Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема «Ткани растений» (гистология)




В данной теме следует четко получить представление, что такое ткани, какие типы тканей имеются у растений, знать строение каждой ткани, ее местонахождение в растении и выполняемые функции.

Задание для самостоятельной работы

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснение следующим терминам:

Ткань, меристема (апикальная, латеральная, интеркалярная, первичная, вторичная), прокамбий, камбий, феллоген (пробковый камбий), дерматоген, периблема, плерома, туника, корпус, культура тканей, покровные ткани (первичные, вторичные), эпидермис, кутикула, устьице, ризодерма, перидерма, феллема, феллодерма, чечевички, корка, проводящие ткани, флоэма (луб), ситовидные трубки, клетки-спутницы, проводящий пучок (открытый, закрытый, концентрический, амфивазальный, амфикрибральный, коллатеральный, биоколлатеральный, радиальный), ксилема (древесина), трахеи (сосуды), трахеиды, механические ткани, колленхима (уголковая, пластинчатая, рыхлая), склеренхима (лубяная, либриформ), склереиды, ассимиляционная ткань, запасающая ткань, аэренхима, выделительные ткани, гидатоды, нектарники, железистые волоски, смоляные ходы, млечники.

2. На рисунках найти структурные элементы тканей, проследить связь с выполняемыми функциями (8, с. 46—77, рис. 28—48).

Тема «Органы растений» (органография)

В данной теме изучаются вегетативные органы: корень, побег и его составные элементы (стебель, лист, почка), а также метаморфозы (видоизменения) вегетативных органов. Каждый орган следует рассматривать в следующем порядке: функции органа, внешнее строение (морфология), внутреннее строение (анатомия), метаморфозы органов, показать принципы классификации и выделяемые типы, отметить закономерности строения и развития.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснение следующим терминам:

Общие понятия

Гомологичные органы, аналогичные органы, вегетативные и генеративные органы, дивергенция, конвергенция, полярность, метамерия, симметрия, асимметрия, базитония, акротония, мезотония, метаморфоз, онтогенез, филогенез.

Корень

а) Морфология корня

Корни (главный, боковые, придаточные), корневые системы (стержневая, мочковатая, смешанная), геотропизм, гидротропизм, хемотропизм, микориза, воздушные корни, мясистые корни, корнеплоды, корневые отпрыски, гаустории, ходульные корни.

б) Анатомия корня

Конус нарастания (апекс), корневой чехлик, эпиблема, корневой волосок, первичная кора, экзодерма, мезодерма, эндодерма, центральный цилиндр (стель), перицикл, проводящий пучок, радиальный луч, корнеплоды (ксилемный, флоэмный, поликамбиальный).

Побег

а) Морфология побега

Фитомер, узел, междоузлие, пазуха листа, типы побегов (удлиненный, укороченный, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползучий), нарастание побегов (моноподиальное, симподиальное), ветвление побегов (дихотомическое, боковое, кущение), почка (верхушечная, пазушная, спящая, листовая, цветочная), листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое), листовой цикл, метаморфозы побега, луковица, клубень, столон, корневище, усы, колючки, филлокладии.

б) Анатомия стебля

Тип строения стебля (пучковый, непучковый, переходный), кора, центральный цилиндр, листовой след, пучковый камбий, межпучковый камбий, вторичная кора, вторичная древесина, годичное кольцо, сердцевинный луч, ядро, заболонь.

Лист

а) Морфология листа

Простые листья, сложные листья, листовая пластинка, черешок, прилистники, основание листа, листовое влагалище, гетерофиллия, анизофиллия, листовая мозаика, формации листьев, метаморфозы листьев, чешуи, прицветники, филлодии, усики.

б) Анатомия листа

Эпидермис, кутикула, устьичный аппарат, мезофилл, столбчатая ткань, губчатая паренхима, дорзивентральный лист, изолатеральный лист.

2. На рисунках найти структурные элементы по морфологии и анатомии вегетативных органов, прояснить их роль в жизни растений (8, с. 78—152, рис. 49—102).

3. Как по строению побега можно определить — раннеспелый или позднеспелый сорт картофеля?

4. Как используются вегетативные органы растений и их метаморфозы в практике сельского хозяйства?

Тема «Размножение растений и эволюция полового процесса»

При изучении этой темы дается понятие о способах размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение, среди которого особое место занимают прививки.

Большое значение в этой теме придается генеративным органам покрытосеменных растений (цветок, плод, семя), их морфологическому и анатомическому строению. Особое внимание следует уделить жизненному циклу цветковых растений с описанием мега- и микроспорогенеза, строения и развития пыльцевого зерна (мужского гаметофита), зародышевого мешка (женского гаметофита), двойного оплодотворения, строения и развития плодов и семян.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь ботанические термины и дать им пояснения:

размножение, репродукция, воспроизведение, вегетативное размножение, клон, дочернее растение, черенок, привой, подвой, бесполое размножение, спора, половое размножение, гамета, половой процесс, зигота.

Соцветие, цветок, плод, семя

Соцветия простые, сложные, цимозные, ботрические.

Цветок, цветоножка, цветоложе, околоцветник простой, околоцветник двойной, чашечка, венчик, трубка венчика, отгиб, гипантий, типы цветков (актиноморфный, зигоморфный, однополый, обоеполый, надпестичный, подпестичный, клейстогамный), опыление, самоопыление, перекрестное опыление, анемофилия, энтомофилия, гидрофилия, орнитофилия, гетеростилия, дихогамия, протерандрия, протерогиния, клейстогамия, андроцей, стаминодия, тычинка, тычиночная нить, связник, пыльник, микроспорогенез, микроспора, пыльцевое зерно (мужской гаметофит), генеративная клетка, клетка трубки, спермий, семязачаток (семяпочка), интегументы, микропиле, нуцеллус, халаза, археспориальная клетка, мегаспорогенез, мегаспора, зародышевый мешок (женский гаметофит), яйцеклетка, синергиды, антиподы, центральная клетка, двойное оплодотворение, апомиксис, партеногенез, апогамия, апоспория, семя, семенная кожура, зародыш, семядоли, щиток, колеориза, колеоптиль, эндосперм, перисперм, плод, перикарпий, мезокарпий, эндокарпий, простые плоды, сложные плоды, соплодия, гетерокарпия, геокарпия, анемохория, зоохория, гидрохория, антропохория, партенокарпия, проросток, гипокотиль, эпикотиль.

2. На рисунках найти морфологические и микроскопические структуры генеративных органов, проследить процессы, связанные с размножением (8, с. 153—189, рис. 103—137).

3. Привести примеры применения знаний по размножению растений в практической деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...