Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С нарушением слуха в процессе обучения




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Цель курсовой работы – формирование навыков самостоятельной научной деятельности, овладение жанром научной работы.

Курсовая работа может быть посвящена изучению общей или частной проблемы, относящейся к сурдопедагогике и методикам обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Главная цель курсовой работы заключается в повышении профессиональных знаний студентов.

Основные задачи написания курсовой работы:

- систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические умения, полученные студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика» («Начальное образование детей с нарушением слуха»);

- выбирать и обосновывать тему исследования, ставить цель и задачи;

- подбирать, критически анализировать научную и методическую литературу, реферативные журналы, справочные и официальные документы;

-развивать навыки ведения самостоятельной работы при решении разрабатываемых вопросов;

- анализировать и обобщать полученные научно-теоретические результаты, делать адекватные выводы;

- четко, логично, грамотно излагать и иллюстрировать содержание работы.

В процессе написания курсовых работ для решения поставленных задачнеобходимо использовать в качестве метода научного исследования – метод теоретического анализа и обобщения литературных данных.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников, документов, рукописей, материалов на электронных носителях позволяет охарактеризовать историю и современное состояние изучаемого объекта, выделить известное и неизвестное, то есть очертить границы предмета исследования.

Вначале необходимо составить список источников, подлежащих изучению – книг, авторефератов, статей в различных сборниках и пр. При применении данного метода важно четко следовать цели и в соответствии с ней выделять показатели для сбора данных.

В дальнейшем следует вскрыть существующие противоречия в подходах к изучаемой проблеме, различные точки зрения на предмет исследования, в чем состоит новизна каждого авторского подхода.

При этом важно высказать и собственное отношение к позициям разных авторов. Изучение литературы и различных источников продолжается в ходе всего исследования. Обнаруженные новые факты позволяют пересматривать содержание уже изученных книг и документов.

Структура курсовой работы

Общая композиционная структура курсовой работы следующая:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть;

заключение;

список литературы;

приложение (необязательный компонент).

 

Титульный лист является первой страницей курсовойработы и заполняется по строго определённым правилам.

 

В верхнем поле посередине, шрифтом TimesNewRoman, прописными буквами, размером шрифта 11, с интервалом 1,0указывается полное наименование учебного заведения:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

 

Затем посерединесроки следует логотип университета

 

 

Ниже с выравниванием по левому краю, шрифтом TimesNewRoman, строчными буквами (первая прописная), размером шрифта 14,с интервалом 1,0 указываются направление подготовки и основная образовательная программа подготовки:

 

Направление подготовки44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Основная (профессиональная) образовательная программа подготовки

бакалавра.Профиль «Сурдопедагогика (Начальное образование детей

с нарушением слуха)»

 

В среднем поле, полужирным написанием TimesNewRoman, с выравниванием посередине, размером шрифта 16, строчными буквами (первая прописная) пишется

Курсовая работа

 

Далее с выравниванием посередине, интервал 1,0 – название курсовой работы с первой заглавной буквы,строчными буквами 14 шрифтом, полужирное начертание.

Развитие вербальной памяти у младших школьников

с нарушением слуха в процессе обучения

 

Через две строки вниз, с выравниванием по правому краю, с размером шрифта 12, интервал - множитель указывается курс обучающегося, сою форму обучения и фамилия, имя, отчество обучающегося (полужирным начертанием):

Обучающегося __курса

Дневная/заочная формаобучения

ФИО (полностью)

 

Далее через одну строку, также с выравниванием по правому краю, с размером шрифта 12, интервал - множитель указывается научный руководитель, его ученая степень, звание, фамилия, имя и отчество (полужирным начертанием):

 

Научный руководитель:

кандидатпсихол. н., доцент

ФИО

 

В нижнем поле, с выравниванием посередине, шрифтом TimesNewRoman, размер шрифта 14, строчными буквами (первая прописная) указывается название города, в котором расположено учебное заведение:

 

Санкт-Петербург

 

На следующей строке с выравниванием посередине, размер шрифта 14 указывается год написания курсовой работы:

 

2017

 

Образец оформления титульного листа курсовой работы приведен вПриложении 1.

 

В содержании приводятся заголовки всех разделов курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны быть тождественны заголовкам в тексте работы.

Во введенииследует определить актуальность выбранной темы. Во ведении дается обоснование и актуальность темы, указывается степень разработанности и/или не разработанности темы, наличие современных данных по проблеме исследования. В конце введения формулируются объект и предмет исследования, цель и задачи курсовой работы. Объем введения составляет 1-1,5 страницы.

 

Основная часть может быть представлена одной или двумя главами. Каждая глава имеет название, обобщающее тематику составляющих ее разделов, в которых описывается отражение выбранной для исследования проблемы в научной литературе. Как правило, здесь кратко раскрывается история вопроса и/или делается критический обзор существующих в научной литературе точек зрения на данную проблему. На основании рассмотренных точек зрения автор работы должен сформулировать свою позицию по данному вопросу.

    В главах курсовой работы осуществляется анализ научной психологической, педагогической, лингвистической, медицинской и др. литературы, который включает определение ведущих теоретических положений при разработке основных вопросов темы.

При изложении материала необходимо показать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Итог проведенного анализа научной литературы оформляется в виде кратких (от 0,5 до 1 страницы) выводов. В выводах сообщается - какие закономерности, факты были выявлены на основе изученной литературы, что является проблемным в данной области и какое мнение самого исследователя в отношении выявленных проблем.

    Главы должны иметь названия, не совпадающие с названием работы, но быть напрямую с нею связанными. В каждой главе должны быть логически выстроенные параграфы. Рекомендуемый объем главы - не менее 12 страниц.

        

В заключении делаются общие выводы по теме на основе теоретических положений. В заключении студент интерпретирует полученные в ходе теоретического исследования данные, анализирует динамику изучаемого явления, объясняет причины и взаимосвязь с другими явлениями. Рекомендуемый объем заключения 1-1,5 страницы.

 

Список литературывключает использованные литературные источники и Интернет-ресурсы (не менее 15 работ) и составляется в алфавитном порядке. Каждый литературный источник, отраженный в работе, должен иметь полное библиографическое описание. Сначала приводятся источники на русском языке, затем – на иностранном, далее – интернет-ресурсы.

 

В приложении помещаются таблицы, протоколы и конспекты уроков, рисунки, фотографии и т.п. По форме приложения могут представлять собой тексты, таблицы, графики. Приложения не входят в основной объем работы. Они дают возможность конкретизировать основные положения исследования, проиллюстрировать ход работы.

 

Оформление курсовой работы

    Курсовая работа должна быть выполнена аккуратно, без помарок и сокращений. Текст долженотвечать грамматическим и стилистическим законам русского языка.

Обязательно следует оставлять поля (верхнее – 2 см, нижнее - 2,5см, левое - 3 см, правое - 1,5 см) и нумеровать страницы. Нумерация страниц проставляется по центру вверху. Все страницы имеют сквозную нумерацию, включая иллюстрации и приложение. Титульный лист не включается в общую нумерацию. Первым листом, включающимся в нумерацию, является содержание. Страницы нумеруются арабскими цифрами.

Средний объем для курсовых работ 30 страниц. Текст должен располагаться на одной стороне стандартного листа А4шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14, с полуторным (1,5 пт) интервалом между строками.

Рубрикация

    При обозначении ступеней рубрикации нужно придерживаться следующих правил:

1. Глава, введение, заключение, список литературы начинаются с новой страницы и размещаются с выравниванием посередине.

2. Расстояние между названием главы и названием раздела должно быть равно двум интервалам.

Например:

Глава I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

1.1. Эмоциональная сфера личности. Теории эмоций

 

3. Расстояние между окончанием одного раздела и названием следующего раздела также должно быть равно двум интервалам.

4. Главы нумеруются римскими цифрами I, II, III.

5. Параграфы - арабскими цифрами - 1, 2, 3, и т.д.

6. Заголовки пишутся с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится.

Например:

2.1. Умение слабослышащих школьников распознавать, дифференцировать и вербализировать свои эмоции

7. Нельзя подчеркивать и переносить слова в заголовке.

8. Абзацный отступ текста составляет 1,25 см.

