Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы курсовых и контрольных работ




Внимание! При работе над темами возможна конкретизация рассматриваемого курса (можно сосредоточиться на одном из школьных курсов истории), а в контрольных работах – и конкретизация внутри курса (можно ограничиться освещением одного крупного раздела школьного курса).

1. Методика обучения истории как наука.

   Рекомендуется рассмотреть различные точки зрения отечественных дидактов и методистов на методику обучения истории как научную дисциплину, исследующую закономерности процесса школьного обучения истории. Показать связь методики преподавания истории с педагогикой, психологией и историей, а также с рядом других общественных наук. В работе должны быть освещены предмет, задачи, функции и значение методики, а также практические вопросы содержания, организации и методов обучения, которые рассматривает данная наука.

 

2. Современная система школьного обучения истории в Российской Федерации.

 

  В работе необходимо проследить, как складывалась, начиная с 1992 года, современная система школьного исторического образования, выяснить ее концептуальное отличие от советской системы. Охарактеризовать современные проблемы и тенденции развития школьного исторического образования, его основные теоретические положения и дать им оценку. Рассмотреть структуру школьного исторического образования, раскрыть преимущества и недостатки концентрической структуры.

 

3. Государственные общеобразовательные стандарты и школьные программы по истории.

 

     Исследование должно быть построено на анализе и оценке существующих нормативных документов, изучении историографии по данной теме. Необходимо охарактеризовать структуру и содержание школьной программы и государственного стандарта по истории. Осветить в работе, как в объяснительной записке программы определены задачи преподавания истории, определить принципы отбора и распределения материала в программе. На основе анализа стандарта по истории охарактеризовать требования к знаниям и умениям школьников, оценить значение школьного курса истории для становления личности учащихся. Рекомендуется проведение сравнения нормативных документов с программами советского периода, а также с зарубежными программами и стандартами, сравнения стандартов I поколения с проектами стандартов II поколения.

 

4. Преподавание курса истории древнего мира.

 

      Данный курс начинает обучение истории в первом концентре, является первым систематическим школьным курсом истории. Требуется системное рассмотрение его целей и задач по формированию знаний, умений, навыков, убеждений школьников, их интереса к истории как к науке и учебному предмету. Показать, какие приемы, методы, средства обучения и формы работы рекомендуется применять, исходя из содержания курса и школьных учебников. Рекомендуется рассмотреть возможности технологизации учебного процесса на основе использования технических средств обучения и применения разнообразных памяток для учащихся; дать оценку воспитательного потенциала курса.

 

5. Преподавание курса истории средних веков.

 

     Выяснить роль, место и особенности истории средних веков в школьном курсе истории, основные понятия и ведущие идеи курса. Обратить внимание на необходимость осуществления межпредметных и межкурсовых связей, расширение используемых источников знаний. Дать оценку структуры и содержания курса, а также школьных учебников и учебных пособий. Рассмотреть периодизацию курса истории средних веков. При описании методики работы учителя проанализировать типы и формы уроков, приемы и средства обучения, которые, на Ваш взгляд, являются эффективными для данной возрастной категории школьников. Показать реализацию образовательных и развивающих задач обучения на материале данного курса.

 

6. Структура, задачи и образовательно-воспитательное значение курса отечественной истории.

 

    Охарактеризовать роль и значение данного курса в становлении личностной и гражданской позиции школьника, ведущие идеи и основные понятия курса, главные цели его изучения в школе. Охарактеризовать структуру курса и программу его изучения. Дать анализ учебно-методического обеспечения преподавания этого курса, преемственность содержания, стиля изложения и идейных установок учебников по истории России для разных классов. Рассмотреть возможности параллельного изучения отечественной и зарубежной истории. Показать, как разнообразие типов и форм урока, методических приемов и средств, организация самостоятельной работы учащихся на уроке и дома способствуют реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач курса.

 

7. Преподавание курса новой зарубежной истории.

 

    Дать характеристику и периодизацию курса новой истории, школьной программы и учебников по данному периоду, выяснить значение курса в формировании понятий и понимания закономерностей исторического развития школьниками. Охарактеризовать структуру, основные цели и задачи данного курса в школе. Рассмотреть внутрипредметные и межпредметные связи школьного курса новой истории. Изучить и оценить методические рекомендации по изучению данного курса.

 

8. Преподавание курса новейшей зарубежной истории.

 

          Рассмотреть цели, задачи, структуру и временные рамки курса. Охарактеризовать его специфику и связанную с этим необходимость использования разнообразных источников знаний, типов и форм уроков. Обратить внимание на необходимость использования средств массовой информации при изучении данного курса. Охарактеризовать программу, учебники и основные учебные пособия по новейшей истории. Рассмотреть роль и возможности установления внутрипредметных и межпредметных связей, связи с современностью. Рекомендуется осветить возможности проблемного обучения при изучении новейшей истории России и зарубежных стран. В приложении можно представить разработку календарно-тематического плана по всему курсу или по одному из его разделов, а также конспект урока с указанием цели и задач занятия, показав методику их реализации.

