Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы экологических исследований.




ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Западный филиал

 

 

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по учебной дисциплине: Экология

по специальностям:

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Калининград, 2017

Утверждено

 на заседании ПЦК

«Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № от «» 2017 г.

Председатель ПЦК

Е.А. Горшкова

 

 

Составитель: Х.Н.Ганюшина, преподаватель Западного филиала РАНХиГС

Конспект лекций по учебной дисциплине «Экология » предназначены для студентов очной формы обучения.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………4

Лекция №1 «Организм и среда»………………………………………………………………

Лекция №2 «Организм и среда»………………………………………………………………

Лекция №3 «Организм и среда»………………………………………………………………

Лекция № 4 «Ионная химическая , ковалентная и металлическая химическая связи» … ……………………………………………………………………………………….23

Лекция №5 «Агрегатное состояние веществ и водородная связь»……………………..27

Лекция №6 « Чистые вещества и смеси»…………………………………………………30

Лекция №7 «Дисперсные системы»………………………………………………………..32

Лекция №8 «Вода. Растворы. Растворение.» ………………………………………….37

Лекция №9 «Электролитическая диссоциация»…………………………………………41

Лекция №10 «Кислоты, основания и их свойства.»…………………………………….43

Лекция №11 «Соли их свойства»……………………………………………………………47

Лекция №12 «Оксиды и их свойства»……………………………………………………..49

Лекция №13 «Классификация химических реакций »…………………………………52

Лекция №14 «Окислительно- восстановительные реакции»…………………………..58

Лекция №15 «Скорость химических реакций»…………………………………………61

 

Введение

Данное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой для специальности 09.02.04 «Информационные системы ( по отраслям) ».

Будущему технику по информационным системам знание основ экологии  необходимо не только в плане фундаментальной общеэкологической  подготовки, но и для успешной профессиональной деятельности.

Учебный курс экологии  способствует формированию научного экологического мышления.

Имея в виду сильную ограниченность во времени, отведенном Госу­дарственным образовательным стандартом на изучение экологии (лекции, — 30 часов) пособие составлено кратко, но достаточно строго и современно.

Пособие помогает ознакомить студентов с теоретическим и практическим материалом экологии,  способ­ствовать активному изучению этого материала с целью реализации одного из этапов работы по формированию профессионального мыш­ления техника по информационным системам.

Из­вестно, что для успешного усвоения экологии  необходимы знания ряда дисциплин: физика, математика, биология и т. д. Поэтому, предполагается, что студенты уже знакомы с этим материалом.         

Студентам рекомен­дуется, проработав соответствующую лекцию, не нарушая приведенной очередности, обсудить указанные темы, используя вопросы для контроля, проверить свои знания на типовых задачах из блока задачи для самостоятельного решения, которые отве­чают необходимому минимуму знаний по конкретной теме лекции.

    При изучении дисциплины учитываются межпредметные связи с дисциплинами: «Физика», «Математика», «Биология».

 

Лекция № 1

Раздел 1.Экология как научная дисциплина

Тема: Организм и среда

 

Цель:расширение и углубление биологических знаний и умений; повышение интереса к предмету; реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению; формирование экологической культуры.

  • образовательная: создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии;
  • воспитательная: формировать экологические представления;
  • развивающая: развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.

 

Продолжительность: 2 часа

 

План:

 

1. История развития экологии.

2.Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем

3.Методы, используемые в экологических исследованиях.

4. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

 

Вопрос 1.

Истоки экологии прослеживаются в глубокой древности. Уже тогда происходило первоначальное познание растений, животных, условий окружающей среды, и древние исследователи сталкивались с экологической проблематикой. Поэтому основные этапы становления экологии фактически совпадает с этапами развития таких наук, как ботаника и зоология. В ее развитии можно выделить несколько этапов. Основные из них:

1-й этап - изучение среды обитания отдельных видов;

2-й этап - изучение экологической системы;

3-й этап - изучение взаимовлияния экологических систем;

4-й этап - изучение биосферы как самой крупной экологической системы Земли;

На протяжении всей своей истории, насчитывающей несколько десятков тысяч лет, человек постоянно взаимодействовал с окружающей его природной средой, видоизменяя ее с целью максимального удовлетворения своих материальных и, духовных потребностей.

На начальном этапе развития человечества, когда по уровню развития человек как вид почти не выделялся из окружающего его животного мира, это взаимодействие носило гармоничный характер.

Однако в процессе эволюции расширялась сфера человеческой деятельности,создавались все более совершенные орудия труда, осваивались новые территории, человек стал вести оседлый образ жизни, заниматься скотоводством и земледелием. По мере дальнейшего развития человечества, создания промышленности и сельского хозяйства гармония между человеком и природой стала нарушаться, и в настоящее время возникла реальная угроза разрушения среды его обитания.

Эта угроза окружающей природной среде, возникшая вследствие игнорирования человеческим обществом закономерностей эволюционного развития, существующего в природе миллиарды лет, стала глобальной проблемой человечества, связи с тем, что противоречия между обществом и природой приобретают все более острый характер, на повестку дня встает множество вопросов, главные из которых могут быть сформулированы следующим образом.

Способно ли человечество отвести от себя угрозу глобальной экологической катастрофы? Другими словами, имеется ли выход из нынешних глобальных экологических противоречий, который обеспечит сохранение и улучшение экологической обстановки и дальнейший прогресс цивилизации. Ведущая роль в обосновании и подготовке ответов на эти вопросы принадлежит науке, которая носит название экология.

За последние десятилетия слово "экология" приобрело исключи-тельную популярность. Как образно заметил известный эколог Н.Ф. Реймерс, "...экология, долго ютившаяся где-то на задворках биологии, вдруг сделалась королевой научного бала". Как же произошло столь резкое изменение?

Вопрос 2.

Экология же имеет точную формальную дату своего рождения, и известна фамилия ее юридического отца.Им был последователь Ч. Дарвина немецкий биолог Эрнст Геккель, в 1866г. определивший экологию как"науку об отношениях организмов с окружающей средой". Это наиболее общее определение справедливо и по сей день. Известна даже дата записи понятия "экология" в "метрическую книгу" науки - 14 сентября, когда Э. Геккель подписал в свет предисловие к своей 2-х томной монографии "Всеобщая морфология организмов".

Буквальное толкование термина "экология", происходящего от греческих слов "ойкос" - дом и "логос" - наука, означает: наука о доме. По определению широко известного американского эколога Ю. Одума, которое можно считать классическим, экология - это наука о "природном доме", охватывающая изучение всех живущих в нем организмов и всех функциональных процессов, делающих этот дом пригодным для жизни»

3 вопрос:

Методы экологических исследований.

Многообразие и сложность взаимосвязей и взаимозависимостей живых систем разных уровней организации и среды обитания обусловливают огромное разнообразие методов экологических исследований.

Бывают использованы специфические методы других биологических и небиологических наук. Например, физиологии, медицины, анатомии, морфологии, фенологии, биохимии, систематики, ритмологии, химии, физики, математики, статистики, социологии, климатологии и др.

Для современных экологических исследований характерна ориентация на количественную оценку изучаемых объектов и процессов (учет численности организмов в единицах пространства и времени, встречаемости, возрастной и половой структуры популяций, плодовитости, продуктивности, заболеваемости, загрязненности среды, силы действия ее факторов, прогноз на будущее и т.п.)..










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...