Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «цена» теоретические основы рыночного ценообразования.




Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития эко­номики, общества в целом. В первую очередь это относится к произ­водству и реализации товаров, формированию их стоимости, созда­нию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Цена – это количество денег (или их эквивалента), уплачиваемое за единицу данного товара, т. е. продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации на сторону.

В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. В настоящее время принято различать две основные теории ценообразования:

– затратное (стоимостное или централизованное) ценообразование;

– маржиналистское (рыночное) ценообразование.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития ка­питализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции зак­лючается в следующем – товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные зат­раты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической тео­рии такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отра­жает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товара­ми (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его сто­имости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

В качестве примера, отметим, что до перехода к рыночной системе хозяйствования в СССР по затратному принципу ценообразования строились все транспортные тарифы, в основу которых заклады­валась средняя себестоимость перевозок и определенный уровень рентабельности. Рентабельность перевозок различных видов гру­зов по железной дороге, например, составляла от –10 до +50 % от затрат. С рентабельностью ниже средней транспортировались массовые строительные и лесные грузы, зерно, руда, черные ме­таллы. Была убыточна перевозка минеральных удобрений, скоро­портящихся продуктов в рефрижераторах и других грузов. В то же время рентабельность перевозок продукции легкой, химиче­ской, радиотехнической и электронной промышленности была необоснованно высока. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал изменения подхода к построению транспортных тарифов.

Таким образом, затратный механизм предполагает наличие адми­нист­ративного ценообразования, что подтверждается долгим ис­поль­зо­ва­нием его в советской экономике.

Маржиналистская теорияобъясняет цену товара суммой денежных зат­рат в наилучшем варианте использования производственных ресур­сов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат поку­пателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более зна­чима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Таким образом, основой формирования цен, в маржиналистской теории, являются предложение и спрос, где предложение – это количество про­дукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени; спрос – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в тече­ние определенного периода времени цен.

Эта теория базируется на идее предельных состояний основных рыночных переменных (производительности, дохода, издержек, полезности, спроса, предложения), а принцип маржинализма заключается в нахожде­нии такого предела указанных переменных, и прежде всего це­ны, за чертой которого фирме становится невыгодным увеличи­вать объем производства, а потребителям невыгодно увеличи­вать объем потребления.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следу­ю­ще­му: что же определяет цену товара – «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функци­ей» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезно­сти товара?

Современная экономическая теория не дает возможности синте­зи­ро­вать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Однако бесспорным является положение о том, что количествен­ное определение затрат на производство и реализацию товаров и ус­луг было и остается объективной потребностью и реальностью в лю­бой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, становятся банкротами, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие зат­раты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления нор­мального процесса воспроизводства.

24 Система цен и их классификация . Информация необходимая для принятия решения по ценам.

Все цены взаимосвязаны и образуют систему, которая состоит из определенных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и др.), находящихся в тесной взаимосвя­зи. В основе взаимосвязи цен лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном блоке передается по цепочке во все другие блоки.

Ведущую роль во всей системе цен играют цены на про­дукцию базовых отраслей промышленности (топливно-энергетической - (уголь, газ, нефть, электроэнергия, металлур­гия), например, цены на электроэнергию или на продукцию сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. В ад­министративной экономике возможно использование дотаций, искажающих «принцип сообщающихся сосудов».

Тесная взаимосвязь цен обусловлена следующими об­стоятельствами:

· все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;

· все предприятия, производства и отрасли взаимосвя­заны и образуют единый хозяйственный комплекс. Эта взаимо­связь может быть производственной, экономической, техноло­гической и др.;

· взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой систе­ме не исключает, а предполагает самостоятельное движение от­дельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них.

Для того чтобы представить систему цен, необходимо иметь представление о классификации цен:

По характеру обслуживаемого оборота различают: Оптовые цены - это цены, по которым предприятия реали­зуют произведенную продукцию другим предприятиям или се­тевым организациям.

Рыночные цены - это цены реализации населению для по­требления.

Закупочные цены - это цены, по которым сельскохозяйст­венные производители реализуют свою продукцию государству, фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей перера­ботки.

Сметная стоимость - цена, по которой оплачивается про­дукция строительства.

Цены и тарифы на услуги населению (здравоохранение, ЖКХ и т.д.).

В зависимости от государственного воздействия, регули­рования, степени конкуренции на рынке:

Свободные (рыночные) цены - цены устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и пред­ложения в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Фиксированные цены или тарифы - цены (тарифы), уста­навливаемые на определенном уровне.

Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые соответ­ствующими органами управления, как правило, на продукты, товары и тарифы повышенного социального назначения.

Паритетные цены - это цены, используемые государст­венными органами (США) для регулирования соотношений цен между сельскохозяйственной продукцией и иными товарами и услугами.

По способу установления:

Твердые (постоянные) цены, установленные по соглаше­нию и не меняющиеся в течение всего срока поставки продук­ции.

Текущие цены - по ним осуществляется поставка продук­ции в данный период времени. Они могут меняться в рамках од­ного контракта и отражают состояние рынка.

Подвижная цена - это цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальней­шем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изме­нится.

Скользящая цена устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется в момент испол­нения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

С учетом фактора времени:

Постоянная цена - цена, срок действия которой заранее не определен.

Сезонная цена - вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем приме­нения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени.

Ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

По способу получения информации об уровне цены:

Справочные цены публикуются в каталогах, прейскуран­тах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентиро­вочной информации при установлении цен на аналогичную про­дукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

Прейскурантные цены - вид справочной цены, публикуе­мой в прейскурантах фирм-продавцов.

Расчетная цена - применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для ка­ждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.

В зависимости от вида рынка:

Аукционные цены - цены публичной продажи по макси­мально предложенному уровню на предварительно осмотрен­ную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в ре­зультате изменения соотношения между спросом и предложени­ем.

Биржевые котировки - цены стандартизированного одно­родного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу.

Цены торгов - цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных видов работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) ус­ловиям.

Внутрифирменные цены:

Трансфертные цены - применяются при реализации про­дукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, но входящих в одну ассоциацию.

По условиям поставки и продаж:

Цена нетто - это цена на месте купли-продажи.

Цена брутто (фактурная цена) - определяется с учетом ус­ловий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, на­личия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).

«Франко» - данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы («Инкотермс»).

Транспортный фактор учитывается при установлении внешнеторговых цен.

Мировые цены - это цены, по которым проводятся круп­ные экспортные и импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние международной торговли конкретны­ми товарами. На практике мировые цены по сырьевым товарам определяются уровнем стран-экспортеров или импортеров или ценами бирж, аукционов; по изделиям производственно-технического назначения - ценами ведущих в мире производи­телей; по товарам народного потребления - ценами, опублико­ванными ведущими крупными каталогами.

Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать информацию. Информация собирается по следующим основным направлениям: рынок товара, отрасль промышленности, в которой действует фирма, конкурирующие отрасли, правительственная деятельность. Фирма, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должна решить несколько задач: изучить рынок, на котором она продает свои товары, изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов, принять во внимание решения правительства. На рынок и уровень сбыта товаров воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация). Поэтому возникает необходимость управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций. Прейскуранты – это систематизированные сборники цен на продукцию фирмы, предлагаемую покупателю. Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фирмы – производителя товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену для привлечения новых покупателей. Применяются скидки за оплату товаров наличными, количественные скидки – за покупку большого количества товара, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за посреднические услуги. Фирма должна постоянно анализировать различные варианты продажи товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих конъюнктурных изменений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...