 

9. Структура школьных исторических знаний

 

 Рассмотреть роль исторических знаний и значение школьного исторического образования для современного выпускника школы. Раскрыть компоненты исторических знаний школьников, охарактеризовать их роль, проследить этапы формирования исторических знаний у школьников с учетом возрастных особенностей последних, а также требований деятельностной парадигмы обучения. Дать характеристику имеющихся научно-методических публикаций по проблемам формирования системы исторических знаний у школьников разных возрастных групп. Представить в приложении конспект урока либо разработки фрагментов уроков, где показана методика формирования различных компонентов исторических знаний школьников.

 

 

10. Создание исторических представлений в процессе преподавания истории.

 

      В работе следует раскрыть место и роль исторических представлений в структуре исторических знаний школьников, рассмотреть их виды. Подробно остановиться на методике создания того или иного вида представления в зависимости от возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Рассмотреть оптимальные варианты сочетания различных средств обучения и форм работы по созданию исторических представлений учащихся. Показать, какие конкретные исторические представления даются в одном из школьных учебников истории. 

 

11. Развитие временных представлений и изучение хронологии в школьном курсе истории.

 

     Необходимо выяснить значение хронологии для изучения истории, роль временных представлений в системе исторических знаний школьников. Рассмотреть методические приемы и средства изучения хронологии на уроках истории, содержание и необходимые условия эффективности работы учителя по созданию и развитию у школьников временных представлений и хронологических умений на различных этапах школьного исторического образования.

 

12. Развитие пространственных представлений и методика работы с историческими картами.

 

        Рассмотреть роль пространственных представлений в системе исторических знаний школьников, роль карты в создании этих представлений. Охарактеризовать виды исторических карт, общие дидактические правила и методы работы с ними. Показать, как карта способствует реализации образовательных и развивающих задач урока, помогает решать задачи развития исторического мышления и других умений школьников, организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и дома.

 

13. Формирование исторических понятий в процессе преподавания истории.

 

     Следует обосновать значение формирования исторических понятий как одной из важнейших задач преподавания истории в школе. Дать классификацию понятий в зависимости от их содержания, от уровня и степени обобщения. Рассмотреть методические приемы формирования исторических понятий различного уровня сложности и обобщенности, педагогические и методические условия успешности работы учителя над формированием у школьников исторических понятий. Показать какие условия обуславливают эффективность работы учителя и учащихся по данной проблеме.

14. Патриотическое воспитание учащихся на уроке истории и во внеклассной работе по истории.

 

          Работу необходимо начинать с актуализации вопроса воспитания патриотизма молодежи в современном мире, в современной России, и краткой характеристики патриотической работы в школе в наши дни. Далее рассматривается воспитательный потенциал уроков истории. Рекомендуется дать собственную оценку дискуссии 1990-х годов по этому вопросу, государственных мер и основных направлений работы в 2000-е годы. Необходимо раскрыть возможности всех школьных курсов истории в осуществлении патриотического воспитания современных школьников с конкретизацией по одному из них.

 

15. Нравственное воспитание учащихся в процессе преподавания истории.

 

   Необходимо обосновать актуальность вопроса, раскрыть содержание работы по воспитанию высоких нравственных качеств школьников. При рассмотрении возможностей и потенциала школьных курсов истории целесообразно обратиться к анализу Закона РФ «Об образовании», программе по истории, и государственного общеобразовательного стандарта по истории. Рекомендуется конкретизация вопроса – какие нравственные проблемы поднимаются и как решаются при изучении тех или иных тем отечественной и зарубежной истории. Определить условия эффективности реализации возможностей нравственного воспитания на уроках и во внеклассной работе по истории.

 

16. Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания истории.

 

    Необходимо обосновать актуальность темы, выяснить содержание эстетического воспитания, охарактеризовать современное состояние работы по эстетическому воспитанию учащихся в школе, возможности школьных курсов истории по его осуществлению. Определить темы уроков, на которых возможна данная работа, методические пути и условия ее эффективности. Привести примеры внеклассных мероприятий по рассматриваемой теме.

 

17. Воспитательный потенциал школьного курса истории.

 

     Провести анализ нормативно-программных документов, современных публикаций по данной теме и обосновать собственное мнение о воспитательных целях и задачах школьного курса истории, определить комплекс этих задач по каждому курсу истории с учетом возрастных особенностей учащихся. Рассмотреть конкретные направления работы на уроках и во внеклассных мероприятиях по истории, выявить условия плодотворности и эффективности воспитательной работы, определить значение проводимой работы в современной российской школе на основе преподавания общественных дисциплин.

 

18. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории

 

  Проанализировать: состояние вопроса о соотношении формационного и цивилизационного подходов при изучении истории в школе, охарактеризовав каждый из них; современную программу по истории по рассматриваемой проблеме. Необходимо определить роль и значение изучения историко-культурного материала на уроках истории, дать правильную методологическую трактовку этого изучения. Рассмотреть методические принципы, на основе которых ведется изучение указанных вопросов: учет познавательных возможностей учащихся, конкретность, наглядность, сочетание урочной и внеклассной форм занятий. Определить методические приемы и средства, обеспечивающие эффективность работы при рассмотрении вопросов культуры в различных школьных курсах истории. Раскрыть роль межпредметных и внутрипредметных связей при изучении вопросов культуры.

 

19. Изучение вопросов экономики в школьных курсах истории.

 

  Проанализировать современное состояние вопроса о соотношении формационного и цивилизационного подходов к изучению истории в школе, программу по истории по рассматриваемой проблеме. Раскрыть общеобразовательное и воспитательное значение изучения историко-экономического материала, определить место и задачи изучения вопросов экономики на уроках истории, основные историко-экономические понятия в школьном курсе истории. Показать взаимосвязь изучения вопросов экономики и культуры. Раскрыть роль межпредметных и внутрипредметных связей при изучении вопросов экономики. Рекомендуется представить разработку урока по историко-экономической тематике.

 

20. Устный метод обучения истории.

 

    Проследить изучение вопроса о методах обучения в отечественной методической литературе, раскрыть роль устного метода как универсального при обучении истории. Охарактеризовать виды и формы устного метода обучения, показать их применение на уроках истории в сочетании друг с другом и с другими методами обучения истории. Дать характеристику основных приемов устного метода обучения – повествования, описания, характеристики, объяснения, рассуждения, беседы.

 

 

21. Беседа на уроках истории.

 

    Определить значение беседы в рамках деятельностного подхода к школьному обучению истории. Охарактеризовать роль беседы как вида устного метода обучения, рассмотреть виды беседы и их применение на уроке истории с учетом задач и содержания урока, возрастных особенностей учащихся и познавательных возможностей класса. Дать характеристику основных видов беседы. Рассмотреть роль и значение беседы на разных этапах урока – при опросе домашнего задания, при объяснении новой темы, при первичном закреплении новой темы. Рекомендуется представление фрагментов уроков с элементами беседы.

 

22. Методика работы с текстом учебника истории на уроках и дома.

 

Дать характеристику учебника как источника знаний учащихся.    Выделить особенности учебников «нового поколения», дать оценку имеющихся учебников истории данного вида. Охарактеризовать основные компонентов школьных учебников по истории. Рассмотреть приемы работы с текстом учебника с учетом возрастных особенностей школьников, объяснить, какими критериями определяется выбор того или иного приема работы. Проследить процесс формирования умения учащихся работать с текстом учебника. Представить разноуровневые задания для работы с учебником.

 

23. Методика работы с документами на уроках истории.        

 

     Рассмотреть роль исторических документов на уроке истории, виды и особенности используемых документов. Охарактеризовать документы, имеющиеся в школьных учебниках. Раскрыть методические приемы работы с документами при изучении различных курсов истории, критерии отбора документов и организации работы с ними, методические условия результативности работы с документом при обучении истории. Представить разноуровневые задания для работы с документом уроке.

 

24. Использование художественной литературы при изучении истории в школе.

 

    Рассмотреть роль художественной литературы при изучении исторических событий. Дать классификацию художественных произведений, раскрыть их специфику как источника знаний и особенности их использования на уроке истории. Охарактеризовать приемы использования книги на уроках учителем, способы применения их учащимися. В качестве источника знаний, исторического источника. Рекомендуется показать эмоционально-нравственное воздействие художественных произведений на учащихся при изучении конкретных исторических тем. Представить перечень рекомендуемых книг для чтения по одному из разделов школьного курса истории.

 

25. Источники исторических знаний для школьников.

 

      Раскрыть содержание понятия «источники исторических знаний для школьников», виды источников знаний и их особенности. Охарактеризовать основные источники знаний, показать их использование при изучении различных курсов истории, обосновать критерии выбора того или иного источника для изучения учащимися. Определить значение использования разнообразных источников исторических знаний учащимися, возможности их сочетания при изучении исторических событий и явлений.

 

26. Методика работы с историческими картинами на уроках истории.

 

    Необходимо определить, что такое историческая картина, ее роль как вида наглядности на уроке истории. Выяснить принципы отбора картин для того или иного урока, определения этапа урока, на котором целесообразно применение картины. Рекомендуется составление методической разработки урока с использованием исторической картины, при этом обратить особое внимание на приемы работы учителя и организацию познавательной деятельности учащихся; составление примерного перечня исторических картин по одному из курсов или разделов школьного курса истории.

 

27. Методика работы с иллюстрациями на уроках истории.

 

      Охарактеризовать роль и функции иллюстраций в учебнике, определить, какие возможности предоставляет использование иллюстраций для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока. Изучить иллюстрации одного из разделов школьного учебника, определить цели их включения в учебник истории, их соответствие содержанию параграфа учебника, целям и задачам урока, целям и задачам данного курса истории. Рекомендуется описание фрагмента урока с показом методических приемов работы с иллюстрациями в учебнике.

 

28. Использование мела и классной доски на уроках истории.

 

    Охарактеризовать роль мелового рисунка как вида наглядности на уроке истории, раскрыть его особенности, преимущества перед другими видами наглядности, методические принципы использования, возможности сочетания с другими видами наглядности и методами обучения. Рассмотреть виды мелового рисунка, критерии их выбора на уроке. Рекомендуется описание урока с использованием классной доски и мела на всех его этапах.

 

29. Учебное кино в преподавании истории.

 

    Охарактеризовать роль кинофильма на уроке истории как источника знаний. Показать значение учебного кино в преподавании истории и методику использования учебных кинофильмов в преподавании истории. Представить перечень рекомендуемых кинофильмов по одному из школьных курсов /разделов курса/ истории, описание урока с использованием кинофильма. Раскрыть методику проведения киноурока.

 

30. Телевидение в преподавании истории.

 

         Охарактеризовать роль и значение учебных передач по телевидению в преподавании истории в школе, современные возможности их использования на уроке. Раскрыть содержание подготовки учителя к телеуроку, методические требования к организации работы учащихся во время просмотра телепередачи. Рекомендуется представить описание телеурока по истории. Составить описание телепередач, рекомендуемых к использованию на уроках истории.

 

31. ИКТ в преподавании истории.

 

      Охарактеризовать возможности ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в преподавании истории Рассмотреть классификацию ТЭСО и методику работы с различными их видами; показать роль учителя и организацию познавательной деятельности учащихся при использовании на уроке технических и электронных средств. Выяснить, что означает комплексное использование средств обучения. Рассмотреть формы использования компьютера и работы с Интернетом на уроке и при подготовке к уроку истории. Представить разработку урока с использованием ИКТ

 

32. Урок истории.

 

   Раскрыть общее понятие урока как основного звена процесса обучения, дать характеристику урока как основной формы учебно-воспитательной работы по истории. Рассмотреть требования к современному уроку истории, специфические особенности уроков истории в младших, средних и старших классах; определение целевой установки урока, критерии выбора методических приемов и средств обучения, отбора и расположения материала урока. Рекомендуется посетить урок истории и представить его анализ в свете современных требований, дать оценку эффективности организации учебной работы на данном уроке.

 

33. Типы уроков истории.

 

      Рассмотреть освещение вопроса в отечественной методической литературе, сравнить подходы авторов к типологизации уроков истории, осветить современную классификацию уроков, новые технологии обучения истории. Обосновать свой выбор той или иной типологии. Охарактеризовать основные типы уроков истории, их место в системе уроков, цели, задачи, структуру. Выявить критерии выбора того или иного типа урока учителем. Рекомендуется представить разработку урока с обоснованием своего выбора типа данного урока.

 

34. Нетрадиционные формы уроков в младших классах (5-6 классы).

 

     Рассмотреть вопрос о типах и видах уроков истории, о традиционных и нетрадиционных видах урока. Подробно осветить вопрос о подготовке и проведении нетрадиционных уроков истории в младших классах, раскрыть их особенности. Показать роль и значение игры на уроке для младших школьников, охарактеризовать игровые методы обучения истории в младших классах. Рекомендуется представить разработку урока в нетрадиционной форме, обосновав свой выбор.

 

35. Нетрадиционные уроки истории в старших классах (9-11)

 

 Рассмотреть вопрос о типах и видах уроков истории, о традиционных и нетрадиционных формах урока. Показать многообразие форм урока истории, специфику подготовки и проведения нетрадиционных уроков, их место и значение в системе уроков истории. Дать характеристику нетрадиционных видов урока истории в старших классах. Обратить внимание на роль учителя и деятельность учащихся при подготовке и проведении нетрадиционных уроков истории. Рекомендуется представить разработку урока в нетрадиционной форме, обосновав свой выбор.

 

36. Повторительно-обобщающие уроки истории.

 

      Необходимо дать всестороннюю характеристику данного типа уроков – образовательно-воспитательных и развивающих задач, места в системе уроков истории, значение, особенности методики их проведения. Требуется детальный анализ содержания, приемов проверки знаний и умений учащихся на повторительно-обобщающих уроках, форм работы на уроке, методов активизации познавательной деятельности учащихся. Выявить условия и критерии результативности повторительно-обобщающих уроков истории. Рекомендуется представить разработку такого урока.

 

37. Проверка и учёт результатов обучения учащихся по истории.

 

     Выяснить значение проверки результатов обучения в системе урока истории. Рассмотреть функции и задачи проверки, требования, предъявляемые к организации проверки. Проанализировать основные формы, виды и приемы проверки, их достоинства и недостатки, продумать методику их использования в зависимости от изучаемого курса истории, темы урока и от возраста учащихся. Представить критерии оценки знаний и умений учащихся, нормы оценок их ответа. Рассмотреть условия результативности и эффективности проверки результатов обучения школьников. Разработать систему вопросов и заданий для проверки результатов обучения по одному из разделов школьного курса истории.

 

38. Внутрипредметные и межпредметные связи при изучении истории.

 

      Для написания работы необходимо ознакомиться с программами и государственным образовательным стандартом по истории с целью определения внутрипредметных и межпредметных связей, необходимых для установления при изучении курса, с учебником и методическими пособиями по одному из школьных курсов истории для определения возможности осуществления указанных связей. Подробно рассмотреть методику осуществления разнообразных межпредметных связей, виды внутрипредметных связей и особенности методики их установления. Обратить внимание на требование ликвидации неоправданного дублирования материала в разных курсах. В приложении можно представить конспект урока с использованием внутрипредметных и межпредметных связей, разработку программы по одному из разделов учебника с указанием форм рассматриваемых связей, конкретных тем и вопросов из смежных курсов истории или учебных предметов.

 

39. Проблемное обучение истории.

 

      Выяснить цели, задачи и сущность проблемного метода обучения истории, его место и значение в системе методов обучения. Подробно рассмотреть структуру проблемного урока истории, охарактеризовать методику создания и разрешения проблемной ситуации, решения проблемных и познавательных задач на уроке истории, приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Рекомендуется представить фрагменты уроков по различным школьным курсам истории с использованием проблемного метода обучения, с разработкой текста проблемного изложения материала учителем, текстов проблемных задач по одному из разделов (тем) выбранного курса истории.

 40. Домашние задания по истории.

 

           Работу необходимо начинать с вопроса о роли самостоятельной работы учащихся при изучении истории. Выявить роль домашнего задания, его цели и задачи, методические требования к его выполнению. Рассмотреть основные формы и виды домашних заданий по истории с учетом возрастных особенностей школьников. Охарактеризовать методический аппарат одного из школьных учебников истории, определить его роль при организации домашних заданий. Проанализировать роль учителя при выполнении учащимися домашнего задания – методическую грамотность его указаний по выполнению этого задания, направленность задания на развитие знаний, умений, формирования убеждений школьника, учет индивидуальных особенностей каждого учащегося. Представить образец объяснения домашнего задания по одной из тем урока.

 

41. Краеведение в преподавании истории.

 

   Рассмотреть роль, цели и значение краеведческой работы со школьниками, содержание учебного исторического краеведения. Охарактеризовать формы краеведческой работы в школе и методические приемы использования краеведческого материала на уроке истории и во внеклассной работе. Проанализировать школьную программу по истории России, выделить краеведческие темы. Рекомендуется обобщить опыт работы по рассматриваемому вопросу. В приложении к работе можно поместить конспект урока и разработку внеклассного мероприятия по краеведческой тематике либо с элементами краеведения.

 

42. Внеклассная работа по истории.

 

    Необходимо обосновать значение внеклассной работы со школьниками, ее актуальность в современном российском обществе. Подробно рассмотреть задачи, содержание, методы, виды и формы внеклассной работы по истории, раскрыть ее связь со школьными курсами истории. Рекомендуется приложить к работе разработки внеклассных мероприятий, примерную программу проведения недели истории в школе либо план внеклассной работы по истории на учебный год для одного из классов основной или средней школы.

 

43. Кружковая работы по истории.

 

          Охарактеризовать кружковую работу как одну из основных форм внеклассной работы по истории, методические принципы и требования к организации исторических кружков в отечественной методике и педагогике. Необходимо осветить цели, содержание, актуальную тематику кружков, имеющийся в отечественной методике преподавания истории опыт работы школьных кружков по истории. Проанализировать построение, формы и методы работы кружка, виды деятельности учащихся. Показать связь внеклассных занятий со школьными курсами истории, значение этой формы работы. Представить развернутый план работы исторического кружка по конкретной тематике.

 

44. Самостоятельная работа учащихся на уроках истории.

 

      Дать представление о системе развивающего обучения истории в современной отечественной школе. Изучить требования Госстандарта исторического образования к уровню подготовки выпускников по истории. Охарактеризовать цели и значение самостоятельной работы учащихся по истории на уроке и во внеурочное время, основные виды и формы этой работы. Обратить внимание на соотношение логических и творческих форм и видов работы. Рассмотреть методические требования и рекомендации к организации самостоятельной работы школьников по истории. Обратить внимание на роль самостоятельной работы в развитии умений и формировании личности учащегося. Рекомендуется разработка фрагментов уроков с организацией различных форм самостоятельной работы школьников.

 

45. ЕГЭ по истории

 

Рассмотреть роль, сущность и особенности единого государственного экзамена по истории как формы итоговой аттестации школьников. Раскрыть структуру ЕГЭ, дать анализ содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов), заданий каждой его части. На основе изучения соответствующих публикаций в научно-методических изданиях представить систему подготовки учащихся к ЕГЭ, включающую методику проведения данной работы, анализ условий эффективности подготовки. В приложении представить задания из КИМов с составленными подробными методическими рекомендациями по их выполнению.

 

46. Современный учитель истории.

 

Дать характеристику личности современного учителя истории, определить его роль в обучении, воспитании и развитии учащихся. Проанализировать имеющиеся по данной теме педагогические и методические публикации. Рассмотреть вопросы профессиональной готовности учителя истории к работе в школе, его профессиональной компетентности, стили педагогической деятельности учителя. Обратить внимание на содержание теоретической и методической подготовки учителя истории. Сравнить требования к учителю истории в советской школе и на современном этапе. Следует показать, как личность учителя влияет на отношение школьников к предмету, на занятия учащихся историей. Рекомендуется представить анализ опыта работы учителя-новатора, учителя-методиста, учителя-исследователя.

 

47. История развития и становление школьной методики преподавания права в СССР и на современном этапе.

 

Проследить развитие школьного курса правового образования в СССР. Правовое образование в школе в период «перестройки» 1985—1991 гг. Выяснить причины и необходимость модернизирования преподавания права в школе. Изучить разработки и дать оценку вопросам, принятие и совершенствование про­грамм и учебников по праву. Рассмотреть проблемы методики преподавания права в современных условиях (дифференцированность правового обучения и воспитания в школьной методике; научная и методическая квали­фикация учителей истории).

 

48. Концепция структуры и содержания правового образования в школе, школьные программы и стандарты по праву.

 

Дать анализ и оценку существующих нормативных документов. Охарактеризовать концепции, структуру и содержание программы и государственного стандарта по праву. Рассмотреть и проанализировать цели и задачи курса преподавания права. Определить принципы отбора и распределения материала в учебных программах. Провести сравнительный анализ с учебными программами советского периода.

 

49. Построение, образовательно-воспитательные задачи и особенности курса права в школе.

 

Исходя из анализа структуры школьного правового образования, определить его место и роль в образовательном процессе. Подробно рассмотреть цели, задачи, структуру и содержание курса, дать анализ имеющихся школьных учебников (по возможности определить проблематичность их использования), используемые формы работы, приемы и методы обучения с учетом возрастных особенностей школьников.

 

50. Методы правового обучения в школе

.

Объяснить понятие метода обучения, определить, как трактуется понятие метода обучения в дидактической литературе. Дать классификацию методов обучения. Охарактеризовать методы и приемы  обучения праву. Отдельно дать характеристику использования интерактивных методов обучения праву в школе (привести примеры методических приемов и интерактивных упражнений на уроках права в школе, не менее 3-5).

 

51. Формирование правовых понятий и терминологии школьников.

 

Установить роль понятий и необходимость знания правовой терминологии в обучении праву. Выделить особенность и отличие правовых понятий и терминологии понятийного аппарата от смежных обществоведческих курсов. Рассмотреть разработку вопросов о формировании понятий в правовой, психолого-педагогической и методической литературе, основные методические условия, приемы и средства формирования правовых понятий. Выявить психолого-педагогические особенности усвоения учащимися правовой терминологии. Развитие у школьников умений оперировать правовыми понятиями и терминологией (привести примеры методических приемов формирования правовых понятий и осознания правовой терминологии не менее 3-х), за работу с правовой терминологией на уроке.

 

52. Формирование и развитие правовых умений и навыков.

 

Раскрыть понятие «развивающее обучение», его особенности и характерные черты, вопросы компетентностного подхода развития личности и его применение в процессе обучения праву. Рассмотреть общие (ОНТ) и предметные умения и навыки при обучении праву, их соотношение и взаимосвязь; вопросы преемственности, усложнения и совершенствования умений и навыков школьников в курсе изучения правовых дисциплин.

Проследить развитие, формирование и стимулирование познавательного интереса учащихся к праву.

Показать формирование правового мышления, особенности и сложности его формирования, выработку интеллектуальных умений правильной ориентации в правовых событиях жизни общества.

Разработать задания по формированию практического подхода в анализе событий и явлений действительности, по развитию речи, памяти, умения работать с различными источниками знаний.

 

53. Воспитательный потенциал правового обучения в школе.

 

Дать определение понятия воспитательного потенциала. Раскрыть идейно-воспитательный потенциал школьного курса права, роль и значение для общества формирования правового мировоззрения школьников. Дать оценку современных воспитательных целей и задач преподавания права в школе, определить их особенности и отличия от целей и задач смежных гуманитарных дисциплин в школьном курсе.

Выявить роль и место уроков права в воспитании учащихся. Проследить соответствие курса права и обществознания с планом учебно-воспитательной работы школы, тематических недель права в школе. 

Разработать практические рекомендации по воспитанию духовно-нравственных ценностей, человека и гражданина страны; по формированию ценностно-правовой ориентированной личности.

Рассмотреть методические способы, приемы, средства в реализации воспитательных целей, задач и возможностей школьного курса права (на примере одного раздела курса).

 

54. Урок права в школе.

 

Определить роль и место уроков права в школьном  образовательном процессе (урок – тема – курс). Раскрыть основные образовательные, развивающие задачи урока права. Охарактеризовать дидактическое оборудование урока. Подготовка к уроку. Общая методика урока. Организация позна­вательной деятельности учащихся, формы учебно-педагогической деятельности.

Представить общую типологизацию уроков (различные подходы в современной типологизации уроков) и особенности типов уроков по праву. Выявить критерии выбора типа урока, рассмотреть структуру уроков по различных типов

Дать характеристику традиционных и нетрадиционных форм уроков по праву. Рассмотреть вопросы организации и проведения учебных экскурсий, конференций, консультаций, коллоквиумов, зачетов по праву. Разработать подробные конспекты традиционного и нетрадиционного уроков по праву.

Выявить критерии оценки урока.

 

55. Внутрипредметные и межпредметные связи школьного курса права в школьной программе.

 

Рассмотреть сущность проблемы межпредметных и связей в педагогической и методической литературе, связь права с гуманитарными и естественно-научными дисциплинами в школе. Выявить возможности параллельного изучения курса права и школьных дисциплин в процессе обучения школьников. Представить варианты интегрированных уроков права в школе, дать оценку возможностей. Разработать варианты методических приемов и интерактивных упражнений на уроках с использованием межкурсовых и межпредметных связей.

 

56. Школьный учебник обществознания как источник знаний и средство  обучения.

 

      Дать характеристику учебника как источника знаний учащихся. Рас­смотреть приемы работы с текстом учебника с учетом возрастных особенно­стей школьников, объяснить, какими критериями определяется выбор того или иного приема работы. Проследить процесс формирования умения уча­щихся работать с текстом учебника. Представить сквозную линию школьных учебников обществознания.

 

57.Методика работы с документами на уроках обществознания.


Рассмотреть роль юридических документов на уроке обществознания, виды и особенности используемых документов. Раскрыть методические приемы работы с документами при изучении различных курсов обществознания. «Изучение казуса»: алгоритм использования данной технологии в курсе обществознания. Рассмотреть особенности работы с газетами на уроке обществознания. Представить разработку урока с использованием разнообразных документов.

 

58.Использование философской, научной и научно-популярной литературы при изучении обществознания в школе.

 

Охарактеризовать роль указанной литературы как источника знаний, выявить особенности, значение их использования на уроке обществознания. Рассмотреть методы и приемы работы при изложении философского материала. Раскрыть специфику философского знания и его основные функции. По одному из разделов учебника представить список рекомендуемой дополнительной литературы.

 

59. Изучение вопросов экономики в школьных курсах обществознания.

 

Раскрыть общеобразо­вательное и воспитательное значение изучения экономического материала. Определить место и задачи изучения вопросов экономики на уроках обществознания. Рассмотреть особенности различных типов и форм уроков, посвященных вопросам экономики. Охарактеризовать основные экономические понятия в школьном курсе обществознания. Показать взаимосвязь изучения вопросов экономики и культуры на материале конкретных тем уроков.

 

60.Словесно-печатный метод обучения обществознания

 

Охарактеризовать роль и содержание словесно-печатного метода обучения обществовзнания.Рассмотреть виды печатных источников знаний по обществознанию. Раскрыть приемы работы учащихся с текстовым и иллюстрированным материалом учебника. Показать взаимосвязь текстовых и иллюстрированных компонентов учебника обществознания и ее виды, учет возрастных особенностей школьников при выборе приема обучения. Раскрыть приемы работы при объяснительном чтении.

 

61. Драмогерменевтика в преподавании обществознания.

 

Рассмотреть теоретико-методические основы драмогерменевтики в педагогическом процессе. Раскрыть специфику драмогерменевтических аспектов при изучении обществознания. Показать педагогическое содержание драмогерменевтики в школьном обществоведческом образовательном процессе. Рекомендуется представление фрагментов уроков с реализацией драмогерменевтической технологии в курсе обществознания.

 

62. Урок обществознания.

 

Раскрыть общее понятие урока как основного звена процесса обучения, дать характеристику урока как основной формы учебно-воспитательной работы по обществознанию. Рассмотреть требования к современному уроку обществознания с учетом возрастных особенностей учащихся и требований деятельностной парадигмы обучения в средних и старших классах. Определить целевые установки урока, критерии выбора методических приемов и средств обучения. Охарактеризовать альтернативу классно-урочной системы – парковая технология (школа-парк), организационно – педагогические условия «парк - школы». Раскрыть понятие и сущность индивидуально-кумулятивный индекс (ИКИ) как формы контроля и оценки знаний и умений учащихся в условиях студийной работы.

 

63. Методика работы с иллюстрациями на уроках обществознания.

 

Охарактеризовать роль и функции иллюстраций в учебнике, опреде­лить, какие возможности предоставляет использование иллюстраций для ре­шения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока. Изу­чить иллюстрации одного из разделов школьного учебника, определить цели их включения в учебник обществознания, их соответствие содержанию параграфа учебника, целям и задачам урока, целям и задачам данного курса.

Разработать прием «оживление» картины. Рекомендуется описание фрагмента урока с показом данного приёма.

 

64. Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) в преподавании обществознания.

 

Охарактеризовать роль ИКТ в преподавании обществознания. Рассмотреть методику работы с различными их видами. Раскрыть вопрос об использовании мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности как общих умений и навыков учащихся. Рекомендуется создание презентации урока с использованием ИКТ.

 

65. Диагностика результативного компонента обученности школьников.

 

 Раскрыть роль и значение диагностики результатов обучения. Охарактеризовать виды диагностики, формы текущего контроля и итоговой аттестации и рассмотреть функции текущей проверки обществоведческих знаний. Разработать рекомендации по созданию тестов. Представить варианты тестовых заданий на уроке обществознания. Рассмотреть критерии контроля знаний учащихся, модели обученности школьника. Дать характеристику Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) как форма итоговой аттестации учащихся, уровня сложности заданий экзаменационной работы. Проанализировать Инструкцию по выполнению ЕГЭ по обществознанию.

 

66. Авторские модели в образовании

 

Раскрыть понятие авторской модели. Охарактеризовать требования к авторским моделям. Дать юридическое обоснование авторской модели. Показать соотношение государственных образовательных стандартов с авторской моделью образования, использование авторских моделей в школьной практике. Рассмотреть авторскую модель как педагогическое усовершенствование, изобретение, открытие. Рекомендуется представить разработку авторской модели применительно к обучению истории.

 

67. Авторские программы в образовании

 

Раскрыть понятие авторской программы, требования к авторским программам. Рассмотреть вопросы: структура авторской программы, концепция авторской программы, признание авторской программы.. Установить соотношение государственных образовательных стандартов с авторской программой. Показать использование авторских программ в школьной практике, в преподавании истории, содержание обучения истории и основные требования к методам, организации и результатам обучения истории по авторским программам. Рекомендуется представить разработку авторской программы по истории.

 

68. Инновационные школы

 

Дать понятие инновационной школы, классификацию инновационных школ. Охарактеризовать роль инновационных школ на современном этапе, различные виды авторских (инновационных) школ. Рассмотреть уровни инновационных школ, профили инновационных школ, отличительные качества авторской (инновационной) школы. Показать возможности и особенности преподавания истории в инновационной школе. Рекомендуется представить модели (фрагменты) школьного курса или структуру уроков по истории в инновационной школе.

 

69. Активные методы обучения

 

Раскрыть понятия активного обучения, активных методов обучения, суть процесса активизации обучения. Рассмотреть принципы и историю возникновения активного обучения, дидактические предпосылки и принципы построения образовательного процесса на активной основе. Охарактеризовать психолого-педагогические основы активных методов обучения, принципы активных методов обучения, показать их реализацию на примере школьного курса истории. Дать классификацию методов активного обучения. Рассмотреть использование методов активного обучения в преподавании истории, процесс обучения истории с использованием активных методов обучения. Раскрыть формы обучения с использованием активных методов обучения, таких как: проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, метод «круглого стола», коллективная мыслительная деятельность, деловая игра. Представить разработки уроков истории с использованием активных методов обучения.

 

70. Дифференцированное обучение истории

 

Раскрыть понятие дифференцированного обучения, сущность технологии дифференцированного обучения. Рассмотреть дифференцированный подход в обучении истории, основные формы дифференциации. Изучить особенности организации учебного процесса на принципах дифференцированного обучения. Показать характерные черты уровневой дифференциации, ее положительные и отрицательные аспекты. Охарактеризовать основные признаки профильной дифференциации, ее положительные и отрицательные аспекты. Рассмотреть вопросы реализации дифференцированного подхода в форме уровневой и профильной дифференциации. Представить разработки уроков, составленных на основе принципов дифференцированного обучения.

 

71. Метод проектов.

 

Изучить условия и особенности возникновения метода проектов. Раскрыть основные требования к использованию метода проектов, этапы использования метода проектов. Рассмотреть вопросы структурирования содержательной части проекта, структурирования проекта, а также типологию проектов, возможности реализации метода проектов в преподавании истории. Представить особенности телекоммуникационного проекта, параметры внешней оценки проекта. Рекомендуется представить варианты применения проектного метода в обучении истории.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 (образец)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра истории, методики преподавания истории и обществознания

 

 

Курсовая работа

на тему: «Использование наглядности на уроках истории»

 

студент(ки)а 4-го курса,

201 группы Иванов(ой)а И.И.

по учебной дисциплине: «Методика преподавания истории»

 

 

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент

Петров Н.И.

 

Оренбург – 200_ г.



Приложение 2 (образец)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.

1.1

1.2

Глава 2.

2.1

2.2

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………..



Приложение 3 (образец)

Список использованной литературы

1. Абдуллина, О. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования / О. Абдуллина, Н. Маркова // Высшее образование в России.-1999. № 5. С.78-82.

2. Алексашкина, Л.Н. Дидактические аспекты в преподавании истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. 1993. № 3. С. 11–16.

3. Баранов, П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в шк. 2001. № 3. С. 21–26

4. Барднер, Г. Формы групповой работы и оценка их эффективности. / Г. Барднер, А. Никольский // Новые знания. 2001. № 3. С.39-41.

5. Саранцев, Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания / Г.И. Саранцев // Педагогика. 1998. № 1. С. 28–34.

6. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. М.: Владос, 2000. 579 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...