Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цель создания «Портфелей» учащихся по математике
Такой «Портфель» призван полностью отражать работу ученика в области курса математики. Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета; демонстрировать умения ученика оперировать математическим аппаратом и решать проблемные задания, коммуникативные умения, а также его способности к дальнейшему продвижению в области математики и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством «Портфеля». При подготовке «Портфеля» рекомендуется сосредоточить свое внимание на следующих позициях: . самостоятельность мышления ученика; • определение временного периода создания «Портфеля»; • взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний; • отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка); • процесс решения проблем. «Портфель» включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра. Предполагается, что учащиеся представят свои «Портфели» на конференции родителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные математические знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их продвижения в области математики. Это — возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями. Далее идут требования к оформлению «Портфеля» (отпечатанный титул; содержание; краткое описание и пояснения для читателя каждого материала «Портфеля» с указанием причины, по которой этот материал был отобран, как он был оценен учителем и самим учеником; собственная история успехов по математике), 128 сроки создания «Портфеля» и время проведения конференции по его презентации. В обращении к автору «Портфеля» указывается, что он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего «Портфеля», своих комментариев. Но следует иметь в виду, что логика его рассуждений, культура речи, доказательность будут приниматься во внимание при оценке конечного продукта. Далее учитель может, если считает нужным, конкретизировать свои требования. Таким образом, содержание «Портфеля» должно включать в себя следующий материал (но вовсе необязательно им ограничиваться): • титульная страница (название самого «Портфеля», имя ученика, название предмета, период создания «Портфеля» — даты начала и окончания, имя учителя); • содержание «Портфеля»; • краткая история успехов ученика по математике (по меньшей мере три машинописные страницы — анализ собственных результатов по математике: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов); - записи, доклады, домашние работы (восемь работ, по крайней мере из четырех разных разделов: необходимо включить один пример, иллюстрирующий вашу индивидуальность, оригинальность мышления, а также хотя бы один пример, описывающий несколько разных подходов к решению одной и той же проблемы, задачи); • контрольные, самостоятельные работы (пять работ не менее, чем по трем темам, в том числе, по крайней мере одну работу, демонстрирующую ваш подход к исправлению ошибок и коррекции своего понимания тех или иных математических понятий); • тесты (четыре различных теста не менее, чем по трем темам); • использование информационных технологий (два примера использования информационных технологий в работе по проектам, программному материалу); • групповой проект (детальное описание группового проекта, в котором вы принимали участие); • ваша любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас); • оценка родителей/рецензента (письменная рецензия родителей или независимого рецензента). О комментарии к «Портфелю» Комментарий, описывающий каждый из представленных на Презентацию «Портфелей» материал, должен быть вдумчивым, отражающим ваши собственные мысли в отношении всей совокупности представленных в «Портфеле» работ (классных и до- 129 машних, контрольных работ, тестов и пр.). Он должен представлять полную картину вашего математического образования по конкретной теме или разделу математики. Попытайтесь быть самокритичным и объективным, давая характеристику своим успехам по тому или иному материалу. Попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины вашего математического образования на данном этапе. Используйте математическую терминологию. Далее могут следовать еще более конкретные советы по оформлению каждого из рекомендованных разделов. Самое сложное в создании «Портфеля» — отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей. В этом письме (или параграфе) следует описать каждый отобранный материал. Попробуйте воспользоваться приведенными ниже вопросами. . Какую работу вы провели для отбора материала в «Портфель»? • Что получилось, что вызвало трудности? • Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой «Портфель»? • Есть ли у вас образец, по которому вы действовали? • Как вы организовали информацию? • Можете ли вы переформулировать задачу/проблему более простыми словами? . Какие слова при этом оказались наиболее значимыми? Почему? - Насколько такая переформулировка оказалась рациональной? • Можете ли вы сформулировать задачу/проблему, близкую к . Что для вас было наиболее трудным при решении этой задачи/проблемы? . Что нового вы узнали, решая эту задачу/проблему? • Можете ли вы представить себе жизненную ситуацию, в ко • Единственный ли это возможный ответ? - Что вам нравится/не нравится при работе в парах? . Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего продвижения в области математического знания? Можно предложить некоторую серию вопросов и для родителей/рецензентов. . Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»? • Что Вас удивило в комментарии ученика? 130 . Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем? • Насколько аккуратно и логично организован материал «Пор • Насколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»? • Какие дополнительные материалы, технологии он использо При оценке «Портфеля* родители или рецензент должны воспользоваться рубриками, приведенными выше, в качестве обязательных. Соответственно можно указать несколько вариантов оценок: полностью соответствует (!); не полностью соответствует (—); неприемлемо (х); отсутствует (0); приемлемо (+). Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от учебного предмета, сроков его создания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность становится еще более осознанной. Более осознанной становится и ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независимые эксперты. Таким образом создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области. Как уже говорилось, подобный «Портфель» не обязательно создавать только по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравственных ценностей, например, содержание которого отражает поступки школьников на протяжении определенного отрезка времени (иногда достаточно длительного). Таким образом можно отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. Однако такой «Портфель» должен создаваться непременно под пристальным наблюдением психолога и не всегда становиться достоянием презентации. В этих случаях более уместны индивидуальные беседы с психологом, иногда с родителями. Важно иметь в виду еще один момент. Нельзя предлагать учащимся делать подобные «Портфели» сразу по нескольким предметам. Так же, как и в случае проекта, ученик может единовременно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой работы — сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности. Поэтому так же, как и при работе над проектом, необходимо иметь в учебной части школы график создания таких «Портфелей» учениками разных классов по разным темам, учебным Предметам. 131 Вопросы к семинару: 1. Как вы считаете, действительно ли настолько важно научить детей самооценке? Почему? 2. Что понимается под «Портфелем ученика»? 3. Какова технология создания «Портфеля ученика»? 4. Каковы принципы использования данной технологии? 5. Что вам представляется интересным в приведенном здесь примере «Портфеля ученика» по математике? Творческое задание Попробуйте составить структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля» по вашему предмету (можно на четверть, год). Обсудите в группе представленные проекты «Портфелей» и составьте один «Портфель», который удовлетворял бы всех. Что нового вы считаете необходимым внести в эту идею применительно к нашей школе? Занятие 13. Цикловое планирование занятий Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с методом проектов. Как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обучающие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия решений, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо «видеть» развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных технологий. На этом занятии вам предлагается познакомиться с системой планирования, которая называется цикловым планированием. Овладение этой системой поможет вам управлять учебно-воспитательным процессом по любому предмету с использованием любых педагогических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашей книге. 132 На этом занятии вы: . познакомитесь с идеологией циклового планирования; • получите возможность проанализировать пример циклового планирования по курсу иностранного языка; . сможете самостоятельно составить цикловой план по разделу, теме или вопросу программы с использованием новых педагогических технологий по одному из предметов школьной программы по своему выбору. Профессия учителя, педагога — творческая профессия. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподает (что естественно отнести к определенной научной области знания), но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Учитель должен в определенной степени обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у него плохая дикция, если он монотонен при изложении материала, если он скучен и сер, значит он не профессионал в подлинном понимании учительской профессии. Учитель — это личность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Все это так. Но выше мы уже говорили, что ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются различные технологии. Он должен уметь настолько мастерски ими владеть, чтобы, как и у представителя любой творческой профессии, они стали незаметными, органичными компонентами его творчества. Но чтобы это случилось, необходима скрупулезная каждодневная работа. И основным продуктом этой деятельности становится урок, занятие. Разумеется, деятельность учителя не заканчивается и не ограничивается рамками урока и даже шире — любого занятия. Но урок — важнейший компонент его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается великое таинство творчества. И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок является одним из ее составных частей. Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только и не столько содержания (чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но и методов, организационных форм, средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с Другой, особенностям выбранной концепции обучения, необхо- 133 дима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство» всего здания. В этом случае бывает весьма полезно разработать цепочку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, предусматривающее не конкретное содержание, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидактике цикловым планированием (где под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя). Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего, важно определить цели, задачи урока (№ 1, 2, 3 и так далее по теме или вопросу программы). Затем следует продумать последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Далее надо наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности (возможные варианты). При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и все необходимое для ее осуществления. Приведем некоторые примеры циклового планирования на материале английского языка. Цель предлагаемых рекомендаций — показать: . место и дидактическую функцию той или иной педагогической технологии, различных видов средств обучения, включая новые информационные технологии непосредственно в учебно-воспитательном процессе; • технологию разработки циклового планирования уроков; . технологию отбора средств обучения на конкретный урок для решения конкретных методических задач; • методику комплексного использования средств обучения в Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными путями в зависимости от используемой методической концепции обучения. Известно, что учебно-воспитательный процесс является открытой системой, включающей в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, а также деятельность учителя и ученика. Но функционировать такая система может по-разному в зависимости от концепции обучения, объединяющей ее и служащей общим ориен- 134 тиром для установления системообразующих связей между компонентами. Поэтому уместно прежде всего определиться с основополагающими принципами такой концепции. При обучении иностранному языку это будут следующие принципы: • активизация деятельности каждого ученика группы. Это означает с учетом специфики предмета «иностранный язык», что каждый ученик должен быть вовлечен в активный учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового материала, овладения различными видами речевой деятельности; • в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основное время следует уделять именно устной практике при формировании фонетических, грамматических, лексических навыков, при овладении не только говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в связи с увиденным, услышанным, прочитанным); • опора на сознательное усвоение языкового материала. Это означает, что правило, формирование ориентировочной основы действий (ООД) должны предшествовать этапу формирования навыка; • использование изучаемого языка на этапе творческого его применения в качестве средства общения, что предусматривает создание не только искусственной языковой среды, но и естественной, формирующей подлинную потребность в использовании изученного материала для естественного общения с носителями языка; • сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик—ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности; • опоры на родной язык учащихся там, где это возможно и методически оправдано; . широкое использование культуроведческого материала в качестве культурного фона изучаемого языка, формирование не только коммуникативной, лингвистической, но и страноведческой компетенции в пределах, обусловленных стандартом и содержанием обучения. Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуальные взгляды лежат в плоскости сознательно-коммуникативного направления в методике, гуманистического по своей сути. Сообразуясь, таким образом, с общими концептуальными подходами к обучению иностранному языку, обозначим, что собственно мы понимаем под новыми педагогическими технологиями, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это Должны быть технологии, которые бы обеспечивали: • необходимый и достаточный объем устной практики для каж 135 • условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения; • сознательность формируемых знаний, умений и навыков; • возможности для ознакомления с культурой другого народа, язык которого мы изучаем, условиями функционирования изучаемого языкового и речевого материала в культуре другого народа. Речь идет о следующих технологиях: 1. Организация учебного процесса в языковой лаборатории, где создаются необходимые условия для одновременной устной практики всех учащихся группы индивидуально или в парах. 2. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) для решения конкретных методических задач, что позволяет не только увеличить время устной практики каждого ученика группы, но и обеспечить эффективное сотрудничество и взаимопомощь между учащимися. 3. Метод проектов, который дает возможность создать необходимые условия для формирования потребности в использовании изучаемого иностранного языка как средства общения с носителями языка, если при этом применяются и новые информационные технологии — речь идет о международных телекоммуникационных проектах, в которых необходимы не только телекоммуникационные, но и другие компьютерные технологии. 