Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Инновационный процесс




Тема 1. Основные понятия и классификация инноваций

Сущность инноваций

Функции и свойства инноваций

Классификация инноваций

Сущность инноваций

 

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.

В мировой экономической литературе понятие «инновация» понимается как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России.

Понятие «инновация» в экономическую науку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов.

Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбинации, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять случаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал использовать только в 1930-х гг.).

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделил 5 типичных изменений:

1) использование новой техники или новых технологических процессов;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный продукт инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, который был внедрен на рынке.

Другими словами, инновация – это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.

Существует две основные причины возникновения инноваций:

- внутренняя. Рост и усложнение потребностей человека вынуждает изобретать все новые и более совершенные способы удовлетворения этих потребностей;

- внешняя. Окружающая среда человека постоянно меняется, поэтому человеку приходится напрягать интеллектуальные силы и использовать практический опыт, чтобы устоять в конкурентной борьбе.

Стоит отметить, что инновация не может быть инновацией, если она не коммерциализирована.

Это значит, что если, например, разработана новая идея, отраженная на схемах, чертежах или досконально описанная, но ее не используют ни в одной отрасли или сфере, и на рынке она не может найти потребителя, то эта новая идея, это знание, представляющее собой результат творческого труда, не является инновацией.

С момента принятия решения о распространении новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

 

Функции и свойства инноваций

Инновация выполняет три функции:

- воспроизводственная означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов;

- инвестиционная. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации;

- стимулирующая. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному спросу;

в) приносить прибыль производителю.

Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. При угрозе развития кризиса на предприятии своевременно предпринятые инновации могут позволить устранить возникшую опасность и предотвратить кризис.

Основными свойствами (критериями) инновацииявляются:

− научно-техническая новизна;

− практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

- коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Таким образом, свойствами  инноваций являются:

1. Инновациями считается новшество, реализованное на практике.

2. Инновации должны обладать новизной.

3. Инновации должны удовлетворять рыночному спросу.

4. Инновации должны приносить прибыль производителю.

5. Инновации могут способствовать преодолению кризисов и увеличивать конкурентоспособность.

6. Инновации связаны с рисками.

Таким образом, сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. То есть непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах.

Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг.

Классификация инноваций

 

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений.

1. В зависимости от технологических параметров инновации бывают:

- продуктовые - включают применение новых материалов, новых комплектующих и получение принципиально новых продуктов.

- процессные - означают новые методы организации производства и новые технологии, то есть более эффективные технологии используются для производства уже имеющихся товаров или услуг.

2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире - глобальные;

- новые для отрасли в стране - национальные;

- новые для отдельного региона или региональные;

- новые для данного предприятия – точечные инновации.

3. В зависимости от глубины вносимых изменений инновации бывают:

- радикальные - реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой для революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие нововведения требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения,
зато они обеспечивают народнохозяйственный эффект.

- улучшающие - реализуют изобретения среднего уровня и служат базой для создания новых моделей и модификации данного поколения техники и технологии, заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения;

- модификационные - инновации, направленные на улучшение отдельных производственных или потребительских параметров выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования;

- псевдоинновации (ложные) - направленные на частичное улучшение моделей машин и технологий, представляющих «вчерашний день техники» (т. е. устаревшие и отжившие). Данный вид инноваций создает лишь видимость инновационной активности. На самом деле они закрепляют
и усиливают отставание в техническом уровне производства и продукции.

4. По сферам деятельности предприятия выделяют инновации:

- производственные - воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности;

- управленческие - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью;

- технологические - возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

- социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры;

- экономические;

- торговые;

- и др.

Следует отметить, что предприниматели имеют дело в основном с технологическими инновациями, связанными с преобразованиями в производстве товаров и услуг и изменениями рыночной конъюнктуры. Хотя к сфере их деятельности относятся также экономические, производственные и управленческие нововведения.

 



Тема 2. Инновационный процесс

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...