Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?Стр 1 из 33Следующая ⇒
ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8-м КЛАССЕ: ВСЕ ОТВЕТЫ
Билет № 1 1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка). Композиция– это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение. Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе. Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения. Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, встреча с «вожатым», все события до прибытия в Белогорскую крепость… 5. Развязка: казнь Пугачёва. 6. Заключение: повествование о том, как сложилась дальнейшая жизнь Гринёва. Основная черта композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета. Вторая черта композиции романа - строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость - общее свойство прозы Пушкина. Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».Здесь нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия. Комедия начинается сразу с завязки, которая звучит в первой же знаменитой фразе Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. «У страха глаза велики», именно поэтому чиновники готовы в Хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» – живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. Под действием страха разоблачения чиновники и Городничий кидаются услужить Хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие. Кульминацией– высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья Хлестакова. Человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. И подвыпивший Хлестаков сочиняет небылицы о себе и своём положении в обществе, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. Он на вершине своей славы, даже не замечает, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят.Развязкой комедии – исходом событий – является чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, где открывается правда. Теперь всем ясно, что Хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, кому они адресованы. Все поражены: как можно было такое ничтожество принять за ревизора? Но Гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». Это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.
Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).
Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»? Упоенье – восторг, восхищение, экстаз. И я в упоении целовал её душистые руки с колючими перстнями и не знал, что сказать ей, от счастья… Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества. Пробужденье - 1. действие по значению глагола пробуждать, пробудить, пробуждаться, пробудиться; прекращение сна. 2. переносное значение: возвращение к активности после бездействия. В русской литературе Пушкин – первый поэт, который с такой глубокой искренностью поведал о любви, возвышающей человека. Он трепетал «перед мощной властью красоты» природы и человека, испытывая неизъяснимое душевное волнение (натура глубоко чувствительная ко всякому «явлению» прекрасного в мире). Поэт через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека, возносящее его над житейской «суетой», «мраком заточенья». Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано в 1825 году и посвящено Анне Павловне Керн – одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Оно поражает удивительной стройностью. В шесть строф Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с А. П. Керн. Сначала (первые две строфы) — мимолетная встреча, потом (следующие две строфы) — унылая жизнь в заточении, когда лирический герой с «забыл» «голос нежный» и его затворничество протекало «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». И наконец, последние две строфы — пробуждение души, упоение творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью, когда вновь воскресают «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Стихотворение «К***», однако, не только автобиографично. В нем есть другой план, в котором раскрыта тема красоты, тема поэтического вдохновения. Она дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна и однообразна. Поэт отторгнут от мира, он не слышит бытия, не видит его красок. Но вот приходит чудо преображения души, и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, и мир открывается душе. Мир предельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с ним. Приобщение к бытию происходит необъяснимым образом, благодаря «чудному мгновению», преображающая сила которого сродни религиозному откровению («как мимолетное виденье») и явлению неземного ангельского лика (в римской мифологии гений – дух-покровитель человека, как в христианстве – ангел-хранитель). Вторая часть – воспоминание о тяжелых годах изгнания 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни, когда его «ангел красоты» покинул его. Вдруг (это уже третья часть) «душе настало пробужденье» и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой «гений чистой красоты», воскрешает для человека «и божество, и вдохновенье». Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с «гением чистой красоты», божественной гармонией, благодаря которой поэт вновь испытывает наслаждение от жизни и творческий порыв. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви. Билет №2 |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |