Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема «Высшие споровые растения»




В этой теме следует выделить понятие архегониальные споровые растения, знать, какие отделы относятся к этой группе, проследить происхождение и эволюцию высших растений, отметить их существенное отличие от низших растений.

При характеристике отдела необходимо указать среду обитания, особенности строения тела, жизненный цикл, представителей, роль в природе и практическое использование.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснения следующим терминам:

Отдел Моховидные: каулоид, филлоид, ризоид, гаметофит, архегоний, антеридий, спорогоний, гаустория, ножка, коробочка, перистом, спорангий, спора, протонема.

Отдел Риниевидные: телом, ризомоид, протостель.

Отдел Плауновидные и Хвощевидные: спороносный колосок, спорофилл, спорангий, изоспора, мегаспорофилл, мегаспорангий, мегаспора, микроспорофилл, микроспорангий, микроспора, обоеполый гаметофит, мужской гаметофит, женский гаметофит, зигота, зародыш.

Отдел Папоротниковидные: вайя, сорий, индузий, плацента.

2. На рисунках найти обозначенные структуры вегетативных и генеративных органов мхов, папоротников, плаунов и хвощей, составить схемы жизненных циклов (8, с. 244—247, рис. 186—188; с. 260—274, рис. 202—212).

3. Роль мхов, плаунов, хвощей и папоротников в природе, их практическое использование.

Тема «Высшие семенные растения»

В этой теме следует подчеркнуть отличие семени от споры, проследить происхождение семени в онтогенезе и филогенезе, указать, что к семенным растениям относятся два отдела: Голосеменные (Сосновые) и Покрытосеменные (Цветковые). Необходимо дать общую характеристику отделов, провести сравнение жизненных циклов, выделить существенные отличия Покрытосеменных и Голосеменных.

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснение следующим терминам: женская шишка, кроющая и семенная чешуя, семязачаток, интегументы, нуцеллус, археспориальная клетка, мегаспора, первичный эндосперм (женский гаметофит), архегоний, яйцеклетка, мужская шишка, микроспорофилл, пыльцевой мешок, пылинка (мужской гаметофит), экзина, интина, проталлиальная клетка, антеридиальная клетка, пыльцевая трубка, сифоногенная клетка, клетка-ножка, спермагенная клетка, спермий (см. также термины и понятия к заданию по теме «Размножение растений и эволюция полового процесса»).

2. По приведенным в учебнике таблицам сравнить:

а) жизненные циклы Голосеменных и Покрытосеменных (7, стр. 251—252);

б) признаки классов Двудольных и Однодольных (7, стр. 262—263).

3. Показать значение растений отдела Покрытосеменных в кормопроизводстве, растениеводстве, овощеводстве, плодоводстве, декоративном садоводстве, пчеловодстве.

Раздел «Основы фитогеографии и экологии растений»

В этом разделе следует раскрыть, что изучают география растений, флористическая география, историческая география растений, экологическая география и экология растений, фитоценология, их задачи и методы, значение этих дисциплин для специалиста сельского хозяйства.

Задания для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь и дать пояснения следующим терминам:

Флористическая география: флора, растительность, ареал, космополиты, реликты, эндемики, викарирующие ареалы.

Экологическая география и экология растений: экосистема, среда обитания, биоморфа (жизненная форма), фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты, эпифиты, суккуленты, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, психрофиты, эфемеры, эфемероиды, галофиты, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные).

Фитоценология: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз, фитоценоз, доминанты, эдификаторы, ассектаторы, ярус, синузия, жизненность, численность, обилие, покрытие, аспект, сукцессия, флуктуация, продуктивность, урожайность.

2. Как изучается растительное сообщество (фитоценоз)?

3. Привести пример агрофитоценоза, показать влияние экологических факторов.

4. Кормовые ресурсы в различных зонах Российской Федерации.

 

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы

Номера вопросов для выполнения контрольной работы указаны в таблице 2. Студент выполняет тот вариант, который соответствует последним двум цифрам личного шифра, причем по вертикали берется предпоследняя цифра, по горизонтали — последняя.

Вопросы контрольной работы имеют различный характер. Часть из них охватывает описание конкретной группы растений. Здесь важно показать систематическое положение рассматриваемой группы, дать общую характеристику, в которой раскрыть среду обитания, особенности строения тела и клетки, способы питания и размножения, указать представителей, подчеркнуть роль их в природе и практическое использование.

Некоторые вопросы носят сравнительный характер. При ответах на них надо не просто описать две группы, два растения или два явления, а провести сравнение их, отметить черты сходства и различия, показать черты более высокой специализации. Например, при сравнении высших растений с низшими подчеркнуть, что тело высших растений расчленено на органы и ткани, т. е. имеет более совершенное строение по сравнению с телом низших растений.

Многие вопросы относятся к характеристике семейств Покрытосеменных растений. При ответе на них следует придерживаться предложенного выше плана. Важно отметить практическую значимость семейства и проследить связь материала по изучаемому семейству с профилирующими дисциплинами. В некоторых вопросах требуется привести примеры растении, имеющие конкретное практическое значение и дать им ботаническую характеристику.

Последние вопросы посвящены изучению географии растении и ее разделов при ответах на эти вопросы следует использовать не только учебник по ботанике, но и учебное пособие «Ботаническая география с основами экологии» (1). Эти вопросы тесно связаны с курсом «Охрана окружающей среды».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...