Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие 25. Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях




В ходе предыдущих занятий вы познакомились достаточно подробно и с методом проектов, и со спецификой телекомму­никационных проектов, организация и проведение которых требует особой тщательности. Теперь мы с вами рассмотрим сугубо практические вопросы, которые, как показала уже дос­таточно многолетняя практика, имеют существенное значение для эффективной работы учащихся в сетях.

На этом занятии мы:

остановимся подробнее на методике отбора тематики для те­лекоммуникационных проектов, имея в виду те специфические особенности, отличающие их от обычных проектов, о которых вы уже знаете из предыдущего изложения;

познакомим вас с тем, как организовывать, подбирать группы партнеров в сетях.

Если учитель приступает к организации телекоммуникацион­ных проектов, ему следует начать с изучения интересов учащих­ся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподает. В то же время проекты могут быть междисцип­линарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, ив этом случае они активизируют широкий круг познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным является также процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбираю­щих тему для проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Другими словами, необходимо понять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участ­ников проекта актуальны для школы, района (города, региона и т.д.), в котором живут ребята, будут ли актуальными и значимы­ми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.

Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать политематический, междисциплинарный проект можно при условии ориентации на разнообразные познавательные интересы учащихся. Предположим, что кто-то из учеников увлека­ется именно тем предметом, который ведет учитель-организатор телекоммуникационного проекта, и, следовательно, с удовольстви­ем откликнется на призыв углубить свои знания. Другие учащиеся, обладающие, например, литературными, музыкальными или ху­дожественными способностями, захотят заняться творческой ра­ботой в рамках того же проекта или в самостоятельном проекте,

227


третьи — выразят готовность попробовать свои силы в решении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Задача учителя сводится к тому, чтобы, не отвергая с ходу ни одно из предложе­ний ребят, постараться в каждом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Если учитель стремится уделить значительно большее внима­ние самостоятельным видам деятельности учащихся, чтобы по­мочь каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, что обыч­но невозможно сделать в рамках традиционного урока, то ему при­дется использовать другие формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Так, при проведении телекоммуникаци­онных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебных дис­циплин. Интересная и продуктивная работа над телекоммуника­ционными проектами, в том числе и международными, может быть организована на базе научных обществ детей, литературных гостиных, если такие имеются в школе, гимназии.

Как правило, учащиеся — кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой — систематически выполняют какую-то са­мостоятельную работу, требующую от них поиска дополнитель­ной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эта деятельность для разных ребят может быть рассчитана на не­делю-две, на месяц и более. Следует так организовать дело, чтобы те учащиеся, которым необходимы определенные условия для вы­полнения задач, имели бы возможность проводить какие-то заме­ры, опыты и так далее непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких занятий часы, или после уроков.

Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оператив­ную связь между ними обеспечат телекоммуникации.

Это оказывается особенно полезным в научном и социальном плане, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда учащиеся почувствуют вкус к таким поисковым, исследо­вательским, творческим работам, учитель, руководящий проек­том, почувствует необходимость расширения географии и форм сотрудничества.

При использовании телекоммуникаций в отечественной и за­рубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

• интерактивные приключенческие игры между двумя и более
школами, особенно для младших школьников;

. межшкольные литературные журналы, газеты и пр.; . совместные проекты, предусматривающие сбор разнообраз­ных фактов, данных и пр.; . экологические проекты;

• совместное написание стихов, рассказов и т.д.;

• сравнительное изучение курсов истории, географии, окру­жающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран;

228


• статистическая работа;

• организация совместных полевых работ;

• изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;

• совместное решение разнообразных актуальных проблем;

• разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил об­мена валюты и т.п.

Если сформировались небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то общей идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.

По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель уже решил для себя, какой характер будет носить будущий про­ект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с учетом выбора типа про­екта. Необходимо, чтобы была ориентация на интересы не только своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (свое­го региона, другого региона или другой страны).

Для этого учителю надо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, в своем регионе, но и в том регионе или стране, где могут оказаться ваши потенциальные парт­неры.

Итак, учитель и учащиеся приступают к поиску партнеров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а толь­ко идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как же найти партнера по сети?

Вы когда-нибудь в своей жизни попадали в незнакомую ком­панию? Вот и новичок, оказавшийся в новой для себя телекомму­никационной среде, не сразу может сориентироваться и опреде­лить «кто есть кто», тем более, что в сети пользователи, как пра­вило, не видят друг друга (если они не работают в видеоконфе­ренции), а воспринимают информацию о других людях лишь в эпистолярной форме.

Очень эффективным и простым решением является посеще­ние образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авторам, заинтересовавшим его, письмо с рассказом о себе, о своих учениках и своих интересах. Такие письма, называемые представительскими, очень популяр­ны в сети. Цель представительских писем — не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на письмо. Чем ярче и интереснее будет письмо, тем боль­ше шансов получить на него ответ.

По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

229


• Что представляет собой ваша школа: ее специализация и наи­
более интересные черты?

. Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

• Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в
переписке? Почему?

- Ваши личные и профессиональные интересы? Ваше хобби?

Также можно разместить свое сообщение под грифом «Ищу партнера» во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.

Можно отправить свое представительское письмо непосред­ственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит учителю партнера и подключит его к какому-либо действующему сетевому проекту или программе. Далее про­исходит обмен приветственными письмами со школой-партне­ром. Аналогичными письмами должны обменяться и учащиеся, что позволит им лучше узнать друг друга. Выше уже говорилось, что в сети постоянно можно увидеть подобные предложения из всех уголков планеты. У ребят множество идей, насущных про­блем, к решению которых они приглашают всех заинтересован­ных. Поэтому, если вам или вашим ученикам не приходит в голо­ву в настоящий момент что-то особенно интересное, а желание попробовать свои силы в телекоммуникационном проекте, реги­ональном или даже международном, есть, то можно просто от­кликнуться на предложения, размещенные в сетях Интернет, и присоединиться к готовому, иногда уже действующему, проекту. Так, известный проект В.Гезергуда из Иллинойса «Шекспировс­кий семинар* длится в сетях уже более восьми лет и каждый год все новые и новые ребята более чем из 30 стран мира присоединя­ются к нему.

Получив ответное письмо-приветствие, учитель может присту­пать к планированию работы. Каждая группа, участвующая в об­щем проекте, выдвигает собственные гипотезы решения пробле­мы. Когда все гипотезы обсуждены и приняты всеми группами как действительно существенные для данной проблемы в целом, учи­теля определяют для каждой группы с обеих сторон четкие задачи по поиску доказательности одной-двух гипотез, все вместе наме­чают этапы работы и определяют конкретные даты обмена пись­мами. Затем корректируются планы с партнерской школой и на­чинается основная работа над проектом.

Как только учитель получит встречные предложения, он мо­жет переходить к следующему этапу работы: назначить встречу с учащимися для обсуждения конкретных вопросов выполнения про­екта. На этой встрече необходимо договориться об окончательной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточ­нить методы совместной деятельности, наметить этапы, точное

230


время первой связи и возможное содержание первого диалога. Же­лательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвую­щих сторон.

Выборы лидера должны провести сами учащиеся с учетом та­ких приоритетных критериев, как знания в предметной области проекта, личные качества, организаторские способности, необ­ходимые для координации совместной деятельности партнеров по проекту.

Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубеж­ными партнерами вся переписка ведется на английском или ка­ком-либо другом иностранном языке. Кроме того, учитель может столкнуться с такими проблемами, как несовпадение школьных программ, учебных планов отечественных и зарубежных школ, различия в образовательных стандартах, трудности в нахождении общих тем для переписки, расхождения по срокам каникул и т.д.

Если же учитель заинтересован в организации большого реги­онального или межрегионального проекта, то одних представи­тельских писем будет недостаточно. Ему потребуется подготовить так называемый «культурный пакет», т.е. предложения партнеру в отношении выдвинутой учителями и учащимися отдельной шко­лы идеи: суть идеи, ее содержание, возможные результаты, пред­ложения для сотрудничества. Если есть уже какой-то опыт и прак­тические результаты по проектной работе, то их можно тоже вклю­чить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися — план-проспект, слайды, видео и пр.). «Культурные пакеты» целесообразно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте либо с помощью мест­ных средств массовой информации (местной печати, радио, теле­видения). Их посылают конкретным адресатам или в органы на­родного образования с просьбой передать предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В некоторых случаях «культурные пакеты» могут быть размещены на школьных страницах в среде World Wide Web.

После того, как наметились исследовательские группы, найде­ны партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекомму­никационные проекты обретают реальные очертания, пора обра­титься к следующему организационному вопросу — знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Параллельно с отбором идей и тематики проектов следует на­чать целенаправленную работу с учащимися по овладению иссле­довательскими методами и технологией компьютерной телеком­муникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором учитель достаточно подробно расска­жет ребятам о специфике научного поиска, о том, как и где ис­кать информацию по данной теме, как ее следует анализировать.

231


Очень эффективны проекты, при выполнении которых учи­телю удается привлечь к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объединения. Они могут заинтересоваться работой учащихся, подсказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные резуль­таты, если речь идет о научном поиске и творческой работе, или даже выступить в роли скрытого координатора (помните проекты с непосредственной и скрытой координацией?).

Надо обязательно показать учащимся, какие существуют спо­собы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко ис­пользуемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, про­изводства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны научиться пользоваться многообразными возможностя­ми компьютерной техники для подготовки текста, обработки дан­ных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных, а также уметь применять мультиме­дийные средства.

На этих же семинарах надо целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой деятельности необхо­димо привлекать специалистов по другим предметам, прежде все­го словесников, которые профессионально владеют многими при­емами развития речи, коммуникации как устной, так и письмен­ной (такая работа должна проходить систематически на уроках, не обязательно на семинарах). Важно не забывать о правилах хоро­шего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребя­там, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр. Это не праздное замечание. Если проследить ведущиеся в настоящее время в Интернет свободные беседы (chats) пользователей, то низкий уровень коммуникативной культуры просто поражает. По­этому формированию культуры общения как на родном, так и на иностранном языке следует уделять особое внимание и все время держать под пристальным контролем.

В ходе выполнения телекоммуникационных проектов может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и в поиске быстрого решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговая атака». Метод «мозговой атаки» очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет оперативно принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или разрешить проблему. Осуществ­ляется данный метод следующим образом. С помощью телекомму­никационной связи (электронной почты, телеконференции, в ре­жиме IRC) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи.

232


Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминают­ся и после окончания связи распечатываются на принтере в нуж­ном количестве экземпляров для дальнейшей проработки в груп­пах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а про­сто записываются.

После окончания «мозговой атаки» участники группы под ру­ководством своего лидера собираются и всесторонне рассматри­вают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональ­ные с точки зрения большинства участников. Если при этом при­сутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные ка­чества лидера, который должен придерживаться тактики «добро­желательного наблюдателя». Так, если, на взгляд учителя, учащи­еся принимают не те решения, ему не следует их «поправлять». Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обо­снованные идеи группы готовят в виде отредактированного тек­ста на компьютере и затем пересылают по электронной почте парт­нерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих дискуссий партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Опыт многих школ, участвовавших в проведении телекомму­никационных проектов, позволил сформулировать десять «золо­тых правил» общения школ друг с другом:

1. Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его по­лучения.

2. Отправляя подтверждение о получении письма, не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь послать свой ответ.

3. После приветственного письма направьте школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, что­бы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между ребятами.

4. Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в неболь­шие группы по 2—3 человека.

5. Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе и своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом следите, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтов­ню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы уча­щиеся послали друг другу свои фотографии.

6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными при­ветствиями и узнают побольше друг о друге, о планах и работе своих коллег.

7. Ответственным координаторам проекта стоит обменяться домашними адресами и телефонами на тот случай, если возник­нут проблемы со связью.

233


8. Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специаль­ный стенд, где будет размещена вся информация по телекомму­никационному проекту, с которой смогут в любое время позна­комиться учителя и учащиеся школы.