9. Названия глав пишутся прописными буквами.

Например:

Глава I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10. Названия параграфов строчными буквами.

Например:

1.1. Эмоциональная сфера личности. Теории эмоций

11. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся, также в заголовках и подзаголовках не допускаются сокращения и переносы.

Стиль написания курсовой работы.

    Изложение результатов теоретического исследований не рекомендуется вести от собственного имени («я утверждаю», «мною открыто» и т.п.). Более корректным считается употребление местоимения «мы» и выражения - «на наш взгляд», «представляется», «мы находим», «рассмотрим следующие положения…», «остановимся на анализе следующих данных…», «по нашим данным…» и т.п. В современной научной литературе наиболее часто употребляется безличная форма изложения материала: «Следует считать…», «Наиболее важным является…», «В эксперименте использовались…» и т.п.

Курсовая работа не должна содержать излишне эмоциональных и пафосных суждений, лозунгов. Не следует использовать жесткие, категоричные оценки при рассмотрении научных работ без предоставления обоснований или, если оценка заимствована, без ссылки на цитируемый источник.

    Нельзя злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале фразы - «следует подчеркнуть», «необходимо заметить», «представляет интерес» и др. Употребление в тексте данных словосочетаний допускается, но перегруженность ими текста не приветствуется.

    Не рекомендуется часто употреблять одинаковые словосочетания и обороты, дважды в одной фразе использовать слова одного корня («школа», «школьники», «школьная программа», «показатели», «показывает» и др.). Однокоренные слова можно заменить или перестроить предложение.

    Длинные предложения или чрезмерно наукообразные затрудняют понимание.

Например, «Интеграция неслышащего ребенка в социальную среду с одной стороны приводит к гуманизации общества, а с другой способствует полноценной социально-бытовой, трудовой и культурной адаптации инвалидов по слуху, что содействуетреабилитации таких лиц».

Ссылки на авторов

    При анализе литературы необходимо ссылаться на источник. Это можно сделать 2-мя способами:

- указав номер источника из списка литературы в квадратных скобках;

- изначально построить фразу с указанием автора этой мысли, однако в конце мысли ставятся квадратные скобки, в которых указывается номер источника из списка литературы.

При ссылке на нескольких авторов, их фамилии перечисляются в алфавитном порядке.Ниже приведем примеры таких ссылок.

Например

По мнению, М.И. Никитиной, основной путь сознательного овладения словом – включение его в речевую практику слабослышащих и глухих детей. Только те слова, которыми ученики активно пользуются при ответах, в устных высказываниях и пересказах, будут усваиваться ими прочно и осмысленно […].

 

    Приобретение глухими учениками знаний находится в прямой зависимости от усвоения ими словесной речи (А.И. Дьячков, М.И. Никитина, Л.В. Андреева)[…].

 

Исследования многих сурдопедагогов, проводившихся в 90-х гг. прошедшего столетия (Н.Е. Граш, Т.С. Зыкова, Н.М. Назарова. М.И. Никитина и др.), показывают, что школьники, у которых возникают проблемы в овладении навыками чтения еще в начальных классах, в большинстве своем имеют низкий уровень развития данных навыков на всем периоде обучения[…, …, …, …].

   

Цитирование

    Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника, вплоть до знаков препинания. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, в которой указываются инициалы, фамилия автора, год издания источника.

Например: «Стремление к обучению неслышащих на основе жестовой речи не только не способствует их образовательной интеграции, но и делает весьма проблематичным их социальную интеграцию и профессионально-трудовую реабилитацию» (Г.Н. Пенин)[…].

Сокращения

    Допускаются следующие сокращения слов: «т.е.», «и т.д.», «и т.п.», «и др.», «и пр.». Недопустимо сокращать слова «так как», «так называемый», «таким образом», «потому что», «так что» и т.п.

    Нельзя сокращать слова путем произвольного слияния. Например, специальная подготовка - спец. подготовка.

    В обыденной речи часто употребляются такие сокращенные понятия, как ЧСС, ОВЗ, РФ. В тексте курсовой работы при первоначальном употреблении подобного термина пишется полное его название, а в скобках сокращенное.

Например:ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В последующем тексте можно пользоваться сокращенным названием.

   

Таблицы, рисунки, графики

    При использовании табличного и иллюстрационного материала, необходимо придерживаться следующих правил:

Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу над заголовком таблицы. Затем идет заголовок и ниже таблица.

Например:

Таблица 5

Уровни развития внимания учеников младших классов с нормальным

и нарушенным слухом (в %)

 

Группы учащихся

Уровни развития внимания

  высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
I 0 0 65 35 0
II 0 0 26 34 40
III 0 20 50 30 0

 

Иллюстрация любого содержания и графического исполнения обозначаются рисунками. Они могут быть в виде графиков, гистограмм, диаграмм, схем и фотографий. Рисунки имеют свою нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу.

Например:

Рис. 1. Личностный профиль группы слышащих учащихся.

При выполнении графиков рекомендуется следующий порядок в выделении его деталей:

а)название графика (подпись), кривые, названия кривых (надписи), шкалы (числовые значения), названия шкал, условные обозначения;

б)один график должен содержать не более четырех кривых;

в)надписи на осях располагаются внизу и слева.

Если табличный или иллюстрационный материал заимствован из источников литературы, то в конце подписи в скобках пишется ссылка на автора.

Например: Рис.2. Факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей(по Т.Г. Богдановой, 2002).

.

Рис. 2 Факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей (по Т.Г. Богдановой, 2002)

Правила оформления выводов в заключении

    Выводы в заключениикурсовой работы обязаны дать ответ на задачи, поставленные во введении.

    Выводы должны быть краткими и конкретными.

Например, потеме «Особенности развития наглядно-образного мышления глухих учащихся младших классов в процессе обучения» выводы могут быть оформлены следующим образом:

1. Глухие учащиеся обладают большими возможностями развития наглядно-образного мышления на основе наглядно-действенного мышления и при использовании различных абстрагирующих и обобщающих средств.

2. У глухих детей младшего школьного возраста наблюдается общее отставание в развитии наглядно-образного мышления по сравнению со слышащими детьми.

3. У глухих детей среднего и старшего школьного возраста своеобразие в развитии наглядно-образного мышления обнаруживается при решении достаточно сложных задач.

Литература

    Список литературы помещается в конце курсовой работы с начала очередной страницы.

Каждый источник литературы, на которой сделана ссылка или положение которого цитировалось, представляется в списке литературы.

Не допускается помещать в список работы, которые не упоминались в рукописи курсовой работы.

Порядок записи литературных источников в алфавитном порядке.

Запись источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания:

- порядковый номер арабскими цифрами;

-фамилия автора, инициалы (фамилии нескольких авторов записываются так, как они перечисляются в публикации);

- полное название книги или статьи;

-место издания (сокращение названия городов принято только для Москвы (М) и Санкт-Петербурга (СПб);

-название издательства; (издательства: Просвещение, Академия и др. пишутся полностью без кавычек).

-год издания.

Приведем примеры наиболее распространенных описаний литературных источников.

Монография

    Красильникова О. А. Педагогическая система литературного развития слабослышащих учащихся на ступени начального образования: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016.

Переведенная монография

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с анrл. СПб.: Питер, 2008.

Учебное пособие

Красильникова О.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015.

    Статья в периодическом издании

Никитина М.И., Пенин Г.Н. Факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (к 85-летию со дня основания) // Дефектология. – 2003. - №5.

    Статья из тематического сборника

        Макарова А.С., Манаскурт Т.Ю. «К вопросу об обучаемости детей с нарушением слуха» // «Праздник и повседневность в жизни особого ребенка»- СПб.; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.

    Методические документы

    Методические указания к курсовым работам. Методические рекомендации / Андреева Л.В., Быкова Л.М., Назарова Л.П., Никитина М.И. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982.

    Автореферат

    Богданова Т.Г. Структурная организация интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития: Автореф. дисс.… психол. наук. - СПб., 2010.

    Если количество авторов литературного источника более трех человек, то в этом случае в списке литературы данный источник дается под его названием.

Например,Сурдопедагогика: Учебное пособие. / Л.В. Андреева, О.А. Красильникова, Е.Ю. Мамедова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...