Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет экономической теории, макроэкономика и микроэкономика, методы исследования в экономической теории.




Основные этапы становления экономической науки, направления и школы.

Экономика- наука о ведении хозяйства.

Экономическая мысль зародилась еще в глубокой древности и прошла длительный, но интересный путь становления и развития. Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – учение, закон. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капиталистических отношений в XVI-XVII вв.

Первая сложившаяся школа экономической теории - меркантилизм. В эпоху заката феодализма в XVI-XVIII веках «героями дня», то есть самой богатой кастой, были купцы. Им нужны были теории о развитии торговли и «наука обогащения», и они получили их из рук меркантилистов. Наибольшего распространения меркантилизм достиг в Англии, а в числе его главных теоретиков были экономисты Томас Ман (1571-1641), Англия и Антуан де Монкретьен (1575-1621), Франция. Последний из них ввел в оборот термин «политическая экономия» (1615). Основные идеи меркантилистов сводились к тому, что главным богатством общества они считали деньги, а источником богатства представляли сферу обращения.

Второй этап в развитии экономической теории - классическая политическая экономия (XVIII век). Она делится на школу физиократов и рыночную школу Адама Смита и Давида Рикардо. В отличие от меркантилистов, физиократы источником богатства общества представляли производство, а не обращение. Но производство понимается ими слишком узко и сводится лишь к сельскому хозяйству. Основными их представителями считаются французские экономисты Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781).

На следующем этапе развития экономической теории Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823) перенесли свои исследования в сферу производства вообще, а сельское хозяйство рассматривали лишь как одну из отраслей последнего. Они приняли классическое определение о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика. Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его создание. Другая величайшая заслуга А. Смита состоит в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Он дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов.
На всем протяжении исторического развития экономической теории стояла проблема ее идеологизации. Так, меркантилисты выражали интересы купцов, классики - интересы нарождающегося класса капиталистов.


Наиболее откровенно идеологизировали экономическую теорию марксисты. Они открыто заявили о своих теоретических воззрениях по защите интересов рабочего класса. Поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Главные постулаты их теории - общественная собственность на средства производства и централизованное плановое руководство всей экономикой в интересах трудящихся.


Современная школа экономической науки имеет два основных направления:

  • Неоклассическое;
  • Кейнсианское.

Первое направление возникло в 70-х годах XIX веках. Одним из видных его основателей был Альфред Маршал (1842-1924). Неоклассические доктрины пользовались большой популярностью до 30-х годов ХХ века, когда их «потеснило» кейнсианство, названное так по имени английского экономиста Джона МеинардаКейнса (1883-1946). После Великой депрессии 1929-1933 годов стало понятно, что рынок не способен обеспечивать стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем без государственного регулирования. Узловым пунктом дискуссий неоклассиков и кейнсианцев оказался вопрос об экономической роли государства. Сторонники неоклассического направления считают, что для эффективного развития экономики вмешательство государства в экономику должно быть ограничено. Кейнсианцы, напротив, считают, что рыночная экономика может прогрессивно развиваться под контролем государства с помощью активных методов макрорегулирования.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006

 

 




Предмет экономической теории, макроэкономика и микроэкономика, методы исследования в экономической теории.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как слу­жит основным средством исследования двух следующих разде­лов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая тео­рия формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макро­экономику. Микроэкономикаизучает малые экономические еди­ницы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает законо­мерности и последствия их функционирования в рыночной эко­номике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономиче­ские явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, за­нятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономер­ности государственной экономической политики. Четкой грани­цы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.

 

Реальная жизнь отличается огромным многообразием различных явлений. Например, каждый человек обладает определенным ростом, весом, цветом волос и глаз, различными интересами, потребностями и уровнем дохода. Если мы попытаемся проанализировать поведение различных людей в супермаркете, то очевидно придется отказаться от учета их личностных характеристик, оставив только те, которые оказывают реальное воздействие на выбор покупателем товаров. В том случае, если мы захотим проанализировать действия фирмы на рынке, то нам не интересно будет знать какой состав семьи у главного менеджера, или на какой марке машины он ездит на работу. Гораздо более существенными будут такие факторы, как: сколько единиц продукции производит данная фирма, какие при этом несет затраты и какой, в результате, получает доход.

Если обобщить сказанное, то мы для анализа какого-то явления попытались очистить его от случайного и временного, не характерного для этого процесса, а затем обобщить и систематизировать те стороны, которые составляют его суть. Такой метод называется научной абстракцией* . Выведенные при помощи этого метода закономерности можно применять на практике потому, что они характеризуют поведение не отдельного индивида или фирмы, а любого субъекта в определенной ситуации.

В экономической теории применяется также метод анализа и синтеза* . При анализе мы пытаемся объект нашего исследования разделить (конечно, мысленно) на составляющие его части, и изучить их в отдельности. При синтезе, мы соединяем в единое целое информацию, характеризующую отдельные объекты исследования, и делаем общие выводы.

Особое значение уделяется позитивному и нормативному анализу* . Позитивный подход констатирует реальное положение вещей, вне зависимости от того как это оценивают те или иные люди. Нормативный подход дает оценку какому-либо явлению.

Приведем пример позитивного и нормативного анализа одного и того же явления. Например, констатация факта, что цена на проезд в метрополитене за последние полгода поднялась с 1000 рублей до 1500 рублей - это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены проезда с 1000 руб. до 1500 руб. повышает стоимость прожиточного минимума и снижает жизненный уровень населения, то это будет нормативный анализ.

Экономическая теория, исследуя определенные факты пытается выявить зависимости между ними. Если на рынке цена на какой-либо товар понижается, то как это отразится на доходах фирмы, смогут ли мелкие фирмы окупить при этом свои затраты на производство? Как это скажется на заработной плате работников в этой отрасли? Для ответа на эти вопросы применяетсяметод функционального анализа* , позволяющий вскрыть взаимосвязи между различными экономическими процессами.

При экономических исследованиях применяется также экономико-математическое моделирование* . Любое явление в жизни можно описать словами, изобразить графически или таблично, а также попытаться вывести закономерность его проявления в математической форме. В качестве простейшего примера можно привести кривую производственных возможностей, которую мы рассмотрели в начале этой главы.

 

И, последнее замечание, которое хотелось бы сделать относительно методов исследования. Можно исследовать поведение человека или фирмы в течение одного момента, зафиксировав при этом необходимые для анализа данные. Можно этот же анализ проводить в течение определенного времени: месяца, года или даже нескольких лет. Разница может получится такая же, как при фотографировании и киносъемке. В первом случае это статическое положение, во втором - динамическая картина. В экономической теории применяется и статический, и динамический анализ* , который включает фактор времени.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...