9. Если вы подготовили вопросник или викторину, не посы­лайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз, иначе ответы на эти вопросы будут односложными и неинтересными для вас.

10. Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте ее на отдельные этапы и всегда подводите итоги.

При планировании телекоммуникационных проектов необхо­димо также продумать формы организации деятельности учащих­ся. Они могут быть различными:

. индивидуальные проекты (внутри другого проекта);

. парные проекты — над одним проектом работают партнеры в паре;

. групповые проекты — в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.

Проекты можно проводить с использованием электронной по­чты или же в виде телеконференций. Формы организации совмест­ной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интере­сов участников. Главное, что в любом случае это — разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятель­ности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и опреде­ления форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проект может быть разной степени сложности: например, ох­ватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдель­ными проектами, составляющими общий проект, или небольшой самостоятельный проект, в котором участвуют всего несколько учеников (или даже по одному ученику с каждой стороны).

Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тематике про­екта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно уви­деть и вычленить проблему в этом проекте (в целом или его час­ти), значимую для себя, для своего региона, а может быть — и для всего человечества. Очень существенно, чтобы участники про­екта не замыкались личностными интересами, а сумели разгля­деть проблемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте.

Когда проблема всего проекта будет сформулирована (под на­блюдением учителя), пора переходить к определению гипотезы ее решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипо­тезы, задавая им наводящие вопросы.

Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. После того, как все они сфор-

234


мулированы, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы ребят) и всем подгруппам дает задание исследовать одну из выдвинутых ими гипотез.

Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, ка­кими методами она собирается изучать данный вопрос. Свои под­ходы к выполнению задания группа защищает перед всем клас­сом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надежны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, подход утверждается. Только после того, как подходы всех групп, выполняющих данный проект, оказываются утвержденными в ходе общей дискуссии, участники проекта могут приступать к работе.

Эта работа не может и не должна замыкаться рамками урока. Основная поисковая, исследовательская деятельность проводится на базе школьной медиатеки — информационного центра шко­лы, где собрана информация на разных носителях и где помимо кабинетов вычислительной техники предусмотрен телекоммуни­кационный блок с выходом в Интернет. Работа может проводить­ся и на базе школьного музея, пришкольного участка, других школьных подразделений, где имеются нужные данные. Разумеет­ся, в целях исследования можно и должно использовать все дос­тупные для ребят источники информации, экспериментальные площадки, проведение социологического опроса, интервью, ра­боту с удаленными базами данных, запросы информации у зару­бежных партнеров, другими словами, самые разнообразные спо­собы поиска нужной информации по данному вопросу. Любое предпринимаемое ребятами исследование должно носить пусть локальный, но серьезный научный характер, соотвтетствующий им по сложности решаемой проблемы и применяемым методам, но обеспечивающий действительно достоверные результаты.

Группа договаривается также о том, как будет оформлен гото­вый материал. Это решение группа должна принять совместно с зарубежными партнерами или партнерами из других регионов. Естественно, что в ходе анализа информации учащиеся могут об­ращаться к учителю за помощью, советом, консультацией.

Когда материал собран, проанализирован и партнерами сфор­мулирован аргументированный вывод, ребята вновь обращаются к общему проекту и устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведенные данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из суще­ственных аргументов общей проблемы. И так — со всеми группа­ми, участвующими в данном общем проекте.

В итоге, все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы в це­лом, какой практический выход это решение может иметь для

235


данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего человечества (если тематика про­екта позволяет делать такие обобщения).

Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Выше мы показали этапы работы над любым проектом. Соответственно, и формы работы варьиру­ются в зависимости от специфики самого проекта.

Важно каждый раз искать наиболее эффективные способы де­ятельности и осознавать, что новые педагогические и информа­ционные технологии не всегда вписываются однозначно в тради­ционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути интеграции их в учебно-воспитательный процесс.

Вопросы к семинару:

1. Какова технология отбора тематики для телекоммуникационного проекта? Вспомните и постарайтесь описать специфику телекоммуника­ционного проекта, отличающую его от обычного проекта.

2. Как найти партнера для проведения совместного проекта? Что такое «представительское» письмо? Что такое «культурный пакет»?

3. Как организуются партнерские группы? Помните ли вы десять «золотых правил» совместной проектной работы в сети?

4. Как организуется проектная деятельность учащихся в группе? Между партнерами? В чем основа эффективности проектной деятельности в сети?

Занятие 26. Координация проектной деятельности в сети

С каждым годом все больше российских школ подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуника­ционным сетям. Как правило, подобное «подключение» означа­ет на практике работу в сети одного-двух учителей информати­ки (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть ком­пьютеры — в кабинете информатики) и некоторых учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современ­ными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в школе, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся школы, превратились бы в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией.

На этом занятии вы узнаете:

как организовать телекоммуникационный центр в школе;

каковы функции координатора телекоммуникационных проектов;

что определяет эффективность работы с телекоммуникация­ми в школе.

236


Чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся школы, нужно тщательно спланировать весь комплекс работ по их внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе. Буду­щее компьютерных телекоммуникаций в вашей школе напрямую зависит от того, насколько вы сумеете продумать начальный пе­риод их внедрения в учебный процесс и правильно сформули­ровать задачи.

Первый шаг на этом пути — определить, кто из учителей или других сотрудников школы (а, возможно, и учащихся) будет зани­маться телекоммуникациями. Следует иметь в виду, что вся работа по внедрению и дальнейшему использованию телекоммуникаций распадается на техническую и педагогическую составляющие. И, как правило, очень сложно найти человека, который бы хорошо разбирался в технических вопросах работы с модемом, телефон­ным каналом связи и сетевым программным обеспечением и одно­временно был асом в методике организации и проведения теле­коммуникационных проектов. Поэтому речь может идти о выборе нескольких лиц, ответственных за телекоммуникации в школе.

Если в вашей школе есть медиатека, в которой вы предполага­ете разместить свой телекоммуникационный центр, вы можете предложить сотруднику медиатеки — медиаспециалисту — взять на себя технические аспекты организации и сопровождения теле­коммуникационных проектов, поскольку этот специалист про­фессионально владеет компьютерной техникой и телекоммуника­ционными технологиями.

Медиатеки появились уже во многих школах. Что они из себя представляют? Это одно из структурных подразделений современ­ной школы, дающее учителям и учащимся возможность доступа к различным информационным носителям. В медиатеке сосредоточе­ны все возможные в условиях школы источники и средства инфор­мации: библиотека; фонотека; видеотека; компьютерный центр; телекоммуникационный центр, на который имеет выход локаль­ная компьютерная сеть школы; замкнутая телевизионная система; радиоцентр. Сюда и учителя, и учащиеся могут придти в любое удобное для них время, чтобы получить необходимую информа­цию, соответствующим образом обработать ее для своих творчес­ких, познавательных целей. Телекоммуникации дают возможность получить уникальную информацию из удаленных баз данных, от партнера по сети, из конференций и т.д. Одновременно с этим в медиатеке есть возможность обратиться к книге, к видеофильму, к фонозаписи и т.д. Здесь имеется все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточных или конечных ре­зультатов исследовательской, проектной работы.

По мнению экспертов, накопленный к настоящему времени опыт работы медиатек, создаваемых в последние несколько лет в различных школах страны, позволяет говорить о том, что теле-

237


коммуникационный центр целесообразно предусмотреть прежде всего в медиатеке. Это, разумеется, не исключает при возможно­сти обеспечения доступа в Интернет и в кабинетах вычислитель­ной техники.

Дело в том, что в кабинетах после уроков не всегда удается поработать всем желающим и, кроме того, там нет всей необхо­димой информации. В медиатеке же создаются оптимальные усло­вия для поиска и творческого применения информации в само­стоятельной познавательной деятельности учащихся во внеуроч­ное время; для подготовки учителя к урокам, к выполнению про­ектов, в непрерывном их самообразовании, приобретении навы­ков «навигации» в безграничном море информации. В медиатеке в течение всего дня находятся квалифицированные медиаспециа-листы, поддерживающие техническое состояние и работу в сетях, которые в любое время могут дать консультацию учителю или ученику относительно направления поиска той или иной инфор­мации, особенностей пользования различными программными средствами, сетью Интернет, возможностями оформления про­ектных работ с помощью различных мультимедийных, издательс­ких технологий, технологий Интернет.

Самостоятельная работа учащихся в условиях медиатеки, свя­занная со свободным поиском ими данных из различных источни­ков, со способами организации данных и области поиска, их уме­нием пользоваться ключевыми словами, анализировать информа­цию и представлять ее в конкретном виде — доклада, таблиц, гра­фики, магнитной записи, видеоматериала, статьи в самодельный школьный журнал или газету, как для целей урока, так и в соб­ственных интересах к различным темам, предполагает наличие у школьников целой гаммы сформированных навыков и умений.

Поэтому такая деятельность учащихся обязательно должна под­крепляться обучением ребят работе не только с магнитофоном и видеоплеером (а в ряде случаев и с видеокамерой) в медиатеке, но, прежде всего, с текстовым и графическим редактором, в те-лекоммуникаштонных сетях с удаленными базами данных в каби­нете информатики, чего, к сожалению, нет сегодня в массовой школьной практике.

Весьма важен вопрос о сотрудничестве учителя и медиаспе-циалиста. Речь идет о планировании деятельности в рамках обра­зовательных проектов (в том числе и телекоммуникационных), при котором совершенно необходимо учитывать совместные дей­ствия учителя-предметника и сотрудника медиатеки. Время, по­траченное на подготовку и принятие решений, окупит себя в даль­нейшем качеством работы учащихся. Учитель-предметник и со­трудник медиатеки, в силу того, что первый знает способности каждого ученика и желаемый результат, а второй владеет инфор-мационнионным фондом медиатеки на этапе подготовки к про­екту, должны работать вместе:

238


• учитель определяет образовательные цели, которые он пред­полагает решить в ходе исследовательской деятельности своих уча­щихся;

• учитель, знакомясь с фондом средств обучения, книжным фондом медиатеки в сформированной здесь базе данных, проду­мывает стратегию поиска учеником необходимых информацион­ных материалов;

• учитель и медиаспециалист согласовывают предполагаемые источники информации, способы доступа к ним и обработки, что­бы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки не только поиска нужной информации, но и обращения с ней.

Таким образом, в ходе совместной работы при подготовке и проведении проектной работы учащихся:

• учитель и медиаспециалист определяют предмет информаци­онного поиска как для учителя, так и для отдельных групп уча­щихся (по их темам, по их проблемам, выдвинутым гипотезам);

• учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе буду­щей самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) де­ятельности над проектом;

• учитель и медиаспециалист определяют возможную (предпо­лагаемую) поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информаци­онных средств;

• в ходе практической поисковой деятельности учащихся в ме-диатеке медиаспециалист оказывает ученикам всевозможную по­мощь в поиске информации и ее обработке, консультирует, если возникает необходимость, по оформлению результатов исследо­вания, творческой работы с помошью средств новых информаци­онных технологий.

В некоторых школах функции технического специалиста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов, достигших наилучших результатов по информатике и ин­тересующихся данным направлением. В основные функции техни­ческого специалиста по телекоммуникациям будет входить следу­ющее:

• выбор провайдера телекоммуникационной сети для последу­
ющей регистрации школы;

. приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра;

• изучение программного обеспечения, используемого при ра­
боте в сети;

- обучение учащихся и учителей работе в сети; . оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами;

• работа с почтовым ящиком школы — получение и отправка
школьной корреспонденции.

239


Если в дальнейшем переписка по электронной почте будет до­статочно интенсивной, необходимо в помощь техническому спе­циалисту найти «постмастера» (от англ. postmaster — специалист по почте), который будет регулярно проверять почту, передавать электронные письма по назначению и решать некоторые техни­ческие проблемы, связанные с перепиской. Таким постмастером может быть учащийся, а не специалист медиатеки.

Помимо технической работы по организации телекоммуника­ционного центра, необходимо «вдохнуть жизнь» в этот центр и превратить его в то место, куда с удовольствием приходят и учи­теля, и ученики. Поэтому придется еще найти такого человека, который был бы настоящим энтузиастом своего дела, смог бы объяснить педагогическому коллективу школы и учащимся пре­имущества телекоммуникаций, вовлек бы всех в проектную рабо­ту и помог быстрее освоиться в телекоммуникационной сети. По­добных специалистов принято называть координатор телекомму­никационных проектов.

Если телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить доста­точно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора (директора) программы в рамках специально со­зданного для этих целей координационного регионального цент­ра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятельность учащихся и учи­телей в проектах определенной направленности (имеется в виду предметная направленность: естественно-научная, гуманитарная, литературно-творческая, спортивная, музыкальная и т.д.). Как ко­ординатор (директор) программы, так и координатор проекта вовсе не обязательно должны быть профессионалами в области информатики, достаточно, чтобы это были грамотные пользова­тели. Но они должны быть обязательно профессиональными педа­гогами. Важно также, чтобы это были энергичные люди, хорошие организаторы.

При этом в задачи координатора (директора) программы входит:

• связь, при необходимости, с научными и прочими органи­зациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;

• ведение полного списка всех участников проектов;

• координация и развитие телекоммуникационных проектов в регионе и с зарубежными партнерами (поддержка прямой и об­ратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспе­чение консультационной помощью, методическими материалами и информацией, необходимой для конкретного проекта в режиме электронной почты, автоматической рассылки);

• связь с другими регионами, сбор информации о потенциаль­ных партнерах с учетом их интересов;

240


• связь с общественными организациями, средствами массо­
вой информации для оказания помощи участникам проектов, для
внедрения результатов их работ в разных формах, организации
региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конферен­
ций участников проектов;

. сбор и распространение информации об участниках проек­тов, презентация наиболее интересных результатов;

• регистрация, анализ поступающих заявок на проведение ре­
бятами тех или иных работ;

. ведение систематической внешней оценки эффективности использования телекоммуникационных проектов в школах, уча­ствующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр может со вре­менем развить сеть электронной почты в своем регионе, т.е. орга­низовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Задачи координатора телекоммуникационного проекта в шко­ле несколько иные. Его функции:

. подбор партнеров, координация работ по отбору тематики проектов (работа с учителями);

• структурирование проекта (определение целей проекта, его проблемы, гипотезы решения, планируемых результатов и сро­ков проведения работ, предполагаемых способов оформления ре­зультатов проектов, мониторинг его проведения на всех стадиях работы, в том числе, в случае необходимости, активное включе­ние в работу, корректировку направления работ, поддержание различными способами интереса к проекту);

• обеспечение связи и взаимодействия с директором образова­тельной телекоммуникационной региональной программы, если таковой имеется (формулировка запросов информации, необхо­димой для конкретного проекта директору программы);

• осуществление консультаций для учащихся и учителей, ра­ботающих в его проекте;

• информирование администрации школы о ходе работы учи­телей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать определен­ными качествами:

. иметь хорошие организаторские способности;

• быть методически грамотным;

. владеть навыками межкультурного общения;

• иметь опыт работы с телекоммуникационными проектами;

• обладать базисными навыками работы в телекоммуникаци­онных сетях;

• уметь работать с большими объемами информации;

- быть информированным о новейших методах применения средств информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

241


Когда вы начнете разрабатывать общие идеи внедрения теле­коммуникаций в учебный процесс своей школы, продумайте сле­дующее:

• где, в каком помещении вы собираетесь организовать або­нентский телекоммуникационный центр, в котором можно было бы обеспечить достаточно свободный (но организованный!) дос­туп к компьютерам и работу в сетях;

• как часто и для решения каких вопросов представители школь­ной администрации будут использовать телекоммуникации;

• какие услуги телекоммуникационной сети, в которой рабо­тает ваша школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;

• какому из направлений учебно-воспитательной работы шко­лы будет отдано право преимущественного использования теле­коммуникаций;

. собираетесь ли вы привлечь учащихся к непосредственной работе в сети.

Как только вы сформулируете ответы на все эти вопросы, т.е. сами осознаете роль и место телекоммуникаций в своей школе, сделайте следующий шаг — спланируйте работу школы с теле­коммуникациями. На этом пути вам и вашим коллегам предстоит сделать следующее:

1. Организовать и провести учебный семинар для представите­лей педагогического коллектива школы по использованию теле­коммуникаций. На этом семинаре вы должны обсудить все вопро­сы, связанные с внедрением телекоммуникаций в учебный про­цесс вашей школы.

2. Познакомить учителей с методом проектов и групповым методом, обратив их особое внимание на разнообразие исследо вательских подходов, самостоятельных видов деятельности уча­щихся.

3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провай­дера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь за­регистрироваться), и изучить все ее информационные возможно­сти. Посмотрите, какие средства и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.

4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. Привлекайте к рабо­те учителей-предметников!

5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка, литературы и т.д.) с применением новых педагогических и информационных техноло­гий, в том числе компьютерных телекоммуникаций. На этом эта­пе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они должны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области,

242


Необходимо, чтобы учителя школы имели четкое представле­ние о возможностях электронной почты, информационных ре­сурсов Интернет.

Ведь только в этом случае они смогут определить направление использования телекоммуникаций в своем предмете. Цели у учи­телей различны: кто-то заинтересован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо тра­диционных школьных программ работать по оригинальным учеб­ным исследовательским проектам, основой которых будет совме­стное решение научных проблем, а инструментом обмена — элек­тронная почта, телеконференции.

На семинаре учителей целесообразно провести телекоммуни­кационный сеанс, показав «вживую» все услуги, предоставляе­мые абонентам Интернет. Для успешной реализации такого сеан­са связи не забудьте следующее:

• в процессе демонстрации обратите внимание учителей на по­тенциальные возможности использования телекоммуникаций в шко­ле, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах;

• не пользуйтесь при демонстрации незнакомыми для большин­ства учителей командами и техническими терминами;

• постарайтесь пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы их коллег в тех школах, где телекоммуникации используются уже, как минимум, 2—3 года, и посетить их уроки;

- организуйте серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно побеседовать в режи­ме «chat» (это всегда производит сильное впечатление на новичков);

• пригласите на сеанс учителей, технических специалистов,
представителей родительской общественности и учащихся стар­
ших классов, которые смогут стать вашими надежными помощ­
никами в будущей работе.

Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к внедрению телекоммуникаций в школе, так как им придется преодолеть немало психологических проблем.

Учитель, который ранее ни разу не имел дела с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в сети, если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей придется организовать специальные курсы по ра­боте с телекоммуникациями.

Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техни­ческом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные неполадки, сбои и помехи на телефонных линиях и так далее, поэтому не все определяется ис­ключительно компетентностью пользователя.

Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широко­го использования телекоммуникаций в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельности учащихся в сетях, к орга­низации телекоммуникационных проектов.

243


Вопросы к семинару:

1. От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуникаций в школе?

2. Как вовлечь учителей-предметников в работу сиспользованием телекоммуникаций?

3. Где лучше организовать телекоммуникационный пункт: в кабинете информатики или в школьной медиатеке?

4. Перечислите основные этапы внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы,

5. В чем различие функций технического специалиста и методиста-координатора, отвечающих за телекоммуникации в школе?
































Творческое задание

1. Обсудите на семинаре ситуацию, типичную для многих школ, начинающих работать в Интернет. Итак, вы знаете, что именно вам предстоит стать координатором телекоммуникационных проектов в школе. Предварительно переговорив с учителями школы, вы пришли к выводу, что отношение большинства учителей к телекоммуникациям «прохлад­ное», а у некоторых — резко негативное. Большинство учителей вос­приняли телекоммуникации как дополнительную «головную боль». Что вы будете делать, для того чтобы изменить подобную ситуацию?

2. Используя доступные вам источники информации (газеты, журналы, методические разработки, информационные службы Интернет и т.д.), выясните, какие школы в вашем городе (районе) уже имеют опыт работы с телекоммуникациями. Проанализируйте, для каких целей и насколько эффективно используются телекоммуникации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В недалекой перспективе нас ожидает 12-летняя школа. В меж­дународной практике 12-летний срок обучения в школе принят уже многими странами мира. В ряде стран, таких как Швейцария, школьное обучение продолжается 13 лет, а в Голландии — даже 14. Но что это реально означает? Простое увеличение срока пре­бывания в школе? Вряд ли стоило для этого, что называется, «ого­род городить». Дело, разумеется, в принципиальном реформиро­вании школьного образования. Прежде всего, это касается целе-полагания. В предисловии к этой книге мы достаточно подробно остановились на необходимости изменения всей идеологии обра­зования: из репродуктивной, знание-центристской она должна превратиться в развивающую, культуросообразную. Необходим пос­ледовательный переход от авторитарных методов к гуманистичес­кой педагогике, личностно-ориентированной. Это записано в Кон­цепции 12-летней школы. Именно гуманистическая педагогика, ориентированная на полное развитие личности, обусловливает и отбор содержания образования, включающего не только знания по отдельным областям, но — главное — умения, интеллектуаль­ные умения, способствующие становлению, самореализации лич­ности.

В этой связи предложенная здесь дидактическая система, как нам представляется и как показывает уже многолетний опыт использо­вания ее в практике обучения, позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной само­оценки и принятия решений. Мы вовсе не склонны считать предла­гаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. От­нюдь. Мы считаем, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, что нам представляется обязательным, это долж­ны быть технологии, также рассчитанные на развитие личности уче­ника, на возможности его самореализации.

Стандарт школьного образования должен быть нацелен в боль­шей мере и на требования по овладению способами интеллекту­альной и творческой деятельности. Фундаментальность образова­ния при этом, разумеется, не должна страдать. Это обеспечит пре­емственность между школой и вузом, в которых в первую очередь требуются соответствующие умения познавательной и коммуни­кативной деятельности.

245


В перспективе, хотим мы того или нет, но нам придется обра­титься и к другим формам образования. Уже сейчас со всей акту­альностью встает проблема дистанционного обучения на базе ком­пьютерных технологий. Пока, правда, в большей степени эта про­блема обращена к вузовскому образованию. Однако, если мы хо­тим действительно разгрузить наших школьников, которые в насто­ящее время вынуждены отсиживать за своими партами по 7—8 ч в день, а затем еще какое-то количество часов — за домашними заданиями, то надо искать какие-то способы решения этой весь­ма непростой, но очень важной проблемы. Если к этому добавить, что школьник не просто отсиживает свои часы, но вынужден 7— 8 раз за день (только в школе) переключаться с географии на математику, с математики на литературу, с литературы на физи­ку и так далее через каждые 45 мин, то факт не только умствен­ной, но и нервной перегрузки становится очевидным. Не отсюда ли такой устрашающий процент детей с функциональными, а то и органическими расстройствами здоровья?

Решение проблемы можно искать в использовании информа­ционных технологий, дистанционного обучения. Если часть учеб­ного времени школьники основной и особенно старшей ступени обучения будут заниматься дома, выполняя задания на своих ком­пьютерах или, за неимением таковых, в медиатеке школы в удоб­ное для них время, это может значительно разгрузить их рабочий день. При необходимости ребята смогут консультироваться по сети со своим преподавателем, отсылать ему выполненные задания. В школу же, в свой класс или группу они будут приходить на лек­ции, семинары, лабораторные и практические работы, на обсуж­дение с партнерами хода работы над групповым проектом, при­чем в расписании в таком случае может стоять всего два-три пред­мета. Групповая работа с партнерами по методу сотрудничества возможна и в сетях, поэтому такое обучение вовсе не означает переход на самообразование. Это — привычный детям и учителям учебный процесс, в котором, однако, будут использоваться не только традиционные формы очного обучения, но и дистанцион­ные. Приоритет же, как и в традиционной школе будущего, оста­нется за самостоятельными видами познавательной деятельнос­ти, развитием интеллектуальных и творческих умений. Широкое использование различных источников информации, включая ин­формационно-образовательные ресурсы Интернет, станет вполне привычным. Но это — уже отдельная тема для обсуждения. С эти­ми проблемами читатель может познакомиться в других наших публикациях, как печатных, так и электронных, список которых приведен ниже, а также на нашем сервере: http://www.ioso.iip.net/ distant.


Приложения

Приложение 1

Алфавитный указатель терминов, относящихся

к программным средствам и средам, используемым

в сети Интернет

Archie.Программное средство, позволяющее находить файлы на ано­нимных FTP серверах, для чего требуется знать точное имя файла или хотя бы его часть.

ASCII (American Standard Code for Information Interchange).Приня­тый во всем мире способ кодирования цифр, латинских букв, знаков препинания, спецсимволов и т.п. (всего этих кодов 128, они представля­ют собой 7-разрядные двоичные числа).

FAQFrequently Asked Questions.Наиболее часто задаваемые вопросы.

HTTP-протокол (Hypertext Transfer Protocol).Метод, с помощью ко­торого документы передаются с главного компьютера или сервера на сред­ства просмотра и к отдельным абонентам.

Internet Service Provider (Служба доступа к Интернет (ISP)).Органи­зация, обеспечивающая абонентам (клиентам) доступ к услугам Интер­нет. Иногда используется термин «провайдер».

IP-протокол (Internet Protocol).Протокол Интернет, определяет еди­ницы информации, передаваемые между системами доставки пакетов.

ISDN (Integrated Services Digital Network).Набор стандартов для вы­сокоскоростной одновременной передачи голоса, данных и визуальной информации через меньшее число каналов, чем потребовалось бы при использовании широкополосного вещания.

Л PKG-формат (Joint Photographic Experts Group) JPEG.Популярный метод, используемый для упаковки фотографических изображений. Мно­гие средства просмотра Web принимают формат изображений JPEG в качестве стандартного формата файлов для просмотра. Другой распрост­раненный формат — GIF.

MPEG-протокол (Moving Pictures Expert Group) MPEG.Стандартный способ упаковки полнометражных видеозаписей.

POP-служба (Point of Presence).Служба удаленного доступа к Интер­нет с помощью модема, используемая обычно для локальных соедине­ний, чтобы не нужно было выполнять междугородние звонки. Например, определенная служба доступа к Интернет (ISP — Internet Service Provider) может находиться в Сан-Хосе, но иметь службы «POP»в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

РРР-протокол (Point to Point Protocol).Протокол для подключения к провайдеру Интернет, в рамках протокола TCP/IP, обеспечивающий немного более высокую скорость, чем аналогичный протокол SLIP.

SLIP-протокол (Serial Line Internet Protocol).Протокол для подклю­чения к провайдеру Интернет в рамках протокола TCP/IP.

247


SMTP-протокол (Simple Mail Transfer Protocol).Стандартный протокол обмена электронной почтой в Интернет, входящий в состав TCP/IP.

TCP/IP-протокол (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).Стан­дартный сетевой протокол связи, принятый в сети Интернет (точнее, целое семейство протоколов), используемый для соединения компью­терных систем через Интернет, передачи данных. Включает, в частно­сти, Telnet для удаленного входа в систему, FTP для передачи файлов, SMTP для пересылки почты.

Telnet-протокол.Стандартный протокол в составе TCP/IP для входа в систему другого компьютера, так что абоненты могут получить недо­ступные иным способом услуги Интернет.

UUCP (Unix to Unix Copy Program).Простая программа, предназна­ченная для временного хранения и передачи данных с одного компьюте­ра на другой. Первоначально разрабатывалась для компьютеров с опера­ционной системой Unix, но в настоящее время реализована и для других типов операционных систем.

WAV-формат.Формат звуковых данных. Это стандартный формат для файлов звукозаписи в Windows. Другой распространенный формат — RA.

Web-мастер.Системный оператор сервера узла Web.

World Wide Web (Web или WWW)представляет собой легкий в управ­лении графический интерфейс {гипертекст^ основу его составляют пере­крестные ссылки) для просмотра размещенных в Интернет документов. Эти документы, а также ссылки между ними образуют информационную «паутину» (Web). Web подобен громадному энциклопедическому слова­рю, отличающемуся от своего бумажного аналога наличием всех воз­можностей мультимедиа. Страницы могут содержать тексты, рисунки, фильмы, звукозаписи, объемные движущиеся миры — почти все что угодно. Эти страницы могут размещаться на серверах в любой стране мира. При подключении к Web вы получаете равный доступ к сведениям, раз­бросанным по всему миру, без оплаты за удаленный доступ.

Адрес (см. адрес IP). Уникальный код, связанный с размещением файла на накопителе, системном устройстве или в сети, а также в любом дру­гом сетевом источнике данных.

Адрес IP (IP Address).32-бнтовый адрес протокола Интернет, присво­енный узлу. Адрес IP содержит два компонента: номер узла и номер сети.

Ано&имный FTP- сервер (см.FTP).

База данных (Database).Доступное многим пользователям собрание разных сведений по определенной тематике. База данных обычно содер­жит сведения об однородных объектах, т.е. обладающих одинаковыми наборами признаков-свойств.

Байт (Byte).8 двоичных разрядов (см. бит). Имеет производные еди­ницы: килобайт (Кбайт)= 1024 байт, мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт и гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт.

Мегабайт (Mb). Мб — единица измерения количества информации, приблизительно равная 1 000 000 байт.

Бит,1. Минимальная единица количества информации. Соответствует информации, содержащейся в ответе на вопрос, на который можно от-

248


ветить «да» или «нет». 2. Двоичный разряд. Позиция кодовой строки, ко­торая содержит 0 или 1. Сочетания битов могут указывать букву, число, элемент графического изображения или звукозаписи, передавать сиг­нал, выполнять переключение или другие функции.

Бит/с (BPS). Бит в секунду. Мера скорости передачи данных с помо­щью модема. Число сигнальных элементов, которые могут быть переданы по цепи за одну секунду.

Бод (старый термин; заменяется на бит/с).

Выделенная линия (Dedicated Line).Частная выделенная линия служ­бы связи.

Гиперсреда (Hypermedia). Метод дискретного представления инфор­мации на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, видеозаписей, муль­типликации, фотографий или исполняемой документации.

Гипертекст (Hypertext). Тип интерактивной среды с переходами по ссылкам. Ссылки, вставленные в слова или фразы, позволяют абоненту выбрать текст ссылки и немедленно вывести связанные с ним сведения или материалы мультимедиа. Исторически не связан с Web, уже много лет применяется для написания справочных и обучающих систем.

Графический интерфейс пользователя (Graphical User Interface), GUI-интерфейс. Интерфейс (в узком смысле), использующий графические эле­менты (окна, пиктограммы).

Загрузка (Download). Передача программ или данных с компьютера на подключенное к нему устройство, обычно с сервера на персональный компьютер.

Защита (Security). Контрольные механизмы, препятствующие неза­конному использованию ресурсов, например контента.

Интерактивный (Interactive) — диалоговый.

Интернет (Internet). Объединение многих глобальных сетей, использу­ющих протоколы TCP/IP, за счет применения единой схемы адресации.

Интерфейс (Interface). В узком смысле — внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем. В современ­ных программных средах принят графический интерфейс, построенный на системе окон и пиктограмм. В широком смысле — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техничес­кими устройствами, людьми, программами и т.п., а также устройство или программа, реализующие эту систему.

Канал (Channel). Канал связи конечной производительности (скорос­ти) между двумя узлами сети.

Канал связи (Communication Link). Оборудование и программное обес­печение, предназначенное для связи двух абонентов.

Контент (Content). Информационное содержание Web.

Конфигурация (Configuration). Конкретное сочетание программных и (или) аппаратных средств, выбранных вами из набора возможных вариантов.

Локальная сеть (LAN (Local Area Network)). Любая компьютерная сеть, работающая с высокой скоростью передачи данных и на небольших рас­стояниях (до нескольких километров).

249


Мгц, мегагерц (Mhz). Единица измерения скорости работы (точнее тактовой частоты) процессора компьютера.

Модем (MODulator-DEModulator) (Modem). Интерфейс (в широком смысле), позволяющий выполнять передачу цифровых данных с помо­щью аналоговых систем, например телефонных линий. Современные модемы для повышения скорости передачи данных используют их упа­ковку/распаковку.

Мультимедиа (Multimedia). Компьютерные системы с программной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.

Начало (Ноте). Начальная страница узда, содержащая сведения опи­сательного характера.

Носитель (Media). Отформатированный накопитель данных, пред­назначенный для их обмена (например, видеолента, гибкий диск, опти­ческий диск и т.п.) и расширяющий возможности общения людей.

Он-лайн (Online). Калька с английского термина online. Противопос­тавляется термину офф-лайн (offline). Оба эти термина имеют много раз­ных смыслов, поэтому требуют осторожного обращения. В связи с их широким распространением мы их поясняем, но не рекомендуем для использования, так как неспециалист может их легко применить в не­верном смысле. Офф-лайн часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или к другой ЭВМ, но не использующей в данный момент эту возможность и работающей самостоятельно. Режим он-лайн — режим работы ЭВМ в сети или совместно с другой (центральной) ЭВМ. В этом случае ЭВМ переходит в режим он-лайн, как только ваш модем устано­вил связь с модемом сети или другой ЭВМ. В настоящее время в связи с необходимостью экономии времени нахождения в сети в режиме он­лайн многие средства просмотра и почтовые программы создаются в расчете на возможность полноценной работы в автономном режиме с переходом в режим он-лайн только по мере необходимости.

Перетаскивание (Drag and Drop). Концепция GUI (Graphic User Interface), позволяющая выделить на экране один объект и перенести его в качестве входного объекта на другой экранный объект (значок).

Подпись (Signature). Небольшое (обычно в несколько строк) сообщение, добавляемое (полу)автоматически к письмам, посылаемым абонентами.

Порт (Port). Специальное устройство, входящее в состав ЭВМ и ис­пользуемое для связи с внешними устройствами, в частности модемами> принтерами. Различают порты последовательные (они используются для модемов) и параллельные (более быстродействующие, предназначен­ные для принтеров).

Программа Gopher. Программа просмотра и поиска для обеспечения общей базы данных Интернет на основе системы меню. В настоящее вре­мя сменяется более удобными программами просмотра, основанными на гипертексте.

Программа List Serv. Свободно распространяемая программа для авт< матической обработки и доставки электронной почты с помощью спи! ков рассылки. Имеются списки рассылки для множества различных ра

250


делов. Некоторые из них являются «открытыми» (это означает, что каж­дый участник списка может отправить сообщение по всем адресам из списка, как при разговоре), другие — «закрытыми» (в них могут отправ­лять сведения только определенные лица).

Программа Telnet.Сетевая программа, реализующая Telnet-протокол.

Протокол (File Transfer Protocol) (FTP).Протокол, используемый для обес­печения передачи файлов между разнообразными системами. Многие умы Интернет поддерживают общедоступные хранилища данных, доступных с помощью FTP, для чего нужно войти на узел под именем anonymous, по этой причине такие узлы называются анонимными FTP-серверами.

Протокол Finger.Протокол, позволяющий выполнять поиск нужных сведений о пользователях сети данного узла. Некоторые сети не позволя­ют выполнять поиск сведений на внешних системах, другие совсем не поддерживают эту операцию.

Протокол (Protocol).Набор правил, стандартов. Протокол описывает «язык» общения компьютеров в сети при выполнении различных задач (см. SUP, PPP, TCP/IP, IP, FTP, Telnet, SMTP).

Разговор (Chat).Термин, используемый для описания диалоговых кон­ференций, проводимых в режиме реального масштаба времени.

Режим реального масштаба времени (Real Time).Быстрая передача (воз­можно, обработка) данных и сообщений от одного абонента другому по мере их поступления, в противоположность накоплению данных для рет­рансляции или обработки в пакетном режиме. Диалог в реальном време­ни — диалог с (вычислительной) системой, при котором ответ на реп­лику получается практически сразу (задержка составляет, как правило, не более 10 с).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...