Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткая история развития одежды и способов ее производства.




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МДК 02.01 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

                                            

Специальность: 262019 Конструирование, моделирование

И технология швейных изделий

 

 

 

 



 Теоретические основы конструирования швейных изделий



Тема 1. Общие сведения об одежде. Функции одежды.

Классификация одежды

Краткая история развития одежды и способов ее производства.

Современная одежда – это результат многовекового опыта человека, одно из его замечательных изобретений. Одежда является объектом нашего изучения. Для того, чтобы лучше понять закономерности формообразования конструкции современной одежды, совершим краткий экскурс в прошлое.

Одежда прошла длительный и сложный путь развития, прежде чем стать такой удобной и функциональной, какой является сейчас.

Древний человек использовал одежду как «маленькое жилище», то есть укрытие от непогоды и как защиту от сил природы. Основная функция одежды в этот период защитная. Первыми покровами тела человека были листья, кора деревьев, шкуры животных. В конце этого первого периода развития одежды человек освоил искусство плетения, прядения, началось ручное создание тканей.

Для второго периода развития одежды было характерно обертывание тела специально вытканным куском ткани. Примером такой одежды является драпированная одежда древних греков и римлян. В Индии она сохранилась до сих пор в национальном женском костюме (сари). Драпированная одежда уже имела не только защитную, но и эстетическуюфункцию.

Начало следующего периода характеризуется появлением кроеной одежды (9 в.н.э.) Одежду изготавливали из прямоугольных кусков ткани, соединенных швами. Прообразом такой одежды послужила римская туника, она послужила основой разнообразных туникоподобных рубах, например русской рубашки-туники.

                                                          Рис. 1. Русская рубаха и порты (штаны)

 

Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относят к XII в., в русских городах – примерно к XIV в. В средневековой Руси одежду называли «порты» или «портнище», а мастеров, изготовляющих одежду, «портными». Средневековые мастера XII в. для придания одежде формы тела человека начали делать вырезы по бокам и соединять края шнуровкой. Считается, что идея расчленения одежды на части была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов.

Примерно в XIII в. появилась одежда с вшивными рукавами, в XIV в. – распашная одежда и воротники, а в XVII в. – одежда с карманами.

Первые журналы мод с контурами деталей кроя в виде зарисовок появились в XVIII в., тогда же появляются первые системы кройки. Чертежи выкроек появляются в начале XIX в.

Специфику одежды ХХ века определяет, прежде всего, переход к промышленному способу ее производства, пришедшего взамен многовекового портновского ремесла. Исчезает каркасная основа, одежда укорачивается и становится более удобной. Характерными особенностями ХХ века являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды.

 

Одежда, возникшая в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.  

 

 

Рис. 2. Модификация формы костюма в ХХ веке

 

Функции одежды.

Функция (с лат. Functio – деятельность, назначение) означает обязанность, круг деятельности.

Функция одежды – это служебная роль, выполняемая одеждой, в соответствии с ее назначением.

Основными функциями современной одежды являются:

1. Утилитарная (практическая), включает в себя функции практическую, защитную, эргономическую, гигиеническую;

2. Социальная (информационная), включает региональную, профессиональную, обрядовую, эротическую, символическую, знаковую функции;

3. Эстетическая, включает функции эстетическую и художественно-образную.

Функции одежды складывались исторически. Способ жизни общества сказывался на характере использования одежды. На ранних этапах развития общества одежда выполняла функции защиты от воздействий природы, климата. Постепенно в одежде появлялись элементы, необходимые человеку, например, пояса, заплечные мешки, затем поясные кошели и т.д. Одежда стала выполнять функции утилитарно-практические.

Выделение в обществе вождей, героев, старейшин внесло в одежду первые элементы символической функции, которая позже, развиваясь, превращается в социальную. На сегодня по одежде можно судить о социальном статусе человека, уровне его культуры, о его профессии, вкусах, привычках, его принадлежности какой-либо группе, региону и т.д.

Первые художественные образы человек черпал из окружающей действительности. Постепенно развивается эстетическая функция, которая часто выступает на первый план.

Социальная и эстетическая функции сегодня часто обобщаются и называются информационно-эстетическими или просто информационными фукциями.

 Костюм современного человека должен быть красив, современен (большая роль отводится современным тканям, отделкам, цвету), а главное, он должен соответствовать образу человека, подчеркивая его внешнюю и внутреннюю красоту, подчеркивать его индивидуальность и уникальность.

Классификация одежды.

Классификацию современной одежды проводят по определенным признакам:

 по половозрастному признаку, по сезону, по назначению, по виду материала.

По половозрастному признаку одежда делится на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек). Выделено 3 возрастных группы у взрослых и 5 - в детской одежде.

По сезону одежда делится на зимнюю, летнюю, демисезонную (осенне-весеннюю) и всесезонную.

По назначению одежда делится на 4 класса: бытовая, производственная, спортивная и форменная.

Бытовая одежда – это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Она подразделяется на подклассы: По целевой направленности: различают одежду повседневную, домашнюю, деловую, торжественную и одежду для отдыха. По условиям эксплуатации: верхняя одежда, нательное белье, пляжная одежда, корсетные изделия, чулочно-носочные изделия и т.д.

Спортивная одежда – это одежда для профессионального и любительского спорта.

Производственная одежда – это одежда для ношения в различных производственных условиях. В одних случаях решается как специальная защитная одежда – на металлургических, химических предприятиях и др., а в других случаях – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).

Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся и т.д.

По виду материалов одежду подразделяют на одежду из шерстяных, шелковых, х/б, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.

1.4. Свойства одежды.

 

Физические – относятся свойства, которые характеризуют способность материалов к поглощению жаро- и воздухопроницаемости, тепловые, электрические, акустические свойства, способность одежды защищать от воздействия окружающей среды, своевременно удалять из-под одежного пространства пары, газы, пот и т.п. и поддерживать необходимый микроклимат.

Механические – свойства характеризуют способность одежды приобретать и устойчиво сохранять форму и размеры, ее износостойкость, долговечность, устойчивость и деформации усадки после стирки, несминаемость, стойкость к пиллингу, истиранию, раздвижению и осыпанию нитей.

Химические – характеризуют отношение материалов к различного рода химическим веществам, употребляемых при стирке и химической чистке (а также к действию антропоксинов).

Геометрические свойства – определяют художественность одежды, удобство в динамике и статике, экономичность в раскрое.

 

Требования к одежде.

Различают – социально-экономические;

– потребительские;

– промышленные.

Требования к одежде – своеобразная информация о том, какими свойствам одежды и их признакам отдает предпочтение общество, потребитель, производство.

Социально-экономические – информация о структуре общественных потребностей, какие изделия нужны обществу, есть ли острота потребности в них.

Потребительские – информация о том, каким свойствам потребитель отдает предпочтение в одежде.

Промышленные – заключаются в том, чтобы  свойства одежды отвечали условиям и организации промышленного производства, учитывали сырьевые ресурсы предприятия, соответствовали сложившимся технологиям и имеющейся технике, умению и навыкам рабочих, обеспечивали безопасность труда, экономичность производства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...