4. Интенсивный метод обучения (или, скорее, его элементы) при организации ролевых игр. Разумеется, этим не исчерпываются все педагогические технологии, предполагаемые к использованию в учебно-воспитательном процессе. Речь идет лишь о некоторых новых технологиях. Итак, посмотрим, каким образом эти и другие педагогические технологии могут быть интегрированы в традиционную систему обучения (классно-урочную) и каким образом происходит при этом отбор средств обучения для урока. Обратимся к известным в психологии и дидактике уровням усвоения нового материала: ознакомление с новым материалом; применение материала по образцу; применение нового материала по аналогии, с отходом от образца; творческое применение языкового материала. Будем также иметь в виду, что при обучении иностранному языку нам приходится формировать определенные языковые навыки (фонетические, лексические, грамматические), а также умения речевой деятельности в области говорения, аудирования, чтения и письма. Требования к уровню владения всеми видами навыков и речевых умений приведены в Государственном образовательном стандарте. Итак, обратимся к учебно-воспитательному процессу, имея в виду уровни усвоения языкового материала, В табл. 3, 4, 5, 6 и 7, приведенных ниже, приняты следующие условные обозначения: • ТПО — тетрадь с печатной основой (рабочая тетрадь); • ЯЛ — языковая лаборатория. 136
Таким же образом составляются планы остальных уроков по теме устной речи и чтения (обычно это 6—8 уроков) в полном соответствии с логикой усвоения и применения языкового материала. Уже в самом начале работы над новой темой полезно предусмотреть работу над проектом, которая будет вестись на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. Перед введением новой лексики можно предложить ребятам (в малых группах) идеи для общего проекта. Например, по теме «Путешествия» следует, в соответствии с этапом обучения, выделить одну, две и более подтем (путешествие по железной дороге, по морю, авиапутешествие, автомобильное путешествие и тд.). Соответственно можно поручить отдельным группам проекты, связанные с этими видами путешествий. В каждой группе придется рассматривать ситуации: планирование маршрута путешествия; заказ билетов, гостиницы; сбор багажа; отправление и т.д. Как мы уже знаем, это делается различными способами (внутри одной группы или по типу «пилы»). Но на каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (говорения, аудирования, чтения, письма) можно связывать с соответствующими ситуациями, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту, когда им придется перед всем классом рассказать и проиллюстрировать свое «путешествие». Ограничения по теме могут быть обусловлены этапом обучения, уровнем языковой подготовки. (Например, одно путешествие на всех, но в каждой группе свой маршрут, свои проблемы.) Принцип циклового планирования одинаков для разных предметов. Поэтому важно понять логику такого планирования и тогда появится возможность более качественного управления учебным процессом, видения всей перспективы работы над темой, разделом, вопросом программы и соответственно оперативной корректировки отдельных моментов планирования уроков. Вопросы к семинару: 1. Как вы считаете, способствует пи цикловое планирование совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом? 2. Можно ли считать цикловое планирование инструментом научной организации труда учителя? 3. Как цикловое планирование соотносится споурочным итематическим планированиями? Творческое задание 1. Выберите тему или вопрос программы по своему предмету. Попробуйте составить логику учебного процесса по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группе с коллегами общее задание. 142 2. Попробуйте на основании разработанной ранее логики учебного процесса по вопросу, теме программы составить планы циклов уроков по той же теме или вопросу программы. Обсудите циклоплан с коллегами. 3. Поделитесь с преподавателем своим мнением о цикловом планировании: целесообразности его составления, возможности с его помощью управлять учебно-воспитательным процессом. 4. Теперь попытайтесь вписать свой проект в какую-то тему, раздел программы. С этой целью попробуйте составить цикловой план этой темы, органично включив в него работу над проектом поэтапно, бели вы выберете проект для внеурочной работы, тогда просто определите его структуру также поэтапно, предусмотрев сроки выполнения каждого этапа, задачи и результаты. Часть II КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ч. I мы вели разговор о дидактической системе, включающей в себя педагогические технологии, которые принято относить к личностно-ориентированному подходу. Эти технологии можно использовать в условиях обычного класса в городской и сельской школе, в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Они дают возможность реализовать современные тенденции в образовательных системах многих стран мира. Это — мировые тенденции в образовании. Вместе с тем, до сих пор мы ограничивались технологиями, которые используются на конкретном уроке, в конкретной школе, т.е. в очной системе обучения. Надо сказать, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство. В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Любая система образования — это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от 144 применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно поэтому мы считаем необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур. Все, о чем говорилось в ч. I, может получить новое звучание при использовании новых информационных технологий. Ч. II полностью посвящена внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Учителям важно знать, какими услугами и для каких дидактических целей они могут воспользоваться в своей педагогической практике и особенно при использовании тех педагогических технологий, о которых идет речь в этой книге. Прежде всего, нам надо разобраться, что же такое современные компьютерные телекоммуникации. Конечно, мы не сможем обойти вопрос и о возможностях глобальной сети Интернет для целей образования. Глава 1ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ? Занятие 14. Что мы называем телекоммуникациями? В этой главе вы познакомитесь с основными понятиями телекоммуникации вообще и компьютерной телекоммуникации, как ее разновидности, приобретающей в последнее время огромное значение для современного технического и социального прогресса. Вы узнаете, как устроена сеть Интернет, о которой вы безусловно много слышали, и познакомитесь с основными услугами этой сети, которые могут использоваться в образовательном процессе, познакомитесь с некоторыми понятиями информатики, необходимыми для профессиональной деятельности с использованием возможностей Интернет. На этом занятиивы узнаете: • что понимается под телекоммуникацией вообще, компьютерной телекоммуникацией в частности; • какие виды телекоммуникационной связи существуют. Мы не будем повторять здесь азов истории информатики, которые можно найти в любом учебнике по этому предмету для средней школы, полагаясь на ваши знания основных понятий информатики. Те, кому кажется, что без них можно обойтись, могут 145 обратиться к словарику основных понятий информатики в конце книги или к специальному расширенному словарю телекоммуникационных терминов по адресу нашего сайта (http:/www. ioso.iip.net). Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)»1. В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи — это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на компьютер (синхронная связь) — и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователями. Синхронная телекоммуникационная связь В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно, если речь идет о партнерах, находящихся в разных временных поясах. Асинхронная телекоммуникационная связь Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты. Электронная почта (e-mail, сокращение от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью определяется получателем. В настоящее время электронная почта завоевала большую популярность в мире и стала такой же широко распространенной, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находя- 1 Jerry Wellington. Education For Employment. The Place of Information Technology. — London, 1989. — P. 19. 146 щиеся в пределах одного учреждения или в различных уголках планеты. Электронная почта служит для пересылки текстовых сообщений или файлов (содержащих компьютерную программу, графическое изображение, обработанные с помощью текстового редактора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видеоинформацию) одному или нескольким адресатам, а также для распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы». КТК также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например для получения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных. Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей значение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются конференции. Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернет: * «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг • отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и Электронные конференции обычно разбиты на несколько «сюжетных линий», объединенных одной темой. Конференции бывают «открытыми» — доступными для любого пользователя сети, или «закрытыми», доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции («модератора») и лишь для избранного контингента участников, приглашенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они применялись и для учебных целей, и для организации электронных газет и журналов, а также для проведения совместных проектов группой ученых или учащихся. Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы человеческой деятельности: в науку, производство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средствами доступа к ней, включая КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников). Компьютерные телекоммуникации сейчас — не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения (телефон, обычная почта, которую теперь 147 на Западе называют snail-mail, почта-улитка) и передачи информации (телефакс): во-первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что имеются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородние разговоры по телефону, что гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний; во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой; в-третьих, позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию. Вопросы к семинару: (На эти вопросы можно отвечать при индивидуальной работе или проводить по ним дискуссию в группе на семинаре.) Вы (ваша группа) получили лестное предложение от фирмы, занимающейся продажей школьного оборудования. Вам предстоит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответы на следующие вопросы: 1. Что такое компьютерные телекоммуникации? 2. Чем они отличаются от телекоммуникаций общего вида? 3. Какие преимущества дает применение компьютера в телекоммуникационных сетях? Занятие 15. Как происходит «коммуникация на расстоянии»? На этом занятии вы узнаете: • какие технические процессы лежат в основе компьютерной телекоммуникации; • каким образом осуществляется обмен данными между компьютерами, объединенными в глобальные сети. Для более глубокого понимания данных процессов мы рекомендуем вам самостоятельно познакомиться с книгами по современным компьютерным телекоммуникациям и Интернет, например с теми, которые приведены в списке литературы в приложении. Чтобы две ЭВМ могли связаться между собой, необходим некоторый физический носитель информации. Это может быть, например, радиоволна, световодный или электрический кабель и т.п. Проще всего в условиях современного города использовать обычную телефонную сеть, но в этом случае нужно преобразовать информацию, хранимую в ЭВМ в закодированной последовательностями нулей и единиц форме, в последовательность электрических сигналов звуковой частоты, которые можно передать по телефонным проводам. 148 Конечно, можно было бы передавать непосредственно данные ЭБМ в виде импульсов (в цифровом виде), однако современные телефонные линии содержат много преобразующих и усилительных устройств, в которых такие импульсы оказались бы потерянными, так как эти устройства ориентированы на вполне определенный диапазон электрических колебаний; соответствующий частотам человеческой речи. Передаваемые же самой ЭВМ импульсы в этот диапазон не укладываются. В настоящее время ведутся работы по созданию специализированных сетей передачи цифровой информации, но говорить об их широком распространении пока рано. Таким образом, «разговор» двух ЭВМ человек может услышать, но чтобы этот разговор поддерживать, у ЭВМ должны быть особые устройства — модемы (модуляторы/демодуляторы), преобразующие передаваемые ЭВМ данные в электрические колебания звуковой частоты, передающие и принимающие их по телефонным кабелям и вновь преобразующие их в данные, «понятные» ЭВМ. Модем— это микроЭВМ,у которой имеется собственный язык команд, память, процессор и некоторые устройства, отсутствующие у обычных ЭВМ и связанные собственно с преобразованием и передачей данных по телефонным каналам. Диалог ЭВМ может вестись в дуплексном режиме, в котором оба модема способны одновременно посылать и принимать сигналы по одному и тому же каналу, или в полудуплексном, в котором обмен данными происходит поочередно и в процессе диалога направление передачи данных многократно обращается. Диалог двух ЭВМ начинается с того, что их модемы обмениваются сигналами определенных тонов, «чтобы договориться» о скорости, с которой будет вестись передача, и некоторых других особенностях диалога, например, будет ли дополнительно контролироваться правильность передаваемой информации. В полудуплексном режиме такой предварительный обмен сигналами происходит также перед каждым «обращением» направления передачи данных. Эта «преамбула» диалога либо заканчивается безрезультатно, и тогда один из модемов «вешает трубку» (т.е. посылает сигнал разрыва связи на телефонную станцию), либо переходит в диалог самих ЭВМ, которым их модемы сообщают, что связь установлена, и передают управление программам связи. Программы связи управляют работой как модема, так и ЭВМ. Они хранятся в памяти ЭВМ и выполняются на ней. Эти программы позволяют, как минимум, набирать номер абонента, с которым устанавливается связь, передавать и принимать данные, обмениваться ими с магнитными носителями (жесткими и гибкими дисками). Имеется ряд весьма совершенных программ связи, снабженных большим количеством сервисных функций. В современных программных средствах программы связи потеряли автономность и включаются в виде функциональных блоков 149 непосредственно в операционную систему Windows. Эти функциональные блоки могут единообразно использоваться самыми разнообразными программами: текстовыми процессорами, электронными таблицами, базами данных, не говоря уже о программах просмотра Интернет и программах обмена электронной почтой. Наибольшие трудности у абонентов телекоммуникационных сетей вызывают, как правило, вопросы кодирования передаваемой информации. Особое значение они имеют в России в связи с использованием кириллицы, на которую не рассчитаны программные средства и модемы зарубежного производства. В результате иногда на экран абонента попадает текст весьма странного вида. Зарубежному абоненту в таком случае рекомендуют одно: повесить трубку и заново набрать номер, так как считается, что в этом всегда повинно плохое качество соединения, вызывающее шум в телефонном канале. В России причиной такой ситуации может быть неправильный выбор кодировки в программном обеспечении. В последние годы подобное случается редко, поскольку современные мощные ПЭВМ автоматически устанавливают правильную кодировку. Проблемы возникают только в том случае, если установкой программ занимаются неквалифицированные пользователи или у пользователя нет средств на приобретение выскокачественных программ. Однако школы далеко не всегда располагают современными ПЭВМ и средствами на приобретение хороших программ, поэтому имеет смысл остановиться на некоторых вопросах кодирования информации применительно к задачам К.ТК. Вопрос к семинару: (На этот вопрос можно ответить при индивидуальной работе или провести дискуссию в группе на семинаре.) Нарисуйте схему общения двух абонентов с помощью КТК. Вы (ваша группа) получили выгодное предложение от фирмы, занимающейся созданием региональной сети дляшкол крупного города. Вам предстоит собеседование с ее директором. Продумайте и обсудите ответ на вопрос-, почему нельзя напрямую соединить компьютеры в глобальную сеть безвключения модемов? Занятие 16. Что такое кодировка и как обеспечить ее правильность? На этом занятии вы узнаете, как сделать свое электронное письмо понятным партнеру. В большинстве современных ЭВМ каждому символу соответствует последовательность из восьми нулей и единиц (байт). Все 150 передачи информации внутри ЭВМ и между разными ЭВМ осуществляются целыми байтами. Всего существует 256 разных таких последовательностей, значит одним байтом можно закодировать один из 256 символов (например, большие и малые буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки препинания и т.д.). Чтобы ЭВМ «поняли» друг друга, нужно, чтобы у них были одинаковые таблицы кодировки (или, для краткости, просто кодировки): 0 — пробел 1 - !
0 — 0 1 - 1 01000001-А 01000010 - В Ровно половина из этих 256 символов стандартизирована под названием ASCII (American Standard Code for Information Interchange — Американский стандартный код обмена информацией). В него входят буквы латинского алфавита, цифры и спецсимволы (в ASCII не включены немецкие, французские, испанские и другие нестандартные буквы, а также все русские буквы). Вторая половина кодовой таблицы отведена для местных стандартов. В России имеется, по крайней мере, три разных стандартных кодировки. Наиболее часто применяется так называемая альтернативная кодировка при работе в операционной системе DOS и специальная кодировка русских символов для системы Windows. Часто используется также кодировка КОИ8. Интерпретация байта информации как одного из 256 символов не является универсальной, она зависит от того, в каком контексте стоит данный байт. В составе двоичного файла байт может означать и цветную точку на экране при передаче изображения, и звук определенной высоты при передаче звукового файла. Поэтому наряду с кодировкой нужно большое внимание уделять форматам файлов, которые выражаются в разбиении файлов на типы. Как правило, тип файла указывается тремя буквами латинского алфавита, отделенными от собственно имени файла точкой (в системе Windows тип файла обозначается пиктограммой особого вида, помещаемой перед именем файла). Тип файла показывает системе, с помощью какой программы данный файл следует обрабатывать. В современных высокопроизводительных системах передача файла на обработку конкретной программе осуществляется автоматически, поэтому при отсылке файла нужно обеспечить правильность присвоенного ему типа. 151 Для изображения русских букв на экране дисплея и на принтере в старых ЭВМ имеются специальные программы — «драйверы». В современных операционных системах русские буквы не требуют таких драйверов, они устанавливаются стандартным способом — путем настройки кодовой страницы, как и для других европейских языков. Следует различать текстовые редакторы и текстовые процессоры. Текстовые редакторы порождают файлы, содержащие только коды символов. У текстовых процессоров могут быть свои встроенные драйверы, позволяющие печатать курсивом, жирным шрифтом, с подчеркиванием и так далее, для чего в файл вставляются специальные коды, обозначающие эти особенности структуры документа. При передаче текста по телекоммуникационным сетям Интернет с помощью протокола TCP/IP можно пользоваться большинством средств текстовых процессоров (конечно, если не применяется специализированный текстовый процессор). В режиме эмуляции терминала, который все еще распространен в нашей стране, исключается подчеркивание, выделение курсивом и прочее форматирование текста (кроме выравнивания по полям), так как у партнеров могут оказаться разные текстовые редакторы. Однако и в этом режиме можно с помощью двоичных файлов пересылать тексты, разработанные в текстовых процессорах с сохранением всех их особенностей. (Конечно, при общении с конкретным партнером нужно договориться о применении одного и того же текстового редактора или совместимых по формату текста.) В школах, обеспеченных современными мощными ПЭВМ, как уже говорилось, многие из этих проблем не возникают, так что можно удовлетвориться стандартными средствами, предлагаемыми прежде всего фирмой Майкрософт, и передавать по сетям письма, имеющие структуру гипертекста. Однако даже в этом случае файлы, созданные в текстовых процессорах типа Word, приходится пересылать как бинарные. Вопросы к семинару: 1. В школе имеется компьютерный класс с устаревшими компьютерами. Представитель фирмы предлагает вам купить одну современную ПЭВМ для учителя и модем общей стоимостью 880 $. Какие аргументы вы приведете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие затраты? При обсуждении в группе пусть три студента рекламируют: один — старый способ работы, второй — более современный, а третий — максималист — отстаивает необходимость приобретения целого нового класса. Кто-то должен играть роль директора — энтузиаста или осторожного консерватора, но, конечно, умеющего считать деньги. 2. Что такое кодировка — способ представления информации, понятный и человеку и ПЭВМ, или способ сокрытия информации от непосвященных? 152 |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 443. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |