Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Написание и Оформление курсовой работы




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра истории, методики преподавания истории и обществознания

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию курсовой (контрольной) работыпо дисциплине

«Теория и методика преподавания истории и обществознания»

для студентов исторического факультета

 

Оренбург — 2008

 

 

Методические рекомендации разработаны к. п. н. А. Х. Аптикиевым, к. и. н. М. М. Бадретдиновой, к. п. н. О. В. Гугниной, к. и. н. П. Н. Романовым под общей редакцией к. и. н., доцента М. М. Бадретдиновой.

 



ВВЕДЕНИЕ

Курсовые работы выполняются по дисциплинам, предусмотренным учебным планом в конце изучения того или иного курса. Они должны отвечать определенным требованиям (стандартам), в соответствии с которыми выпускнику университета присваивается соответствующая квалификация. Курсовая работа является важной формой контроля за успеваемостью студента. Оценка по курсовой работе приравнивается к экзаменационной оценке. Курсовая работа представляется в сроки, установленные администрацией учебного заведения.

При написании курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной работы с научной литературой и нормативными источниками, умение грамотно и связно излагать свои мысли на бумаге. Это действительно важно, так как профессиональной обязанностью учителя истории является грамотное владение не только устной речью, что отрабатывается на семинарских занятиях, но и умение письменно изложить свою позицию по тому или иному вопросу. Письменное сочинение развивает способность к анализу и обобщению фактического материала, учит приемам научного исследования.

Выполнение курсовой работы имеет своей целью:

– систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по одной из избранных дисциплин в соответствии с учебным планом специальности;

– развитие теоретического мышления и умений научно-исследовательской работы, включая методику проведения эксперимента (если позволяет тема) либо разработку практических материалов для использования в учебной работе школьного учителя истории.

В содержание курсовой работы по методике входит анализ основных теоретических работ по избранной теме, результат собственных наблюдений студента над собранным материалом.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист (образец титульного листа приводится в данном методическом пособии).

2. Оглавление курсовой работы с постраничной разбивкой.

3. Введение – (3-4 стр.).

4. Основная часть – два, три или четыре раздела, включающих два-три параграфа – (25-30 стр.).

5. Заключение – (4-5 стр.).

6. Список использованнойлитературы и источников (не менее 25 наименований).

7. Приложение (подробный конспект урока или фрагмента урока, раскрывающего проблему исследования; фрагмент учебной программы или плана и т.д.).

Объем исследования должен составлять 30 - 35 страниц машинописного текста (1800 знаков на странице) формата А4 (210×297 мм), без учета титульного листа, списка использованных источников и литературы, а также приложений, количество которых не ограничивается.

Подготовка к написанию курсовой работы состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы и составление плана работы.

2. Подбор и изучение источников и литературы, составление библиографии.

3. Сбор и систематизация материала.

4. Обобщение материала и подведение итогов исследования.

 

 



Выбор темы и составление плана работы

При выборе темы необходимо проконсультироваться с преподавателем, ведущим семинарские занятия. При этом студент может руководствоваться примерным планом тем, который находится в данной программе. Студент может проявить инициативу при определении темы, предварительно согласовав ее с преподавателем для правильной формулировки.

Важное значение при выборе темы имеет наличие источников и литературы по теме. Хорошая работа требует длительной подготовки, поэтому выбирать тему следует заранее, чтобы иметь время для систематической работы, качественной подготовки ее к установленному сроку. На подготовительный этап – обдумывание темы курсовой работы, поиск соответствующей литературы – студенту отводится один семестр. Результатом подготовительного этапа становится утверждение темы курсовой работы научным руководителем.

Следующим важным этапом является составление плана, который дает направление всей работе. С помощью плана вырабатывается логическая стройность и комплексность изложения. Планы рекомендуется составлять в детализированном, развернутом виде, что помогает студенту при подготовке текста, а преподавателю – во время проверки. Первоначально составляется примерный план, который в ходе работы уточняется и конкретизируется.

 

Подбор и изучение литературы и источников, составление библиографии

После завершения работы с литературой и источниками составляется окончательный план. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон рассматриваемой темы. Следует соблюдать единый принцип деления разделов по объему, следить за тем, чтобы каждый пункт был соотнесен с заявленной темой курсовой работы и не повторялся.

При изучении литературы главной задачей исследователя является расчленение и анализ материала, а в период написания работы – синтез всего ценного, важного для раскрытия темы работы.

Основные требования к курсовой работе:

1. Самостоятельность в обобщении изученного материала.

2. Оценка различных точек зрения по проблеме.

3. Собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний.

4. Стройность изложения и логическая завершенность работы.

Написание и Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист является первым листом курсовой работы (см. образец). Его необходимо выполнять на компьютере, пишущей машинке или рукописно черной тушью, аккуратно, без подчисток.

2. Оглавление (содержание). В нем необходимо последовательно указать наименование частей работы (перечень сокращений; введение; название глав и входящих в них параграфов; заключение; список источников и литературы; приложения). Напротив каждого наименования в правой строке листа указать номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Перед названием глав и параграфов следует написать их номера. Нумерация глав и параграфов производится арабскими цифрами.

3. Вовведении обосновывается тема курсовой работы, ее актуальность (теоретическое, методическое и прикладное значение); дается характеристика литературы и источников по данной проблеме, определяется степень изученности проблемы, формируются цель и задачи исследования.

4. Основная часть курсовой работы, как правило, должна содержать две-три главы.

Первая глава обычно носит теоретический характер. В ней студент кратко излагает теоретические положения, которые должны определять методологию и методику достижения поставленных в работе целей. В этой главе неизбежен элемент реферативности. Здесь можно коснуться истории вопроса, показать какие из аспектов рассматриваемой проблемы являются уже теоретически разработанными, а какие – дискуссионными, по-разному освещаемыми в различной научной и методической литературе. При этом необходимо сформулировать свою точку зрения на проблемы, освещаемые в данной работе. Теоретическая часть работы должна показать комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на толкование, объяснение исследуемого явления. Задача теоретической части - глубже разобраться в сущности выбранной задачи.

Последующие главы основной части должны носить аналитический и прикладной характер. Это могут быть исследования, проведенные на стыке истории и методики, педагогики и методики, психологии и методики, либо сугубо методического характера.

В аналитической части не нужно ограничиваться констатацией фактов, перечислением существующих точек зрения. По каждому положению должна быть высказана аргументированная авторская позиция и оценка.

5. Заключение курсовой работы должно содержать краткие выводы по исследуемому материалу, представлять собой подведение итогов по всей теме работы.

6. В список использованной литературы и источников включаются источники – нормативно-правовые документы, программы, анализируемые тексты учебников и учебных пособий; и литература – монографии, статьи, пособия для учителей и т. д. Количество использованных источников должно составлять не менее 25 наименований.

В приложения следует включать вспомогательные материалы, которые необходимо для более полного обоснования выводов, к которым пришел студент, а также составленный автором конспект урока (или фрагмент уроков), раскрывающие проблему курсовой работы.

Автор обязан подготовить курсовую работу в установленный срок, работа должна отвечать всем изложенным в данных методических рекомендациях требованиям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...