![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод Штирлица (передачи идей)
Более глубоких творческих проработок требуют стратегические реше- ния, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов пере- стройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются нега- тивными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и ме- тодов работы. Сопротивление управленческим нововведениям можно ожи- дать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких ру- ководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежа- щим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и дело- вой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути. Непрост в реализации прием, позволяющий навязать и «протолкнуть» свою идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, услов- но называемый «методом Штирлица», или «методом передачи идеи». Суть этого метода: во время разговора или на совещании нужно нена- вязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о сво- ей идее и немедленно «забыть» ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим. Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: «Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал».
II. Теория деятельности, представители которой считали, что базисом развития общества является практическая деятельность, передача опыта, изучение движений, комплексов операций. В начале 70-х годов прошлого столетия происходит слияние теории мышления и теории деятельности. Было доказано, что они неразрывны. По новой концепции, взаимодействуя, мышление и деятельность образуют систему мысле-деятельности как единое целое. Ядром теории мышления и первым методом, который использовала экономическая наука, является формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основателем ее считается Аристотель (IV век до н. э.), открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. Ученики Аристотеля назвали эту новую науку «органон» - «орудие по- знания». Термин «логика» («слово», «разум», «закономерность») появился позже, эту традиционную логику стали вслед за И. Кантом называть фор- мальной. Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно фиксирует мысль о предмете. Обычно понятие определяется через более широкое понятие путем добавления к родовому признаку видового различия. Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что- либо о чем-либо. Формой взаимосвязи выступает умозаключение. Умозаключение представляет собой прием мышления, посредством ко- торого из некоего исходного знания выводится конечное знание. Наиболее известной формой умозаключения является силлогизм. Он утверждает, что если какое-либо свойство принадлежит данному классу предметов, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу. Это называется аксиомой силлогизма. Формальная логика характеризуется обширным набором методов и приемов познания. Важнейшие из них — анализ и синтез, индукция и де- дукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные зако- ны мышления. Рассмотрим их подробнее. Анализ - это метод познания, заключающийся в расчленении целого на составные части. Синтез - метод, состоящий из соединения отдельных частей в единое целое. Будучи наипростейшим, метод анализа оказывается и наиболее удов- летворительным. Это эмпирический метод. Неправильно проведенный ана- лиз может превратить конкретное в абстрактное. Недостатки анализа в обра- зовании понятий в какой-то мере снимаются синтезом. Однако ни анализ, ни синтез не раскрывают внутренних противоречий предмета и, следовательно, не отражают самодвижения, развития анализируемого объекта. Поэтому та- кой метафизический метод не в состоянии указать путь к нахождению нача- ла исследования. Аналогичными недостатками обладают индукция и дедукция. Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от ча- стного (особенного) к общему. Дедукция - метод, основанный на умозаключениях от общего к част- ному (особенному). Слабость индукции в том, что с ее помощью нельзя строго обосновать общее, так как рассматривается лишь часть совокупности. Слабость дедук- ции в том, что с ее помощью нельзя строго обосновать общую предпосылку. Важную роль в формальной логике играет сравнение - метод, оп- ределяющий сходство или различие явлений, процессов. Он широко исполь- зуется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет со- отнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании нельзя переоценивать. Оно, как правило, носит поверхностный характер, отражая лишь первые ша- ги исследования. В то же время сравнение готовит предпосылки для прове- дения аналогии. Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия - это частный случай индукции. Он имеет существенное значение при выдвижении пред- положений, получении нового знания, играет важную роль в рождении но- вых идей и формулировке гипотез. Аналогия существенно облегчает пони- мание сложных процессов, являясь основой научного моделирования. Нередко аналогия дает возможность правильно поставить проблему, опреде- лив направление дальнейшего исследования. Проблема - это четко сформулированный вопрос или комплекс вопро- сов, возникших в процессе познания. Проблема - это разрыв, трудность в достижении цели. Постановка проблемы возможна до начала исследования, в ходе ис- следования и при его завершении. Если проблемы сформулированы до нача- ла исследования, такие проблемы называются явными, если нет - то неявны- ми. Методы решения проблемы могут быть известны заранее, а могут быть найдены в процессе работы. Принципиально новому решению задачи способствует постановка проблемы в форме антиномии. Антиномия - это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить противоре- чивое развитие как реального объекта, так и знаний о нем. Однако с точки зрения формальной логики, антиномия неразрешима, поскольку отрицает ее основные законы. На ограниченность формальной логики указывает и апория - утверждение, противоречащее практическому опыту. Постановка проблемы в форме парадокса (антиномии, апории или да- же софизма) способствует рождению гипотез. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факты, проти- воречащие старой теории. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально- логические и подходы, построенные на неформальной логике. Во втором случае большая роль отводится интуиции, оперированию размытыми сущ- ностями, неопределенными понятиями, чувственными представлениями, ги- потетическими выводами. Есть такие области, где, по крайней мере, перво- начальная идея должна строиться на неформальной логике. По мере накоп- ления знаний многие положения приобретают формально-логический вид. Практика показывает, что наиболее эффективным оказывается диа- лектический подход, в рамках которого хорошо реализуется и материали- стическое отношение к истине и практике, системный подход и различные логические основания генерации новых идей. Практическая формула диалектического подхода заключается в выборе принципов и методов его реализации, а также в сочетании с другими подхо- дами, которые он не должен отрицать.
Принципы диалектического подхода как основа стратегического мышления Принципы являются средством конкретизации подхода. Они отражают правила генерации новых идей, движения к истине и практической значимости. Система принципов диалектического подхо- да включает: 1. Принцип объективности, который наиболее ярко проявляется в фактологии, построении гипотез, новых идей и оценке результатов. 2. Принцип движения и развития. Все новые идеи и концепции необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, выживания и приспособления к новым условиям. 3. Принцип противоречивостиявляется важнейшим принципом диалектического подхода. Он предполагает поиск новых идей на основе борьбы противоречий, как ведущей силы всяких изменений. Он вклю- чает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противо- положностей, новых связей и зависимостей. 4. Принцип научности, который требует объяснения и предвиде- ния явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты генерации новых идей. Успешное предвидение - это высший уровень эффективности стратегического мышления. 5. Принцип практической значимостистратегического мышле- ния. Это реальность любой деятельности и один из важнейших прин- ципов диалектического подхода. 6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности. 7. Принцип целостности (эмерджентности).Система существу- ет только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления. 8. Принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности построения логических фраз и концеп- ций, сравнительной оценке результатов, определении условий их ис- пользования и учета. Принцип относительности позволяет формулиро- вать критерии отбора и оценок. 9. Принцип генетической и исторической определенности. Каждое явление, новая концепция должна рассматриваться с позиций происхождения, этапов существования, цепочки изменений и историче- ских тенденций. Таким образом, все принципы связаны между собой. Поэтому не- обходимо не только знать их, но и уметь использовать во взаимосвязи, взаимодействии. В стратегическом мышлении необходимо системное использование принципов диалектического подхода к построению но- вых концепций.
Типология мышления |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 495. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |