится. Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо действующему сетевому проекту или программе. Далее происходит обмен приветственными письмами со школой-партнером. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения из всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных проблем, к решению которых они приглашают всех заинтересованных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не приходит в голову в настоящий момент что-то особенно интересное, а желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, региональном или даже международном, есть, то можно просто откликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присоединиться к готовому, иногда уже действующему, проекту. Так, известный проект В.Гезергуда из Иллинойса «Шекспировский семинар* длится в сетях уже более восьми лет и каждый год все новые и новые ребята более чем из 30 стран мира присоединяются к нему. Получив ответное письмо-приветствие, учитель может приступать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в общем проекте, выдвигает собственные гипотезы решения проблемы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как действительно существенные для данной проблемы в целом, учителя определяют для каждой группы с обеих сторон четкие задачи по поиску доказательности одной-двух гипотез, все вместе намечают этапы работы и определяют конкретные даты обмена письмами. Затем корректируются планы с партнерской школой и начинается основная работа над проектом. Как только учитель получит встречные предложения, он может переходить к следующему этапу работы: назначить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов выполнения проекта. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной деятельности, наметить этапы, точное 230 время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон. Выборы лидера должны провести сами учащиеся с учетом таких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организаторские способности, необходимые для координации совместной деятельности партнеров по проекту. Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка ведется на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, учитель может столкнуться с такими проблемами, как несовпадение школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, расхождения по срокам каникул и т.д. Если же учитель заинтересован в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Ему потребуется подготовить так называемый «культурный пакет», т.е. предложения партнеру в отношении выдвинутой учителями и учащимися отдельной школы идеи: суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их можно тоже включить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися — план-проспект, слайды, видео и пр.). «Культурные пакеты» целесообразно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо с помощью местных средств массовой информации (местной печати, радио, телевидения). Их посылают конкретным адресатам или в органы народного образования с просьбой передать предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В некоторых случаях «культурные пакеты» могут быть размещены на школьных страницах в среде World Wide Web. После того, как наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, пора обратиться к следующему организационному вопросу — знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр. Параллельно с отбором идей и тематики проектов следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации. Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором учитель достаточно подробно расскажет ребятам о специфике научного поиска, о том, как и где искать информацию по данной теме, как ее следует анализировать. 231 Очень эффективны проекты, при выполнении которых учителю удается привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объединения. Они могут заинтересоваться работой учащихся, подсказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе, или даже выступить в роли скрытого координатора (помните проекты с непосредственной и скрытой координацией?). Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных, а также уметь применять мультимедийные средства. На этих же семинарах надо целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой деятельности необходимо привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (такая работа должна проходить систематически на уроках, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздное замечание. Если проследить ведущиеся в настоящее время в Интернет свободные беседы (chats) пользователей, то низкий уровень коммуникативной культуры просто поражает. Поэтому формированию культуры общения как на родном, так и на иностранном языке следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем. В ходе выполнения телекоммуникационных проектов может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и в поиске быстрого решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет оперативно принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или разрешить проблему. Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи (электронной почты, телеконференции, в режиме IRC) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. 232 Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшей проработки в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто записываются. После окончания «мозговой атаки» участники группы под руководством своего лидера собираются и всесторонне рассматривают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль. Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики «доброжелательного наблюдателя». Так, если, на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих дискуссий партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении. Опыт многих школ, участвовавших в проведении телекоммуникационных проектов, позволил сформулировать десять «золотых правил» общения школ друг с другом: 1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения. 2. Отправляя подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь послать свой ответ. 3. После приветственного письма направьте школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между ребятами. 4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2—3 человека. 5. Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе и своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся послали друг другу свои фотографии. 6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о планах и работе своих коллег. 7. Ответственным координаторам проекта стоит обменяться домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью. 233 8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, где будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы. 9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз, иначе ответы на эти вопросы будут односложными и неинтересными для вас. 10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте ее на отдельные этапы и всегда подводите итоги. При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации деятельности учащихся. Они могут быть различными: . индивидуальные проекты (внутри другого проекта); . парные проекты — над одним проектом работают партнеры в паре; . групповые проекты — в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов. Проекты можно проводить с использованием электронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников. Главное, что в любом случае это — разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы. Проект может быть разной степени сложности: например, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, или небольшой самостоятельный проект, в котором участвуют всего несколько учеников (или даже по одному ученику с каждой стороны). Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а может быть — и для всего человечества. Очень существенно, чтобы участники проекта не замыкались личностными интересами, а сумели разглядеть проблемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте. Когда проблема всего проекта будет сформулирована (под наблюдением учителя), пора переходить к определению гипотезы ее решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы. Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. После того, как все они сфор- 234 мулированы, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы ребят) и всем подгруппам дает задание исследовать одну из выдвинутых ими гипотез. Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучать данный вопрос. Свои подходы к выполнению задания группа защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надежны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, подход утверждается. Только после того, как подходы всех групп, выполняющих данный проект, оказываются утвержденными в ходе общей дискуссии, участники проекта могут приступать к работе. Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская деятельность проводится на базе школьной медиатеки — информационного центра школы, где собрана информация на разных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуникационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводиться и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, где имеются нужные данные. Разумеется, в целях исследования можно и должно использовать все доступные для ребят источники информации, экспериментальные площадки, проведение социологического опроса, интервью, работу с удаленными базами данных, запросы информации у зарубежных партнеров, другими словами, самые разнообразные способы поиска нужной информации по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребятами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, соотвтетствующий им по сложности решаемой проблемы и применяемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты. Группа договаривается также о том, как будет оформлен готовый материал. Это решение группа должна принять совместно с зарубежными партнерами или партнерами из других регионов. Естественно, что в ходе анализа информации учащиеся могут обращаться к учителю за помощью, советом, консультацией. Когда материал собран, проанализирован и партнерами сформулирован аргументированный вывод, ребята вновь обращаются к общему проекту и устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведенные данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так — со всеми группами, участвующими в данном общем проекте. В итоге, все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для 235 данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего человечества (если тематика проекта позволяет делать такие обобщения). Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Выше мы показали этапы работы над любым проектом. Соответственно, и формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта. Важно каждый раз искать наиболее эффективные способы деятельности и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не всегда вписываются однозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути интеграции их в учебно-воспитательный процесс. Вопросы к семинару: 1. Какова технология отбора тематики для телекоммуникационного проекта? Вспомните и постарайтесь описать специфику телекоммуникационного проекта, отличающую его от обычного проекта. 2. Как найти партнера для проведения совместного проекта? Что такое «представительское» письмо? Что такое «культурный пакет»? 3. Как организуются партнерские группы? Помните ли вы десять «золотых правил» совместной проектной работы в сети? 4. Как организуется проектная деятельность учащихся в группе? Между партнерами? В чем основа эффективности проектной деятельности в сети? Занятие 26. Координация проектной деятельности в сети С каждым годом все больше российских школ подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, превратились бы в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией. На этом занятии вы узнаете: • как организовать телекоммуникационный центр в школе; • каковы функции координатора телекоммуникационных проектов; • что определяет эффективность работы с телекоммуникациями в школе. 236 Чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по их внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Будущее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую зависит от того, насколько вы сумеете продумать начальный период их внедрения в учебный процесс и правильно сформулировать задачи. Первый шаг на этом пути — определить, кто из учителей или других сотрудников школы (а, возможно, и учащихся) будет заниматься телекоммуникациями. Следует иметь в виду, что вся работа по внедрению и дальнейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы хорошо разбирался в технических вопросах работы с модемом, телефонным каналом связи и сетевым программным обеспечением и одновременно был асом в методике организации и проведения телекоммуникационных проектов. Поэтому речь может идти о выборе нескольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе. Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполагаете разместить свой телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки — медиаспециалисту — взять на себя технические аспекты организации и сопровождения телекоммуникационных проектов, поскольку этот специалист профессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуникационными технологиями. Медиатеки появились уже во многих школах. Что они из себя представляют? Это одно из структурных подразделений современной школы, дающее учителям и учащимся возможность доступа к различным информационным носителям. В медиатеке сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства информации: библиотека; фонотека; видеотека; компьютерный центр; телекоммуникационный центр, на который имеет выход локальная компьютерная сеть школы; замкнутая телевизионная система; радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут придти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую информацию, соответствующим образом обработать ее для своих творческих, познавательных целей. Телекоммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в медиатеке есть возможность обратиться к книге, к видеофильму, к фонозаписи и т.д. Здесь имеется все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточных или конечных результатов исследовательской, проектной работы. По мнению экспертов, накопленный к настоящему времени опыт работы медиатек, создаваемых в последние несколько лет в различных школах страны, позволяет говорить о том, что теле- 237 коммуникационный центр целесообразно предусмотреть прежде всего в медиатеке. Это, разумеется, не исключает при возможности обеспечения доступа в Интернет и в кабинетах вычислительной техники. Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда удается поработать всем желающим и, кроме того, там нет всей необходимой информации. В медиатеке же создаются оптимальные условия для поиска и творческого применения информации в самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время; для подготовки учителя к урокам, к выполнению проектов, в непрерывном их самообразовании, приобретении навыков «навигации» в безграничном море информации. В медиатеке в течение всего дня находятся квалифицированные медиаспециа-листы, поддерживающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учителю или ученику относительно направления поиска той или иной информации, особенностей пользования различными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления проектных работ с помощью различных мультимедийных, издательских технологий, технологий Интернет. Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, связанная со свободным поиском ими данных из различных источников, со способами организации данных и области поиска, их умением пользоваться ключевыми словами, анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде — доклада, таблиц, графики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодельный школьный журнал или газету, как для целей урока, так и в собственных интересах к различным темам, предполагает наличие у школьников целой гаммы сформированных навыков и умений. Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна подкрепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но, прежде всего, с текстовым и графическим редактором, в те-лекоммуникаштонных сетях с удаленными базами данных в кабинете информатики, чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике. Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспе-циалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках образовательных проектов (в том числе и телекоммуникационных), при котором совершенно необходимо учитывать совместные действия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, потраченное на подготовку и принятие решений, окупит себя в дальнейшем качеством работы учащихся. Учитель-предметник и сотрудник медиатеки, в силу того, что первый знает способности каждого ученика и желаемый результат, а второй владеет инфор-мационнионным фондом медиатеки на этапе подготовки к проекту, должны работать вместе: 238 • учитель определяет образовательные цели, которые он предполагает решить в ходе исследовательской деятельности своих учащихся; • учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, продумывает стратегию поиска учеником необходимых информационных материалов; • учитель и медиаспециалист согласовывают предполагаемые источники информации, способы доступа к ним и обработки, чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и обращения с ней. Таким образом, в ходе совместной работы при подготовке и проведении проектной работы учащихся: • учитель и медиаспециалист определяют предмет информационного поиска как для учителя, так и для отдельных групп учащихся (по их темам, по их проблемам, выдвинутым гипотезам); • учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности над проектом; • учитель и медиаспециалист определяют возможную (предполагаемую) поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств; • в ходе практической поисковой деятельности учащихся в ме-диатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную помощь в поиске информации и ее обработке, консультирует, если возникает необходимость, по оформлению результатов исследования, творческой работы с помошью средств новых информационных технологий. В некоторых школах функции технического специалиста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, достигших наилучших результатов по информатике и интересующихся данным направлением. В основные функции технического специалиста по телекоммуникациям будет входить следующее: • выбор провайдера телекоммуникационной сети для последу . приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра; • изучение программного обеспечения, используемого при ра - обучение учащихся и учителей работе в сети; . оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами; • работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка 239 Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет достаточно интенсивной, необходимо в помощь техническому специалисту найти «постмастера» (от англ. postmaster — специалист по почте), который будет регулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые технические проблемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки. Помимо технической работы по организации телекоммуникационного центра, необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удовольствием приходят и учителя, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который был бы настоящим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педагогическому коллективу школы и учащимся преимущества телекоммуникаций, вовлек бы всех в проектную работу и помог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. Подобных специалистов принято называть координатор телекоммуникационных проектов. Если телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально созданного для этих целей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ. Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятельность учащихся и учителей в проектах определенной направленности (имеется в виду предметная направленность: естественно-научная, гуманитарная, литературно-творческая, спортивная, музыкальная и т.д.). Как координатор (директор) программы, так и координатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользователи. Но они должны быть обязательно профессиональными педагогами. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организаторы. При этом в задачи координатора (директора) программы входит: • связь, при необходимости, с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам; • ведение полного списка всех участников проектов; • координация и развитие телекоммуникационных проектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддержка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помощью, методическими материалами и информацией, необходимой для конкретного проекта в режиме электронной почты, автоматической рассылки); • связь с другими регионами, сбор информации о потенциальных партнерах с учетом их интересов; 240 • связь с общественными организациями, средствами массо . сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результатов; • регистрация, анализ поступающих заявок на проведение ре . ведение систематической внешней оценки эффективности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе. Координационный телекоммуникационный центр может со временем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS. Задачи координатора телекоммуникационного проекта в школе несколько иные. Его функции: . подбор партнеров, координация работ по отбору тематики проектов (работа с учителями); • структурирование проекта (определение целей проекта, его проблемы, гипотезы решения, планируемых результатов и сроков проведения работ, предполагаемых способов оформления результатов проектов, мониторинг его проведения на всех стадиях работы, в том числе, в случае необходимости, активное включение в работу, корректировку направления работ, поддержание различными способами интереса к проекту); • обеспечение связи и взаимодействия с директором образовательной телекоммуникационной региональной программы, если таковой имеется (формулировка запросов информации, необходимой для конкретного проекта директору программы); • осуществление консультаций для учащихся и учителей, работающих в его проекте; • информирование администрации школы о ходе работы учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами. Координатор школьного проекта должен обладать определенными качествами: . иметь хорошие организаторские способности; • быть методически грамотным; . владеть навыками межкультурного общения; • иметь опыт работы с телекоммуникационными проектами; • обладать базисными навыками работы в телекоммуникационных сетях; • уметь работать с большими объемами информации; - быть информированным о новейших методах применения средств информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. 241 Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедрения телекоммуникаций в учебный процесс своей школы, продумайте следующее: • где, в каком помещении вы собираетесь организовать абонентский телекоммуникационный центр, в котором можно было бы обеспечить достаточно свободный (но организованный!) доступ к компьютерам и работу в сетях; • как часто и для решения каких вопросов представители школьной администрации будут использовать телекоммуникации; • какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников; • какому из направлений учебно-воспитательной работы школы будет отдано право преимущественного использования телекоммуникаций; . собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосредственной работе в сети. Как только вы сформулируете ответы на все эти вопросы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в своей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с телекоммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее: 1. Организовать и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы по использованию телекоммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопросы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный процесс вашей школы. 2. Познакомить учителей с методом проектов и групповым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследо вательских подходов, самостоятельных видов деятельности учащихся. 3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее информационные возможности. Посмотрите, какие средства и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке. 4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. Привлекайте к работе учителей-предметников! 5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и т.д.) с применением новых педагогических и информационных технологий, в том числе компьютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они должны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области, 242 Необходимо, чтобы учителя школы имели четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ресурсов Интернет. Ведь только в этом случае они смогут определить направление использования телекоммуникаций в своем предмете. Цели у учителей различны: кто-то заинтересован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена — электронная почта, телеконференции. На семинаре учителей целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешной реализации такого сеанса связи не забудьте следующее: • в процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телекоммуникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах; • не пользуйтесь при демонстрации незнакомыми для большинства учителей командами и техническими терминами; • постарайтесь пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы их коллег в тех школах, где телекоммуникации используются уже, как минимум, 2—3 года, и посетить их уроки; - организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно побеседовать в режиме «chat» (это всегда производит сильное впечатление на новичков); • пригласите на сеанс учителей, технических специалистов, Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к внедрению телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем. Учитель, который ранее ни разу не имел дела с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в сети, если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей придется организовать специальные курсы по работе с телекоммуникациями. Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техническом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные неполадки, сбои и помехи на телефонных линиях и так далее, поэтому не все определяется исключительно компетентностью пользователя. Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широкого использования телекоммуникаций в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельности учащихся в сетях, к организации телекоммуникационных проектов. 243 Вопросы к семинару: 1. От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуникаций в школе? 2. Как вовлечь учителей-предметников в работу сиспользованием телекоммуникаций? 3. Где лучше организовать телекоммуникационный пункт: в кабинете информатики или в школьной медиатеке? 4. Перечислите основные этапы внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы, 5. В чем различие функций технического специалиста и методиста-координатора, отвечающих за телекоммуникации в школе? Творческое задание 1. Обсудите на семинаре ситуацию, типичную для многих школ, начинающих работать в Интернет. Итак, вы знаете, что именно вам предстоит стать координатором телекоммуникационных проектов в школе. Предварительно переговорив с учителями школы, вы пришли к выводу, что отношение большинства учителей к телекоммуникациям «прохладное», а у некоторых — резко негативное. Большинство учителей восприняли телекоммуникации как дополнительную «головную боль». Что вы будете делать, для того чтобы изменить подобную ситуацию? 2. Используя доступные вам источники информации (газеты, журналы, методические разработки, информационные службы Интернет и т.д.), выясните, какие школы в вашем городе (районе) уже имеют опыт работы с телекоммуникациями. Проанализируйте, для каких целей и насколько эффективно используются телекоммуникации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В недалекой перспективе нас ожидает 12-летняя школа. В международной практике 12-летний срок обучения в школе принят уже многими странами мира. В ряде стран, таких как Швейцария, школьное обучение продолжается 13 лет, а в Голландии — даже 14. Но что это реально означает? Простое увеличение срока пребывания в школе? Вряд ли стоило для этого, что называется, «огород городить». Дело, разумеется, в принципиальном реформировании школьного образования. Прежде всего, это касается целе-полагания. В предисловии к этой книге мы достаточно подробно остановились на необходимости изменения всей идеологии образования: из репродуктивной, знание-центристской она должна превратиться в развивающую, культуросообразную. Необходим последовательный переход от авторитарных методов к гуманистической педагогике, личностно-ориентированной. Это записано в Концепции 12-летней школы. Именно гуманистическая педагогика, ориентированная на полное развитие личности, обусловливает и отбор содержания образования, включающего не только знания по отдельным областям, но — главное — умения, интеллектуальные умения, способствующие становлению, самореализации личности. В этой связи предложенная здесь дидактическая система, как нам представляется и как показывает уже многолетний опыт использования ее в практике обучения, позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной самооценки и принятия решений. Мы вовсе не склонны считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Отнюдь. Мы считаем, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, что нам представляется обязательным, это должны быть технологии, также рассчитанные на развитие личности ученика, на возможности его самореализации. Стандарт школьного образования должен быть нацелен в большей мере и на требования по овладению способами интеллектуальной и творческой деятельности. Фундаментальность образования при этом, разумеется, не должна страдать. Это обеспечит преемственность между школой и вузом, в которых в первую очередь требуются соответствующие умения познавательной и коммуникативной деятельности. 245 В перспективе, хотим мы того или нет, но нам придется обратиться и к другим формам образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе компьютерных технологий. Пока, правда, в большей степени эта проблема обращена к вузовскому образованию. Однако, если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, которые в настоящее время вынуждены отсиживать за своими партами по 7—8 ч в день, а затем еще какое-то количество часов — за домашними заданиями, то надо искать какие-то способы решения этой весьма непростой, но очень важной проблемы. Если к этому добавить, что школьник не просто отсиживает свои часы, но вынужден 7— 8 раз за день (только в школе) переключаться с географии на математику, с математики на литературу, с литературы на физику и так далее через каждые 45 мин, то факт не только умственной, но и нервной перегрузки становится очевидным. Не отсюда ли такой устрашающий процент детей с функциональными, а то и органическими расстройствами здоровья? Решение проблемы можно искать в использовании информационных технологий, дистанционного обучения. Если часть учебного времени школьники основной и особенно старшей ступени обучения будут заниматься дома, выполняя задания на своих компьютерах или, за неимением таковых, в медиатеке школы в удобное для них время, это может значительно разгрузить их рабочий день. При необходимости ребята смогут консультироваться по сети со своим преподавателем, отсылать ему выполненные задания. В школу же, в свой класс или группу они будут приходить на лекции, семинары, лабораторные и практические работы, на обсуждение с партнерами хода работы над групповым проектом, причем в расписании в таком случае может стоять всего два-три предмета. Групповая работа с партнерами по методу сотрудничества возможна и в сетях, поэтому такое обучение вовсе не означает переход на самообразование. Это — привычный детям и учителям учебный процесс, в котором, однако, будут использоваться не только традиционные формы очного обучения, но и дистанционные. Приоритет же, как и в традиционной школе будущего, останется за самостоятельными видами познавательной деятельности, развитием интеллектуальных и творческих умений. Широкое использование различных источников информации, включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, станет вполне привычным. Но это — уже отдельная тема для обсуждения. С этими проблемами читатель может познакомиться в других наших публикациях, как печатных, так и электронных, список которых приведен ниже, а также на нашем сервере: http://www.ioso.iip.net/ distant. Приложения Приложение 1 Алфавитный указатель терминов, относящихся к программным средствам и средам, используемым в сети Интернет Archie.Программное средство, позволяющее находить файлы на анонимных FTP серверах, для чего требуется знать точное имя файла или хотя бы его часть. ASCII (American Standard Code for Information Interchange).Принятый во всем мире способ кодирования цифр, латинских букв, знаков препинания, спецсимволов и т.п. (всего этих кодов 128, они представляют собой 7-разрядные двоичные числа). FAQ— Frequently Asked Questions.Наиболее часто задаваемые вопросы. HTTP-протокол (Hypertext Transfer Protocol).Метод, с помощью которого документы передаются с главного компьютера или сервера на средства просмотра и к отдельным абонентам. Internet Service Provider (Служба доступа к Интернет (ISP)).Организация, обеспечивающая абонентам (клиентам) доступ к услугам Интернет. Иногда используется термин «провайдер». IP-протокол (Internet Protocol).Протокол Интернет, определяет единицы информации, передаваемые между системами доставки пакетов. ISDN (Integrated Services Digital Network).Набор стандартов для высокоскоростной одновременной передачи голоса, данных и визуальной информации через меньшее число каналов, чем потребовалось бы при использовании широкополосного вещания. Л PKG-формат (Joint Photographic Experts Group) JPEG.Популярный метод, используемый для упаковки фотографических изображений. Многие средства просмотра Web принимают формат изображений JPEG в качестве стандартного формата файлов для просмотра. Другой распространенный формат — GIF. MPEG-протокол (Moving Pictures Expert Group) MPEG.Стандартный способ упаковки полнометражных видеозаписей. POP-служба (Point of Presence).Служба удаленного доступа к Интернет с помощью модема, используемая обычно для локальных соединений, чтобы не нужно было выполнять междугородние звонки. Например, определенная служба доступа к Интернет (ISP — Internet Service Provider) может находиться в Сан-Хосе, но иметь службы «POP»в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. РРР-протокол (Point to Point Protocol).Протокол для подключения к провайдеру Интернет, в рамках протокола TCP/IP, обеспечивающий немного более высокую скорость, чем аналогичный протокол SLIP. SLIP-протокол (Serial Line Internet Protocol).Протокол для подключения к провайдеру Интернет в рамках протокола TCP/IP. 247 SMTP-протокол (Simple Mail Transfer Protocol).Стандартный протокол обмена электронной почтой в Интернет, входящий в состав TCP/IP. TCP/IP-протокол (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).Стандартный сетевой протокол связи, принятый в сети Интернет (точнее, целое семейство протоколов), используемый для соединения компьютерных систем через Интернет, передачи данных. Включает, в частности, Telnet для удаленного входа в систему, FTP для передачи файлов, SMTP для пересылки почты. Telnet-протокол.Стандартный протокол в составе TCP/IP для входа в систему другого компьютера, так что абоненты могут получить недоступные иным способом услуги Интернет. UUCP (Unix to Unix Copy Program).Простая программа, предназначенная для временного хранения и передачи данных с одного компьютера на другой. Первоначально разрабатывалась для компьютеров с операционной системой Unix, но в настоящее время реализована и для других типов операционных систем. WAV-формат.Формат звуковых данных. Это стандартный формат для файлов звукозаписи в Windows. Другой распространенный формат — RA. Web-мастер.Системный оператор сервера узла Web. World Wide Web (Web или WWW)представляет собой легкий в управлении графический интерфейс {гипертекст^ основу его составляют перекрестные ссылки) для просмотра размещенных в Интернет документов. Эти документы, а также ссылки между ними образуют информационную «паутину» (Web). Web подобен громадному энциклопедическому словарю, отличающемуся от своего бумажного аналога наличием всех возможностей мультимедиа. Страницы могут содержать тексты, рисунки, фильмы, звукозаписи, объемные движущиеся миры — почти все что угодно. Эти страницы могут размещаться на серверах в любой стране мира. При подключении к Web вы получаете равный доступ к сведениям, разбросанным по всему миру, без оплаты за удаленный доступ. Адрес (см. адрес IP). Уникальный код, связанный с размещением файла на накопителе, системном устройстве или в сети, а также в любом другом сетевом источнике данных. Адрес IP (IP Address).32-бнтовый адрес протокола Интернет, присвоенный узлу. Адрес IP содержит два компонента: номер узла и номер сети. Ано&имный FTP- сервер (см.FTP). База данных (Database).Доступное многим пользователям собрание разных сведений по определенной тематике. База данных обычно содержит сведения об однородных объектах, т.е. обладающих одинаковыми наборами признаков-свойств. Байт (Byte).8 двоичных разрядов (см. бит). Имеет производные единицы: килобайт (Кбайт)= 1024 байт, мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт и гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт. Мегабайт (Mb). Мб — единица измерения количества информации, приблизительно равная 1 000 000 байт. Бит,1. Минимальная единица количества информации. Соответствует информации, содержащейся в ответе на вопрос, на который можно от- 248 ветить «да» или «нет». 2. Двоичный разряд. Позиция кодовой строки, которая содержит 0 или 1. Сочетания битов могут указывать букву, число, элемент графического изображения или звукозаписи, передавать сигнал, выполнять переключение или другие функции. Бит/с (BPS). Бит в секунду. Мера скорости передачи данных с помощью модема. Число сигнальных элементов, которые могут быть переданы по цепи за одну секунду. Бод (старый термин; заменяется на бит/с). Выделенная линия (Dedicated Line).Частная выделенная линия службы связи. Гиперсреда (Hypermedia). Метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, видеозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации. Гипертекст (Hypertext). Тип интерактивной среды с переходами по ссылкам. Ссылки, вставленные в слова или фразы, позволяют абоненту выбрать текст ссылки и немедленно вывести связанные с ним сведения или материалы мультимедиа. Исторически не связан с Web, уже много лет применяется для написания справочных и обучающих систем. Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface), GUI-интерфейс. Интерфейс (в узком смысле), использующий графические элементы (окна, пиктограммы). Загрузка (Download). Передача программ или данных с компьютера на подключенное к нему устройство, обычно с сервера на персональный компьютер. Защита (Security). Контрольные механизмы, препятствующие незаконному использованию ресурсов, например контента. Интерактивный (Interactive) — диалоговый. Интернет (Internet). Объединение многих глобальных сетей, использующих протоколы TCP/IP, за счет применения единой схемы адресации. Интерфейс (Interface). В узком смысле — внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем. В современных программных средах принят графический интерфейс, построенный на системе окон и пиктограмм. В широком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами, людьми, программами и т.п., а также устройство или программа, реализующие эту систему. Канал (Channel). Канал связи конечной производительности (скорости) между двумя узлами сети. Канал связи (Communication Link). Оборудование и программное обеспечение, предназначенное для связи двух абонентов. Контент (Content). Информационное содержание Web. Конфигурация (Configuration). Конкретное сочетание программных и (или) аппаратных средств, выбранных вами из набора возможных вариантов. Локальная сеть (LAN (Local Area Network)). Любая компьютерная сеть, работающая с высокой скоростью передачи данных и на небольших расстояниях (до нескольких километров). 249 Мгц, мегагерц (Mhz). Единица измерения скорости работы (точнее тактовой частоты) процессора компьютера. Модем (MODulator-DEModulator) (Modem). Интерфейс (в широком смысле), позволяющий выполнять передачу цифровых данных с помощью аналоговых систем, например телефонных линий. Современные модемы для повышения скорости передачи данных используют их упаковку/распаковку. Мультимедиа (Multimedia). Компьютерные системы с программной поддержкой звукозаписей и видеозаписей. Начало (Ноте). Начальная страница узда, содержащая сведения описательного характера. Носитель (Media). Отформатированный накопитель данных, предназначенный для их обмена (например, видеолента, гибкий диск, оптический диск и т.п.) и расширяющий возможности общения людей. Он-лайн (Online). Калька с английского термина online. Противопоставляется термину офф-лайн (offline). Оба эти термина имеют много разных смыслов, поэтому требуют осторожного обращения. В связи с их широким распространением мы их поясняем, но не рекомендуем для использования, так как неспециалист может их легко применить в неверном смысле. Офф-лайн часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или к другой ЭВМ, но не использующей в данный момент эту возможность и работающей самостоятельно. Режим он-лайн — режим работы ЭВМ в сети или совместно с другой (центральной) ЭВМ. В этом случае ЭВМ переходит в режим он-лайн, как только ваш модем установил связь с модемом сети или другой ЭВМ. В настоящее время в связи с необходимостью экономии времени нахождения в сети в режиме онлайн многие средства просмотра и почтовые программы создаются в расчете на возможность полноценной работы в автономном режиме с переходом в режим он-лайн только по мере необходимости. Перетаскивание (Drag and Drop). Концепция GUI (Graphic User Interface), позволяющая выделить на экране один объект и перенести его в качестве входного объекта на другой экранный объект (значок). Подпись (Signature). Небольшое (обычно в несколько строк) сообщение, добавляемое (полу)автоматически к письмам, посылаемым абонентами. Порт (Port). Специальное устройство, входящее в состав ЭВМ и используемое для связи с внешними устройствами, в частности модемами> принтерами. Различают порты последовательные (они используются для модемов) и параллельные (более быстродействующие, предназначенные для принтеров). Программа Gopher. Программа просмотра и поиска для обеспечения общей базы данных Интернет на основе системы меню. В настоящее время сменяется более удобными программами просмотра, основанными на гипертексте. Программа List Serv. Свободно распространяемая программа для авт< матической обработки и доставки электронной почты с помощью спи! ков рассылки. Имеются списки рассылки для множества различных ра 250 делов. Некоторые из них являются «открытыми» (это означает, что каждый участник списка может отправить сообщение по всем адресам из списка, как при разговоре), другие — «закрытыми» (в них могут отправлять сведения только определенные лица). Программа Telnet.Сетевая программа, реализующая Telnet-протокол. Протокол (File Transfer Protocol) (FTP).Протокол, используемый для обеспечения передачи файлов между разнообразными системами. Многие умы Интернет поддерживают общедоступные хранилища данных, доступных с помощью FTP, для чего нужно войти на узел под именем anonymous, по этой причине такие узлы называются анонимными FTP-серверами. Протокол Finger.Протокол, позволяющий выполнять поиск нужных сведений о пользователях сети данного узла. Некоторые сети не позволяют выполнять поиск сведений на внешних системах, другие совсем не поддерживают эту операцию. Протокол (Protocol).Набор правил, стандартов. Протокол описывает «язык» общения компьютеров в сети при выполнении различных задач (см. SUP, PPP, TCP/IP, IP, FTP, Telnet, SMTP). Разговор (Chat).Термин, используемый для описания диалоговых конференций, проводимых в режиме реального масштаба времени. Режим реального масштаба времени (Real Time).Быстрая передача (возможно, обработка) данных и сообщений от одного абонента другому по мере их поступления, в противоположность накоплению данных для ретрансляции или обработки в пакетном режиме. Диалог в реальном времени — диалог с (вычислительной) системой, при котором ответ на реплику получается практически сразу (задержка составляет, как правило, не более 10 с). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |