Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практические советы по работе с литературойСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 3: Правила подготовки теоретической части исследования План: 1. Ознакомление с теоретической литературой. 2. Практические советы по работе с литературой 3. Обзор истории вопроса. 4. Ссылочный аппарат. 5. Преемственность в науке.
Литература: 1. Арнольд И.В.: Основы научных исследований в лингвистике. - М., Высшая школа, 1991, с. 133-134. 2. Гецов Т.: Рациональные приемы работы с книгой. - М., Книга.1975,с. 17-18. 3. Логика и методология научного поиска, сборник статей, - М., 1986, с 6-9. Литература: 1. Ознакомление с теоретической литературой. Сбор и накопление научной информации происходит с помощью книг, статей в периодической печати и в сборниках научных трудов, авторефератов, тезисов конференций и слушания докладов и публичных лекций. В потоке информации, который обрушивается на каждого, кто занимается научной работой, надо отобрать нужное и в сжатом виде фиксировать необходимый материал в конспектах, выписках, картотеках. Единой оптимальной системы фиксирования получаемых научных данных рекомендовать нельзя. Каждый вырабатывает ее для себя в соответствии со своими условиями работы. В принципе наиболее эффективной системой для записи и хранения рабочей научной информации является система карточек или небольших листков, поскольку их удобно перекомпановывать, по-разному классифицировать, дополнять и т. д. Многие, однако, предпочитают делать записи в общих тетрадях, по-разному выделяя в тексте те или иные темы, отделяя выписки от записи своих соображений цветными карандашами или другими знаками. При этом в одной общей тетради записывается все необходимое подряд, а по заполнении общей тетради начинают новую и ориентируются в содержании по датам. Такой метод представляется малорациональным. Удобнее иметь несколько тетрадей разного назначения: для выписок, для записи своих соображений, для библиографии и т.д. В папках с выписками легко организовать порядок при помощи скрепок или прозрачных папок. Для того чтобы можно было вносить дополнения и исправления, важно оставлять широкие поля, на которых удобно также делать библиографические пометы, чтобы можно было их легко отыскать. Название и выходные данные надо давать полностью в соответствии с принятыми стандартами. Например: Будагов РА. О работах Р. Якобсона по общему языкознанию и поэтике // Вестник МГУ. Филология.—1985.—№ 5.—С. 47—57. Следует настоятельно рекомендовать при этом соблюдать все установленные стандартом разделительные знаки: тире, косые черты одинарные и двойные, знаки препинания и прочее, так как отсутствие такой привычки ведет к многочисленным опискам и трудоемкому их исправлению. Особенно трудно бывает восстановить в дальнейшем, когда книги под рукой уже нет, количество страниц. Содержание теоретической литературы фиксируется в конспектах или выписках. Степень переработки чужого текста при этом может быть очень различна. Записывать своими словами хотя бы часть очень полезно, так как при такой переработке информация полнее понимается и лучше запоминается. Но это требует некоторого умственного усилия, и многие утверждают, что у них это не получается. При дословном записывании очень важно отмечать цитаты кавычками, а пропуски точками, иначе в дальнейшем можно невольно совершить плагиат, приводя чужие слова без кавычек. Все цитаты тщательно выверяются. Во многих библиотеках практикуется ксерокопирование. Иметь ксерокопии особенно нужных частей прочитанного очень удобно. При конспектировании записывают и собственные мысли по поводу прочитанного. Свои соображения следует как-то выделять: либо квадратными скобками, либо на полях, либо в виде сносок внизу страницы, либо на обороте страницы. Делать пометки на полях книг, особенно чужих или библиотечных, нельзя. Максимум, что можно себе позволить, - это точки на полях книги в особо важных для Вас местах, с тем чтобы ориентироваться по ним при повторном прочтении; затем следует их стереть. Сбор информации по теме надо привыкать сочетать с анализом прочитанного, приучая себя к критическому и творческому восприятию. Сначала это получается с трудом, но постепенно входит в привычку. Далеко не все книги требуют прочтения полностью, и многое надо читать, как говорят, по диагонали. Очень полезно познакомиться с методами быстрого чтения. При обычном беглом просмотре тоже существуют некоторые возможности оптимизации этого процесса. Особое внимание обращают на предисловие, введение, оглавление изаключение. Ориентируясь по ним и предметным указателям, каждый может найти то, что особенно важно для его темы. Практические советы по работе с литературой Предварительный просмотр книги — это по существу первоначальное знакомство с ее содержанием. Этот этап важен хотя бы потому, что иногда чтение и ограничивается первоначальным ознакомлением. На этом этапе вы и расстанетесь с книгой до новых встреч с ней. Предварительный просмотр книги может быть разным: ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, с отдельными выводами, иногда чтение “первых попавшихся” абзацев книги, иногда некоторых разделов… При ознакомлении с книгой и перелистывании ее ваше внимание привлекут некоторые места книги, которые впоследствии будут вами изучены подробно. Но нельзя доверять памяти такие находки. Всегда стараются как-то заприметить нужное, даже случайно вдруг найденное. Пожалуй, особенно настойчиво надо отмечать именно такие места: ведь однажды обнаруженное не так легко может быть найдено вновь, когда появится необходимость. Предварительный просмотр позволяет, кроме ознакомления с фактическим материалом, понять принцип и особенности построение книги. Многие из книг имеют справочный и другой подсобный материал, который раскрывает содержание, позволяет ориентироваться в книге не только в процессе чтения, но еще и до него. Этот подсобный аппарат, в частности, дает иной раз возможность быстро понять, о чем идет речь в книге, чтобы вовремя отказаться от ее чтения или запланировать чтение книги в будущем. Оглавление очень полезно — оно сразу же четко ориентирует читателя в большом и сложном материале тома. Облегчают читателю поиск нужного материала алфавитно-предметные указатели, которые могут не только “называть”, перечислять предметы, термины, но и характеризовать их. Некоторые книги снабжаются не одним, а несколькими алфавитными указателями. О таких указателях, данных в книге “Крылатые слова” (М., Гослитиздат, 1955), вот что сказали ее составители Н. С. Ашукин и М. Г. Ашукина:
Целый ряд других серьезных преимуществ позволяет рекомендовать овладеть приемом “вкладных листков”. При использовании этого приема можно “делать пометки” в любых самых ценных личных и библиотечных книгах, журналах, а порою “производить выписки”... не записывая и строчки. Работая так, можно облегчить и ускорить труд, сэкономить время. Сущность приема в том, что все пометки и записи читатель ведет на вкладываемых в книгу чистых листках. При чтении вы закрываете соседнюю страницу чистым листком бумаги вровень с нижним краем книги или с нижней строкой страницы, причем последнее в некоторых случаях более целесообразно. Это объясняется тем, что многие библиотечные книги переплетаются и при этом несколько подрезаются по формату, и при выравнивании вкладных листков по нижней линии обреза отчеркнутые строки в библиотечной книге могут не совпасть с нужными строчками, например, в книге личной. Когда захотите сделать отметку — отчеркните нужные фразы на вкладном листке, ближе к тексту (полезно при этом, чтобы не портить книгу, подкладывать под листок плотную бумагу). Позже, приложив листок (разумеется, на нем нужно будет поставить номер страницы) к тексту, без труда прочтете или спишете из книги любой отрывок текста. Иногда таким путем нужно “записать” часть фразы. Для этого на вкладном листке подле отчеркиваний записывают начальные и конечные слова, разделив их многоточием. Вкладные листки, давая точный адрес цитат или отсылая личный комментарий к нужному месту текста источника, позволяют это делать весьма экономно и точно (лишь с помощью черточки), не требуя даже общепринятого в таких случаях указания номеров абзацев (“снизу”, “сверху”) и подсчета строчек. Более того, вкладной листок может отсылать читателя даже к частям строк текста, а то и к отдельному слову. Для экономии бумаги вместо листков можно использовать полоски. И, конечно, не надо заранее запасать листки ко всей книге. Листки нумеруют в соответствии с нумерацией тех страниц, на которых нужно было сделать отчеркивания или которые необходимо было сопроводить, не прикасаясь карандашом к книге, комментариям. Вкладные листки позволяют упростить сбор данных из книг (журналов), вести параллельные и сопоставительные записи при работе с несколькими источниками. С помощью этих листков можно, читая книгу, подбирать дополнительный материал из других книг и статей. Тогда к основной изучаемой книге даются на листках дополнения, примечания, как взятые из других источников, так и свои собственные. Получается тематическая запись, причем резко экономится время, так как текст основного источника с помощью вкладных листков будет неотступно сопровождать конспект, а в своей записи вы почти не повторите строк из книги. Вслед за тем идет объединение вкладных листков по темам и другая необходимая классификация. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 152. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |