Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ (ИЗ)




по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Самостоятельная работа студента помогает систематизировать полученные теоретические знания из дисциплины „Системы технологий”, проверить качество знаний; овладеть первичными навыками проведения современных исследований.

Таким образом можно обнаружить способность студента самостоятельно осмыслить проблему, творчески, критически ее исследовать; умение собирать, анализировать и систематизировать литературные (архивные) источники; способность применять полученные знания при решении практических заданий; формулировать выводы, предложения и рекомендации относительно предмета исследования.

Кроме того, выполнение ИЗ направлено на повышение мотивации студентов к активной систематической работе на протяжении учебного года, поскольку итоговая аттестация состоит из результатов ИЗ в том числе, а его выполнение является обязательным для всех студентов.

 

ИЗ выполняется в виде реферата. Тему реферата каждый студент избирает согласно своему порядковому номеру в журнале группы.

ИЗ ДОЛЖНО БЫТЬ СДАНО НА КАФЕДРУ НЕ ПОЗНЕЕ ДАТЫ ПРЕДПОСЛЕДНЕГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ!

Последовательность выполнения ИЗ

Работу по созданию ИЗ всегда нужно согласовывать с руководителем.

ИЗ целесообразно выполнять в такой последовательности:

· выбор темы - определения цели и заданий работы,

· выявление и подбор литературы по теме, ее изучение,

· составление предварительного плана, согласование его с руководителем,

· написание и оформление текста работы,

· сдачу завершенной работы на кафедру для рецензирования,

· доработки ИЗ согласно замечаниям руководителя.

Работа над текстом ИЗ.

Первый этап начинается с изучения и конспектирования литературы по теме работы. Изучение литературы необходимо начинать с трудов, где проблема отображается в целом, а потом перейти к более узким исследованиям. Начать ознакомление с изданием надо с выяснения автора (ов), издательства, года издания. Необходимо пересмотреть содержание, которое раскрывает структуру издания, наполнение его разделов, обратиться к предисловию, где раскрыто назначение издания, задачи, поставленные автором.

Конспектируя материал, следует постоянно помнить тему работы, чтобы выписывать только то, что имеет отношение к теме исследования.

Правильная и логическая структура работы - это залог успеха раскрытия темы.

Процесс уточнения структуры сложен и может длиться в течение всей работы над исследованием. Предварительный план работы надо обязательно показать научному руководителю, поскольку может случиться, что будет необходимо переписывать текст работы.

Готовясь к изложению текста работы, целесообразно еще раз внимательно прочитать ее название, чтобы окончательно определить проблему, которая должна быть раскрыта. Проанализированный материал излагается в соответствии с содержанием в виде отдельных разделов и подразделов (глав и параграфов). Каждый раздел освещает самостоятельный вопрос, а подраздел - отдельную часть этого вопроса.

Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, потому начиная работать над разделом, надо отметить его главную идею, а также тезисы каждого подраздела.

Мысли должны быть связаны между собой логично, весь текст должен быть подчинен одной главной идее. Один вывод не должен противоречить другому, а укреплять его. Если выводы не будут связаны между собой, текст потеряет свое единство. Одно доказательство должно следовать из другого.

Количественные данные, иллюстрирующие практический опыт работы, можно проанализировать, возведя их в статистические таблицы, таблицы для сравнения и др., что позволит сделать конкретные выводы.

Заключительный этап работы над ИЗ.

На этом этапе предусматривается написание студентом введения и выводов работы, оформляется список литературы и дополнения, дорабатывается и редактируется текст, с учетом замечаний научного руководителя.

Введение  целесообразно оформить после того, как написана основная часть работы. Во введении обосновывается актуальность изучаемой темы, ее практическая значимость; раскрывается структура работы, ее основное содержание. Если студент решил не касаться некоторых аспектов темы, он должен отметить об этом во введении.

Логическим завершением работы являются выводы. Главная их цель - итоги работы. Выводы подаются в виде отдельных лаконичных положений, методических рекомендаций. Очень важно, чтобы они отвечали поставленным задачам. В выводах необходимо отметить не только все позитивное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы, а также возможные конкретные рекомендации относительно их устранения.

Список использованной литературы составляется на основе рабочей картотеки и отображает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является "визитной карточкой" автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне обладания навыками работы с научной литературой.

Список должен содержать библиографическое описание источников, использованных студентом во время работы над темой. Составляя его, необходимо придерживаться требований государственного стандарта. Каждую библиографическую запись надо начинать с новой строки, литературу следует располагать в алфавитном порядке авторов и названий трудов, сначала издание оформляется украинским и русским языком, потом - иностранными.

Библиографические записи в перечне должны иметь порядковую нумерацию.

Завершая написание ИЗ, необходимо систематизировать иллюстративный материал. Иллюстрации можно подавать в тексте или оформлять в виде дополнений. Все дополнения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с дополнениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы.

Литературное оформление ИЗ является важным элементом его выполнения и одним из многих факторов при оценивании работы. Прежде всего, обращается внимание на смысловой аспект изложения материала (логичность и последовательность, полнота и репрезентативность, то есть широта использования научных источников, общая грамотность и соответствие стандартам и принятым правилам), а также на текст работы, список литературы и дополнения, на внешнее оформление титульного листа.

ИЗ рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. Это позволяет вносить в текст необходимые изменения и дополнения, как по инициативе самого автора, так и согласно замечанию руководителя.

Прежде чем представлять черновик руководителю, надо еще раз пересмотреть, логично ли изложен материал, есть ли связь между параграфами и главами, весь ли текст "работает" на главную идею работы. Такой мнимый структурный анализ работы поможет лучше увидеть нелогичность в ее структуре и содержании.

Целесообразно отложить текст и вернуться к нему спустя некоторое время, чтобы посмотреть на работу глазами постороннего лица. Все это время не следует читать что-то по теме работы, или постоянно думать о ней. В этот период, когда тема изучена и изложена, появляются собственные мнения, собственная оценка и понимание проблемы - непременное условие улучшения структуры и содержания работы.

Во время редактирования текста желательно прочитать работу вслух, что позволит увидеть возможную неубедительность доказательств и избежать этого. Не надо бояться сокращать написанное - от этого текст только выигрывает. Во время подготовки черновика следует тщательным образом отредактировать каждое предложение, обратить внимание на выбор необходимых формулировок, которые бы просто и четко, кратко и доступно выражали содержание изложенных вопросов.

Не рекомендуется в работе употреблять слова и выражения-штампы, вести изложение от первого лица: "Я наблюдал", "Я считаю", "Мне кажется", "По моему мнению", "Мы получаем", "Мы наблюдаем".

Целесообразно вести изложение от третьего лица. Следует избегать в тексте частых повторений слов или словосочетаний.



ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИЗ

Требования к выполнению работы :

· Работа производится на стандартных листах белой бумаги форматом А4 (210х297 мм).

· Текст работы печатается на компьютере через 1,5 интервал (30 срок на странице) на одной стороне каждого листа.

· Размер шрифта - 14 Times New Roman.

· Объем работы должен быть в пределах 12-15 страниц без учета списка литературы и дополнений.

· Вся работа имеет сквозную нумерацию. Начинается нумерация с титульного листа (Приложение А), хотя номер проставляется, начиная с содержания. Номера страниц проставляются в правой верхней части листа без точки арабскими цифрами.

· Заглавия структурных элементов ИЗ следует располагать посредине строки без точки в конце и печатать прописными буквами без подчеркивания.

· Не допускается дублирования вопросов.

· Каждый раздел и подраздел имеют заглавия.

· Объем текста меньше 1,5 - 2 страниц в отдельный пункт выносить не следует.

· Текст работы должен быть разбит на абзацы.

· Все наглядные материалы (таблицы, графика, схемы, рисунки, диаграммы и тому подобное), которые располагаются на отдельных страницах работы, включают в общую нумерацию. Все иллюстрации (кроме таблиц) именуются словом "Рис". и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, которые приведены в дополнениях. Необходимо стараться располагать иллюстрации так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке и располагать сразу же после ссылки на них. Они должны иметь наименование.

· Каждая таблица в тексте должна обеспечиваться заглавием, которое отражает ее содержание. Заглавие пишется с прописной буквы и располагается над таблицей, но не подчеркивается. Слева от заглавия пишется слово «Таблица» с указанием ее порядкового номера (знак № не ставится). Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Если таблица не размещается на одном листе, ее переносят на следующий, с надписью «Продолжение табл.».

Таблицу размещают после первого упоминания о ней таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу со значительным количеством граф допускается делить на части и размещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

· Правила написания формул. Все формулы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной в пределах раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, объяснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они предоставлены в формуле. Значение каждого символа и числовой коэффициент следует представлять с новой строки. Первую строку объяснения начинают словом «где» без двоеточия.

· Оформление списка литературы. С особенным вниманием следует отнестись к группированию литературы в списке и правилам описания печатных произведений, которые включаются в список. Правила библиографического описания печатных произведений установлены стандартом ДСТУ 7.1 - 84.

Размещение источников в списке литературы должно быть выполнено в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и тому подобное) должны содержать фамилии и инициалы автора, название издательства, название серии (если такая есть), год выпуска, номер издания, страницы, на которых размещена статья.

· После списка использованной литературы идут дополнения или приложения (если они есть). Дополнения оформляются как продолжение работы на следующих страницах. Каждое дополнение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу размещается слово «Дополнение» и его порядковый номер.

 

Структура работы должна быть такой:

· титульный лист;

· содержание или план (простой или сложный) с указанием страниц для каждого пункта;

· вступление;

· несколько разделов (подразделений), которые раскрывают теорию вопроса и опыт практической работы;

· выводы;

· список использованной литературы;

· дополнения (если есть);


 

Приложение А

 

 

Титульный лист индивидуального задания

 

 

Министерство образования и науки ДНР Донбасская Аграрная Академия (ДОНАГРА) КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ и БЖД   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему:     Студента группы_____________ ФИО_______________   проверил: старший преподаватель кафедры Е. В. Товстик     Макеевка 2017

 

 

ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности"

 

1. Право человека на жизнь, свободу, неприкосновенность. Право на самозащиту. Границы самозащиты.

2. Таксономия и квантификация опасностей. Концепция риска. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.

3. Управление и методы оценки рисков.

4. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. (Системный анализ в безопасности жизнедеятельности.)

5. Духовно-экологическое отношение к природе наших предков и безопасность жизнедеятельности.

6. Причины возникновения и развития экологического кризиса в Украине.

7. Исторические пути развития, обеспечивающие потребности человека, как фактора роста опасности жизнедеятельности.

8. Здоровье человека как медико-биологическая и социальная категория (в том числе: гомеостаз - как особенный механизм защиты организма человека; внешние и внутренние раздражители, которые влияют на состояние человека; заболевания, которые вызываются факторами окружающей среды).

9. Биоритмы и их влияние на безопасность человека.

10. Организм в окружающей среде (осветить: нервная система - естественная система защиты жизнедеятельности организма человека от опасности; двигательный аппарат человека; функциональное состояние; коррекция поведения; время реакции, условные и безусловные рефлексы; характеристика анализаторов; закон Вебера-Фехнера).

11. Предельно допустимое влияние вредных факторов на человека и природную среду (в том числе: синергизм как эффект превышения суммарного действия вредных факторов и антагонизм как эффект нейтрализации действия вредных факторов).

12. Психологические и психофизиологические особенности человека (осветить: мотивационные, эмоциональные, волевые и психомоторные процессы; психические характеристики личности; психофизиологическое состояние человека и влияние на него наркотических, врачебных и других веществ и т.п.).

