Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эластичность спроса по цене




Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Заметное для покупателя изменение уровня цен (резкие и заметные изменения цен приводят к увеличению эластичности спроса на товар);

· Современность и осведомленность покупателей о рынке интересующих товаров (чем больше покупатель разбирается в той или иной сфере, интересующих товаров, тем выше эластичность);

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена. Существенно также и то, повышается или понижается цена: эластичность при этом может отличаться.

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши: драгоценности, деликатесы

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета: мебель, бытовая техника

· Легкозаменяемые товары: мясо, фрукты

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости: лекарства, обувь, электричество и другие источники энергии

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета: карандаши, зубные щётки

· Труднозаменяемые товары: хлеб, электрические лампочки, бензин, наркотики

В зависимости от этих показателей различают:

Совершенно неэластичный спрос спрос не меняется при изменении цены: товары первой необходимости
Неэластичный спрос спрос изменяется меньше, чем цена: товары повседневного спроса или не имеющие замены
Единичная эластичность спроса спрос изменяется пропорционально цене (в противоположных направлениях)
Эластичный спрос спрос изменяется больше, чем цена: товары имеют замену либо не играют важной роли для потребителя
Совершенно эластичный спрос спрос изменяется на конечную величину при бесконечно малом изменении цены: спрос очень зависим даже от незначительных колебаний цены

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

· Значимость товара для бюджета семьи.

· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

· Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Классификация благ по значениям {\displaystyle E} приведена в следующей таблице:

Нормальное (полноценное) благо Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя.
Предмет роскоши Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход.
Товар первой необходимости Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз.
Неполноценное (низшее) благо Объём спроса падает при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки.
Нейтральное благо Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.

Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами); отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы). В зависимости от значений, принимаемых переменной{\displaystyle E}, различают следующие связи между товарами {\displaystyle X} и {\displaystyle Y}:

Товары субституты Потребители теоретически могут заменить потребление товара {\displaystyle X} на потребление товара {\displaystyle Y}. Например, две марки стирального порошка.
Комплементарные блага Потребители теоретически не могут изменить потребление товара {\displaystyle X} без изменения в ту же сторону потребления товара {\displaystyle Y}. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним.
Независимые друг от друга товары Изменение цены товара {\displaystyle Y} никак не воздействует на потребление товара {\displaystyle X}.

 


Эластичность предложения

Одной из важных характеристик предложения является его эластичность.

Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

Аналогично эластичности спроса она исчисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:

Кэл = Процент изменения количества предложенного товара

Процент изменения цены

Предложение ЭЛАСТИЧНО, когда оно изменяется в большей степени, чем цена.

И наоборот, предложение НЕЭЛАСТИЧНО, если процент его изменения меньше процента изменения цены.

Факторы, влияющие на эластичность предложения.

а) наличие резерва производственных мощностей;

б) наличие товарных запасов

в) количество времени у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цен.

Очевидно, чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае стимулирующего его повышения цен.

Особенно велика роль фактора времени в сельском хозяйстве: в большинстве случаев требуется целый сельскохозяйственный сезон, чтобы предложить больше продукции в ответ на повышение цен. С другой стороны, подчас нельзя и уменьшить предложение при снижении цен, если речь идет об уже выращенных скоропортящихся продуктах (помидорах, огурцах, винограде и т. п.).


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 471.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...