Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическая система Японии.




В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 ты­сяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур. Как показали последние выборы, с точки зре­ния избирательских предпочтений можно выделить четыре цент­ра политических сил: старых консерваторов (Либерально-демок­ратическая партия (ЛДП), реформистских неоконсерваторов (Ли­беральная партия, Партия нового мира, Клуб реформ), либералов (Демократическая партия (ЦП), партия Сакигаке, Федерация ли­беральных реформ) и левых (Коммунистическая партия Японии (КПЯ), Социал-демократическая партия Японии (СДПЯ), Новая социалистическая партия, Федерация демократических реформ). Причем значимое представительство в нижней палате сейчас имеют только шесть партий и партийных фракций: ЛДП, Объе­диненная парламентская фракция Минъюрэн (обновленная ДП), объединенная парламентская фракция "Мир — Реформы", Либе­ральная партия, КПЯ и СДПЯ.

Последние пять лет характерны частыми и существенными переменами на японской политической арене. До 1993 г. (в тече­ние 38 лет) в стране действовала так называемая "система 1955 года", которую часто называли "полуторапартийной". Суть ее была в том, что главными политическими соперниками были ЛДП и Социалистическая партия Японии, причем первая посто­янно находилась у власти, а вторая оставалась в положении оп­позиционной партии. Возрастание роли других политических сил сопровождалось ослаблением оппозиционных позиций социалис­тов, а также снижением уровня поддержки либерал-демократов на парламентских и местных выборах. Первый акт политической перестройки, приведший к разрушению "системы 1955 года" и к концу однопартийного правления ЛДП, начался летом 1993 года. ЛДП проиграла парламентские выборы, и расстановка полити­ческих сил в нижней палате Парламента изменилась. Помимо фракций прежних политических партий (ЛДП, СПЯ, Комейто, КПЯ и Партия демократических социалистов), в Палате пред­ставителей появились депутатские группы Японской новой партии (создана весной 1992 г.), Партии обновления (создана летом 1993 г.), Новой партии Сакигаке и более мелких политических организа­ций, созданных в основном бывшими либерал-демократами. Партии оппозиции смогли договориться об образовании восьми-партийной коалиции, что позволило летом 1993 г. сформировать первое с 1948 г. коалиционное правительство, которое возглавил лидер Японской новой партии М. Хосокава. В эту коалицию, про­тивостоящую ЛДП, не вошли только коммунисты. При коалици­онном правительстве во главе с М. Хосокавой Парламент принял ряд законопроектов, касающихся политической реформы. Особо следует отметить принятие 21 ноября 1994 г. трех законов: Зако­на о малых избирательных округах, Закона о поддержке поли­тических партий (дополнения к Закону о политических пожерт­вованиях) и Закона о предотвращении коррупции. Закон о под­держке политических партий определяет политическую партию как группу, состоящую из 5 или более депутатов Парламента или набравшую на выборах в представительные органы власти не менее 2% голосов избирателей, получившую статус юриди­ческого лица.

После отставки кабинета М. Хосокавы весной 1994 г. форми­руется правительство во главе с Ц. Хата. К этому времени в ре­зультате политических разногласий социалисты вышли из вось-мипартийной коалиции, и лишившийся поддержки СПЯ кабинет Ц. Хата проработал лишь два месяца.

Во второй половине 1994 г. власть перешла к новой, трехпар-тийной, коалиции в составе прежних непримиримых противни­ков — ЛДП и СПЯ, а также новой партии Сакигаке. Первоначаль­но трехпартийное правительство возглавлял Т. Мурояма. Остав­шиеся в оппозиции партии за исключением КПЯ объединились в декабре 1994 г. в Партию новыгх рубежей (ПНР).

Став крупнейшей после ЛДП парламентской партией, ПНР уже самостоятельно претендовала на власть. Ведущие посты в ПНР занимали бывшие либерал-демократы, поэтому ее создание японские ученые рассматривали как сдвиг в сторону формирова­ния политической системы двух крупных партий, стоящих на близ­ких консервативных или неоконсервативных позициях и сменяю­щих друг друга у власти.

Опасаясь упрочения тенденции к формированию двухпартий­ной системы, другие политические партии берут курс на созда­ние "третьей силы". Такая попытка была предпринята социалис­тами, но вместо образования более народной "демократическо-либеральной" партии дело ограничилось переименованием СПЯ в Социал-демократическую партию Японии в январе 1996 г. С по­добной инициативой, значительно более успешной, выступили политики из Новой партии Сакигаке, и в сентябре 1996 г. была учреждена Демократическая партия (ДП).

В январе 1996 г. Кабинет министров возглавил либерал-де­мократ Р. Хасимото, который к осени 1996 года, убедившись в упрочении позиций собственной партии, объявил досрочные вы­боры Палаты представителей.

Выборы Палаты представителей 20 октября 1996 г. наглядно отразили перестановку сил на политической арене. ЛДП вплотную приблизилась к восстановлению прежнего большинства, получив 239 из 500 мест. ПНР подтвердила положение второй партии (156 мест). На третье место вышла Демократическая партия (52 места). Сокрушительное поражение потерпели СДП (15 мест) и Сакигаке (2 места).

Такая расстановка политических сил дала возможность либе­рал-демократам при минимальной поддержке СДП и Сакигаке сформировать правительство, но уже без партнеров по коалиции. Кабинет министров вновь возглавил Р. Хасимото.

Почти сразу после выборов выявилась непрочность ПНР как конгломерата группировок, разнородных по истории, традициям, взглядам и социальной опоре. В декабре 1996 г. часть депутатов Парламента покинули ПНР и образовали Партию солнца. В конце 1997 г. бывший премьер-министр М. Хосокава со своими сторон­никами вышли из ПНР и провозгласили себя партией "Ргот Иуе".

31 декабря 1997 г. Партия новых рубежей была распущена. На ее месте появились и зарегистрировались в Парламенте шесть партий (Либеральная партия, Партия нового мира, Клуб рефор­мы, Партия братства, Партия зари и Партия "Голос народа") и прочих самостоятельных политических организаций.

Сложившаяся ситуация "один сильный — десять слабых" еще больше благоприятствовала единоличному правлению ЛДП, вос­становившей большинство в Палате представителей (261 место).

К открытию новой парламентской сессии были созданы объе­диненные парламентские фракции. Самой крупной стала Минъю-рэн (в нее вошли ДП, Партия солнца, Партия братства, Партия "Голос народа" и Лига демократических реформ — всего 96 мест в Палате представителей). В другой парламентской фракции "Мир — реформы" объединились 46 депутатов из Партии нового мира и Клуба реформ. Особняком стоит Либеральная партия, которую возглавляет бывший лидер ПНР И. Одзава.

Как показывают социальные исследования, наибольшей по­пулярностью среди политиков пользуется Н. Кан, лидер Демокра­тической партии, которому в последнее время удалось значитель­но укрепить позиции ДП. В январе 1998 г. в результате объедине­ния Партии солнца, Партии "Голос народа" и Партии "Ргогп Ргуе" была учреждена Партия демократической политики (осталась в составе фракции Минъюрэн), а в марте в рамках Минъюрэн во главе с ДП объединились четыре оппозиционные партии. Таким образом ДП получила 140 мест в нижней палате, став на данный момент самым серьезным противником ЛДП. Весной 1998 г. в стра­не опять произошла смена политического лидера. На выборах в Палату советников в апреле ЛДП потеряла 16 мест. Очевидно, что определенная потеря доверия избирателей связана с небла­гоприятной финансовой ситуацией и непопулярной экономической политикой правительства Р. Хасимото. Взяв на себя ответствен­ность за провал ЛДП на выборах, Р. Хасимото подал в отставку. Несмотря на поражение, позиции ЛДП достаточно сильны, чтобы формировать однопартийное правительство, поставив во главе Кейдзо Обути, входившего в состав правительства Р. Хасимото в должности министра иностранных дел.

Самой крупной консервативной политической партией Япо­нии является Либерально-демократическая. Своими задачами ЛДП провозглашает следующее: создание в Японии демократического строя, обеспечение экономической и социальной стабильности, улучшение международных отношений, борьбу за самостоятель­ную и независимую Японию. Обладая большинством мест в Парла­менте, ЛДП имеет возможность контролировать его работу. Член­ство в партии условно и имеет значительные ежегодные колеба­ния. Устав партии определяет, что верховным органом партии является съезд, который созывается ежегодно. Делегатами съез­да, кроме депутатов Парламента, являются также представите­ли местных отделений партии (по четыре от каждого).

Демократическая партия Японии была основана в августе 1996 г. Одной из ее особенностей является то, что во главе ДП стоят пятидесятилетние лидеры, а это не характерно для поли­тической элиты Японии, основу которой, как известно, составля­ют 70—80-летние политики. Костяк новой партии составили вы­ходцы из партии Сакигаке и СДП. Возглавляют партию два со­председателя. Главное в программе партии — административная реформа.

Коммунистическая партия — самая старая из ныне суще­ствующих политических партий Японии, она создана в 1922 г. КПЯ выступает за плановую социалистическую экономику, замену пра­вящих реакционных сил, ликвидацию военных баз США на терри­тории Японии и системы договора безопасности. Высший орган КПЯ — съезд, созываемый раз в два-три года. В результате пос­ледних выборов коммунистам удалось увеличить свою фракцию в нижней палате с 15 до 26 членов.

Почти сорок лет, с 1955 по 1993 г., Социалистическая партия Японии (сейчас СДПЯ) была крупнейшей оппозиционной партией в стране. Имея в лучшие годы в Палате представителей до 150 мест, она получила всего 15 в 1996 г., впервые уступив даже коммунистам. В последние годы японские социалисты предприни­мали действия для обновления образа партии, стараясь придать ей характер выразителя интересов всего общества. Но коалиция с ЛДП в составе кабинета Мураяма отразилась на имидже партии крайне невыгодно. Не имея возможности оказывать влияние на процесс и характер принимаемых решений, социалистам посто­янно приходилось демонстрировать свою беспринципность, что в конце концов привело к потере доверия избирателей.

Партия Сакигаке (Провозвестник) — малочисленная консер­вативная партия, образовавшаяся из выходцев из ЛДП в 1993 г. Наиболее активные парламентарии приняли участие в создании Демократической партии, что фактически поставило под угрозу существование самой Сакигаке. На последних выборах ей удалось сохранить лишь два мандата. Сегодняшняя Сакигаке — клуб по­литиков, не принятых в ДП.

Активное участие в политической жизни страны принимают и профсоюзы. В ноябре 1989 г. была создана Новая федерация проф­союзов (Синрэнго). В нее вошли два крупных центра японского проф­союзного движения: Генеральный совет профсоюзов (Сохио) и Все-японская федерация профсоюзов частного сектора (Рэнго). Синрэн-го объединяет в своих рядах 67% трудящихся — членов профсоюзов как в государственном, так и в частном секторе. Помимо Синрэнго следует отметить Всеяпонскую национальную федерацию профсо­юзов и Всеяпонский совет связи рабочих профсоюзов.

Реорганизация партийной системы Японии еще не заверше­на. Ситуация продолжает оставаться мобильной, о чем говорит сохраняющаяся тенденция к созданию новых партий. До сих пор главными действующими лицами перестройки политических сил в Японии были депутаты Парламента. Роспуск старых, появле­ние новых партий, разъединения и слияния проходят преиму­щественно в форме перетасовки парламентских фракций. В ре­зультате одним из последствий произошедших перемен стала значительная нивелировка позиций партий по большинству актуальных проблем. Ситуация на политической арене остается неопределенной и во многом зависит от развития внутрипартий­ной ситуации в ДП.

Конституция Японии 1947г.

Подготовка и принятие конституции. Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при учас­тии группы советников в 1946 г., вскоре после поражения Японии во второй мировой войне. Он сохранил многие положения первой, консер­вативной конституции страны 1889 г., закреплявшей огромную власть императора и милитаристско-бюрократическую систему. Проект был представлен в парламент, н,о вызвал отрицательную реакцию японской общественности и Дальневосточной комиссии, созданной странами-по­бедительницами. В результате проект был фактически отозван и по на­стояниям Дальневосточной комиссии правительство представило в пар­ламент новый текст, разработанный, по существу, в штабе американских оккупационных войск. При подготовке второго проекта были использова­ны некоторые принципы англосаксонского права, новые моменты разви­тия конституционного права в мире (например, положения о социально-экономических правах граждан), а также частный проект конституции, подготовленный группой японских авторов на базе Веймарской консти­туции Германии 1919г.

Второй проект, преодолев сопротивление реакционных кругов, был принят парламентом осенью 1946 г. и, получив одобрение Дальневос­точной комиссии, вступил в силу 3 мая 1947 г.

Основные положения конституции. Конституция Японии — не­большая по объему: она состоит из 103 кратких статей. В отличие от конституции 1889 г. она провозглашает принцип народного суверените­та. Император лишен власти и остался лишь символом нации. Высшим же органом государства и единственным законодательным органом про­возглашен парламент. В конституции говорится о некоторых общих цен­ностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

При создании конституции Японии был учтен печальный опыт воен­ного разгрома страны, осуществленного с применением Соединенными Штатами ядерного оружия: конституция содержит принципиальные антивоенные положения. В ней говорится, что японский народ преис­полнен решимости не допустить ужасов новой войны в результате дейст­вий правительств. В конституции есть специальная глава «Отказ от войны», содержащая одну статью (ст. 9), которую неоднократно, но без­успешно пытались ревизовать японские реакционные круги. Она уста­навливает, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы силой или применения вооруженных сил как средства разрешения международных споров. С этой целью, гласит конституция, никогда не будут создаваться сухопут­ные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1 % госу­дарственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.

Японская конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан. Наряду с традиционными личными правами, положениями об упразднении привилегированных сословий (княжества, пэрства и др.), содержащимся в ней перечнем традиционных политических прав (свобо­да слова,' объединения и др.) конституция закрепляет некоторые соци­ально-экономические права (на труд, образование и др.).

Конституция устанавливает систему органов государства и их отно­шения, характерные для конституционной монархии. По форме терри­ториально-политического устройства Япония является унитарным государством с широкой местной автономией административно-территори­альных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

Изменение конституции. Конституция предусматривает довольно жесткий порядок ее изменения. Оно возможно только по инициативе парламента, для внесения поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух его палат. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на референдуме или должны быть вто­рично рассмотрены и одобрены новым составом парламента, для чего могут проводиться специальные выборы в парламент. После завершения одной из этих процедур изменение конституции считается состоявшим­ся. В конституцию Японии с 1947 г. поправки не вносились.

Конституционный контроль. Окончательное решение по вопросу о неконституционности нормативного акта (закона, указа, административ­ного акта) в Японии, как и в США, принимает Верховный суд. Однако в отличие от США вопрос о конституционности обсуждается и решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. В Японии подается специальный иск о неконституционности акта в суд первой инстанции и дело по иерархии может быть доведено до Верховного суда. Этот суд в Японии консервативен и очень редко признает нормативные акты неконституционными: за весь период его деятельности неконститу­ционным признано лишь одно положение закона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...