13. Организм в техническом окружении (осветить: человек и мир техники; технические средства поддержания жизни; биотехнические системы; инженерная физиология; искусственные органы. Средства индивидуальной и коллективной защиты).

14. Духовная и социально-политическая окружающая среда (осветить: социум; социальные и психологические факторы, которые влияют на безопасность жизнедеятельности человека; категории социальных факторов, которые вынуждают человека рисковать; психологические причины нарушения людьми требований безопасности).

15. Взаимодействие человека с биосферой в целом, отдельными ее составляющими и компонентами (в том числе: место и роль флоры и фауны в обеспечении жизнедеятельности человека; влияние микро- и макроорганизмов на жизнедеятельность организма человека).

16. Абиотические литосферные опасности и особенности определения степени этих опасностей.

17. Абиотические гидросферные опасности и особенности определения степени таких опасностей.

18. Абиотические атмосферные опасности и особенности определения степени таких опасностей.

19. Биологические опасности. Поражающие факторы биологического действия

20. Особенности поведения человека во время действия опасных и вредных факторов, природной среды обитания (повышенные и пониженные температуры, камнепады, перепады давления, скользкие поверхности, естественное ионизирующее и ультразвуковое излучение, токсичные вещества, болезнетворные микроорганизмы).

21. Влияние природных источников опасности на человека и системы обеспечения его жизнедеятельности, средства предотвращения и защиты.

22. Опасности использования транспортных средств.

23. Опасности использования горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов.

24. Действие токсичных веществ на организм человека и основные мероприятия и средства защиты (химические вещества, их классификация, пути попадания в организм человека; комбинированное действие вредных веществ: антагонизм и синергизм действия; предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, и продуктах питания).

25. Влияние техногенных опасностей на природную среду и на системы жизнеобеспечения человека.

26. Требования для разработки и размещения объектов атомной энергии

27. Конфликт как источник опасности. Средства и мероприятия, направленные на предотвращение возникновения конфликтов.

28. Терроризм как угроза безопасности. Современный терроризм.

29. Массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание и подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами.

30. Влияние религиозного мировосприятия на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

31. Контакты с инопланетными цивилизациями и безопасность человека.

32. Действие на человека электромагнитных полей и защита от них

33. Санитарная охрана водоемов от загрязнений

34. Влияние жилищных условий на жизнедеятельность человека.

35. Планирование населенных мест и его гигиеническое значение.

36. Организация территории жилого района.

37. Городской шум и борьба с ним

38. Источники электромагнитных полей в быту, их влияние на человека

39. Основные требования к техническому состоянию жилищного фонда. (инженерного оборудования, транспортных средств, коммуникаций, мест отдыха и развлечений жильцов дома, микрорайона, города, мегаполиса, в том числе: оценка степеней защиты современного жилищного фонда от источников опасности, мероприятия и средства для предупреждения сдвигов, пожаров и взрывов).

40. Требования относительно обеспечения санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения.

41. Планирование мероприятий для обеспечения БЖД на случай ЧС и аварий (осветить также: действия администрации, персонала, населения на случай аварий и ЧС, принципы и средства защиты населения в условиях ЧС).

42. Предоставление первой доврачебной помощи потерпевшему (виды поражений организма, клиническая смерть, биологическая смерть. Последовательность действия в случае предоставления первой помощи потерпевшему; организация и средства доврачебной помощи. Аптечка первой помощи.).

43. Управление и надзор за безопасностью жизнедеятельности (принципы, методы и средства обеспечения БЖД, общие сведения об управлении БЖД. Организационно-методическая основа системы управления БЖД. Информационное обеспечение системы управления, прогнозирования и планирования мер безопасности; организация и координация работы, контроль за состоянием безопасности жизнедеятельности).

44. Система государственных органов по управлению и надзору за безопасностью жизнедеятельности населения.

45. Целостная система государственного управления охраной жизни и здоровья людей на предприятиях и профилактика бытового травматизма.

46. Идентификация типа чрезвычайных ситуаций и оценка уровня безопасности.

 



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...