Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные черты и критерии менеджера креативного типа




При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которая позво- лила бы организациям поддерживать конкурентоспособность в пер- спективе. Все больше признается необходимость сознательного управ- ления изменениями, исходя из научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления, основой которого является стратегическое мышление и креативный менеджмент.

Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил, пра- вильно выбранная стратегия и комплексное стратегическое управление. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях. Решающим                 фактором эффективного развития стратегического управления                  на предприятии является создание организационно- управленческого потенциала единой по духу команды управления, об- ладающей необходимым профессиональным уровнем знаний и страте-

гическим типом мышления.

Современная стратегия основывается на предприимчивости не только руководства, но и всего коллектива, т. е. большинства, заинтере- сованного в положительном имидже и процветании фирмы. Поэтому необходимо использовать потенциальные возможности всего персонала организации, на что направлен механизм креативного менеджмента.


Черты менеджера креативного типа формируются на основе по- тенциальных возможностей личности (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Основные критерии, характеризующие менеджера креативного типа.

 

Основные черты менеджера креативного типа:

· Проблемное видение мира, способность мыслить стратеги- чески, видеть перспективы, заранее распознавать проблемы.

· Умение заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.

· Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

· Способность логически мыслить, делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

· Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

· Способность к имитации функций различных членов кол- лектива.

· Психологическая проницательность, позволяющая видеть и различать в людях особенности их поведения, умение воспринимать,


понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собст- венных или даже противоположные им. Компенсатором проницатель- ности является психодиагностика.

· Инновационность и стратегический характер мышления, способность выйти за пределы формального, привычного, проверенно- го, традиционного.

· Активность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или адми- нистративного принуждения.

· Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принци- пиально новых задач.

· Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

· Способность к латентному (скрытому) руководству, предпо- лагающему включение людей в деятельность не на формальной су- бординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера креативного типа.

 

Формирование потенциала менеджера креативного типа

Основой формирования менеджера креативного типа является по- тенциал менеджера, который должен постоянно совершенствоваться.

Потенциал - это способности и возможности человека, обеспечи- вающие достижение поставленных целей.

Способность человека - это расположенность к управлению в раз- личных ситуациях на основе лидерства, интеллектуальной энергии, ак-


тивности и инициативы. Способности человека проявляются через его качества.

Качества - это умения реагировать на воздействующие факторы окружающей среды. Потенциал человека формируется под влиянием эргономики, условий, при которых качества развиваются и реализуются с определенной силой воздействия, то есть энергией человека. Положи- тельные условия эргономики — экономия энергии человека.

Структура потенциала менеджера креативного типа представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура потенциала менеджера креативного типа

Структура Критерии Основные качества
1. Интеллектуально- нравственный потенциал Ценности (культура и т. д.) Воспитание, образование, культура, этика обращения, интеллект чело- века
2. Организационно- поведенческий потенциал Лидерство Организованность, деловитость, коммуникабельность, инициатив- ность, самообладание, авторитет- ность
3. Психофизиоло- гической потенциал Самостоятель- ность и устойчи- вость человека Тип высшей нервной системы, эмо- циональность, конфликтность, вы- держка, скорость мышления, па- мять, работоспособность
4. Профессионально- познавательный потенциал Уровень знания и опыта Профессионализм, компетентность, уровень образования, опыт, умение анализировать, критичность, инно- вационность, новаторство

При положительных условиях эргономики формируется синерге- тика человека, т. е. развиваются его качества, потенциальные способно- сти принимать управленческие решения.

При негативных условиях эргономики нарушаются коммуника- ции, появляется беспорядок, хаос, который снижает уровень взаимо- действия и эффективность работы всей организации.

Наличие потенциальных способностей человека, совокупности профессиональных качеств устраняет уровень энтропии в системе и ра- ботает как энергия созидания и построения новых концепций и ситуаций.

Таким образом, от беспорядка в любой системе идет процесс вос- становления и созидания, образования порядка за счет интеллектуаль- ного потенциала человека, т.е. благодаря его способностям и умениям достигается эффективность управления.

Концепция формирования потенциала креативного менеджера представлена на рис. 2.2.

 

Фрагмент практического занятия по выявлению потенциала менеджера креативного типа

Анкета для оценки потенциала менеджера креативного типа:

1. Стратегическое мышление. Умение прогнозировать и оцени- вать ситуации, Определять: кто сильные конкуренты, привлекатель- ность сегмента рынка, разрабатывать конкурентные преимущества, ка- кой товар и технологии, будут нужны потребителю завтра?

2. Способность принимать рискованные решения в любых си- туацияхи нести ответственность за результат.

3. Готовность к генерации новых идей,к изменениям и иннова- циям, к диверсификации.

4. Проблемное видение мира, способность распознавать про- блемы на основе стратегического видения.


Стратегическое мышление

 
















Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...