Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность инновационного процесса




Этапы инновационного процесса

Субъекты инновационного процесса

 

 

Сущность инновационного процесса

 

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

 

Таблица 1 - Основные компоненты инновационного процесса

Новация - новая идея, новое знание Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические достижения. Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
Нововведение = Инновация (от англ. innovation – введение нового) Результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.
Диффузия инновации Процесс распространения уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Форма и скорость этого процесса зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения

Этапы инновационного процесса

 

В общем виде инновационный процесс можно записать в виде схемы:

 

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб

 

ФИ – фундаментальные исследования;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

Ос– освоение;

ПП – промышленное (полномасштабное) производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

В современных условиях развития мировой экономики, можно обозначить следующие этапы инновационного процесса:

I. Стратегический маркетингили фундаментальные и поисковые исследования

При поиске новых идей, сотрудники различных служб могут ориентироваться как на рынок, так и на научно-исследовательские работы (НИР). Основные задачи стратегического маркетинга заключаются в выявлении возможно­сти создания нового товара на основе нужд и желаний потребителей, анализа рыночной ситуации; прогнозиро­вания тенденции развития отраслей; нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой-конкурентом; определении ос­новных параметров конкуренции и конкурентных преимуществ товара.

Ориентация на НИР выявляет возможности создания новых товаров на базе проводимых фундаментальных и поисковых исследований. Фундаментальные исследования могут иметь теоретический или экспериментально-теоретический характер. Поисковые исследования опираются на результаты уже известных фундаментальных работ и изучают пути и способы практического их применения.

II. Генерация идей и их фильтрация

Генерация идей означает анализ и выделение новых идей, выявленных в результате проведения стратегиче­ского маркетинга и НИР. По­сле выделения различных идей необходимо провести их фильтрацию с целью исключения неподходящих. Фильтрация идей производится по соответствующим критериям оценок идей, их весомости.

Основные критерии оценок:

-  уровень новизны и конкурентоспособности будущего продукта;

- обеспеченность ресурсами (включая интеллектуальные);

- уровень эффективности будущего товара, т.е. его рентабельность и срок окупаемости;

- благоприятная внешняя среда реализации проекта (масштаб рынка сбыта, потребители, конкуренты, нало­говая система);

- уровень инвестиций;

- возможность патентования;

- степень риска.

III. Прикладные исследования

Прикладные исследования - это исследования, которые осуществляются с целью практического использова­ния фильтрующих результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к конкретным задачам. Главная задача прикладных исследований - это создание новых и совершенствование используемых техноло­гических процессов, создание сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования организации произ­водства и управлении. На этом этапе осуществляются опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторны­ми и полупроизводственными испытаниями.

Результаты прикладных исследований - это патентоспособные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания новых станков и приборов или применения новых технологий производства.

IV. Техническая разработка

На этом этапе осуществляется непосредственное использование результатов прикладных исследований; раз­рабатываются новые технологические процессы; создаются и осваиваются образцы новых машин и изделий. Вещественный результат этого этапа - чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы.

V. Пробный маркетинг

Пробный маркетинг означает рыночные испытания нового товара, т. е. испытание товара в условиях реально­го использования, выявление мнений и замечаний потребителей и торговых работников. Главная цель пробного мар­кетинга раскрыть особенности использования нового товара и проблемы его продажи, а также определить размеры рынка, прогноз сбыта, т. е. производственную программу. При проведении пробного маркетинга продвижение и рас­пределение нового товара осуществляется в небольших масштабах. По результатам пробного маркетинга фирма принимает решение о целесообразности подготовки производст­ва и переходе товара в массовое (серийное) производство.

VI. Освоение новшеств

Освоение новшеств включает следующие стадии:

- техническое освоение;

- экономическое освоение;

- изготовление установочной серии (партии);

- выпуск первых промышленных серий.

На стадии технического освоения осуществляется изготовление, испытание и доводка опытного образца, отрабатыва­ются отдельные технологические операции, проверяются их соотносительность и возможность приспособления к ре­альным условиям производства.

Экономическое освоение заключается в достижении основных экономических и социальных показателей, за­ложенных в проекте новшеств, таких как себестоимости, производительности труда, улучшения условий и повышения безопасности труда.

VII. Производство и сбыт

На этом этапе осуществляется запуск производства нового товара или широкого использования новых техно­логических процессов и завершается продажей, транспортировкой, распределением и распространением потребите­лям. Следует сказать, что на данном этапе организуется особый контроль качества продукции, поскольку фактически по его результатам принимаются решения о дальнейшей реализации проекта. Кроме того, при помощи маркетинговых исследований собирается информация о новом продукте, о мнениях потребителей, рассчитывается эффективность рекламных мероприятий; выявляются оптимальные формы коммерциализации инновационного продукта; определя­ются благоприятные моменты вывода товара на рынок и разрабатывается ценовая политика компании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...