Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Василий Иванович Лебедев-Кумач «Священная война»




Стихи и песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Это произведения Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, Льва Ошанина, Алексея Фатьянова, Юлии Друниной, Муссы Джалиля и многих других поэтов.

Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда». 1 июля написана музыка к песне Александром Васильевичем Александровым.

Эту песню можно назвать гимном сражающегося народа.

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это — песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, — песни. Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: Когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А. Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы—исполнители—нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

В чём патриотический пафос стихотворения? Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. Размашистые ораторские фразы. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.

Какая тема призывно-торжественной песни? Призыв встать на защиту страны.

Стенограмма совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11—14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача: «Я считаю, что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, — это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это, прежде всего, взволнованная речь».

Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

 

Билет №9

О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?

Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины. Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал.

Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение стихотворения по строфам:

1 строфа:

Река – Дон.

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

2 строфа:

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа:

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа:

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа:

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа:

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

7 строфа:

Сердце, плач – очищение в слезах.

Отрывистость ритма создаёт настроение: напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»

 Образ степной кобылицы, которая «несется вскачь», противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни.

- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...