Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНЫХ И ПОПЕРЕЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Вертикальную планировку улиц выполняют комбинированным методом — принципиальное решение осуществляют при помощи проектирования продольного и поперечного профилей, а отдельные детали прорабатывают построением их поверхности методом проектных горизонталей.
Продольный профиль проектируют чаще по оси проезжей части—в этом случае проще учесть инженерные условия, задаваемые проектными проработками предшествующих стадий проектирования, и облегчается увязка высотного решения проектируемой улицы с ее пересекающими. Однако особые условия могут вызвать необходимость проектирования продольного профиля по другим линиям плана — по лоткам при несимметричной проезжей части, по головке рельса трамвайных путей. При расположении трамвая на обособленном полотне удобнее соотносить линию профиля с осью полосы трамвая, причем отметки профиля принимать не по верху покрытия междупутья, а уменьшенными на высоту обособления, т. е. соответствующими отметкам границы проезжей части у полосы трамвая. При проектировании широких улиц с несколькими разделенными проезжими частями (особенно, если они расположены в разных уровнях) разрабатывают несколько продольных профилей по каждой проезжей части. Необходимость в этом особенно часто встречается при реконструкции улиц с расширением существующей проезжей части и прокладке дополнительной, отделяемой от первой разделительной полосой.
Поперечные профили проектируют в направлении, перпендикулярном оси проезжей части, на расстояниях, соответствующих стадии проектирования, и во всех местах пересечения с другими улицами и примыкания въездов на внутриквартальную территорию, а также в местах, резко отличающихся объемами земляных работ.
Исходным материалом для проектирования профилей в рабочих чертежах служат существующие (черные) профили, построенные на основании нивелирования по вынесенной в натуру трассе. На промежуточных стадиях проектирования черные профили могут быть построены и по плану в горизонталях, если качество топографического плана обеспечивает точность нахождения существующих отметок с отклонениями до 3... 5 см. В пределах поперечных профилей показывают отметки оси проезжей части, лотков, верха бортовых камней, границ зеленых полос, тротуаров, красных линий, отмосток зданий, прилегающей к улице территории на удалении 10...20 м от красной линии. При, прохождении трассы улицы в пределах уже освоенной территории очень важно отразить на продольном и поперечных профилях информацию о существующих подземных инженерных сетях (место залегания и отметки), транспортных тоннелях, железнодорожных путях, надземных линиях электропередачи и дорожно-транспортных сооружениях (путепроводы и эстакады, пешеходные мостики и др.).
При проектировании проектной линии продольного профиля необходимо стремиться к выполнению следующих условий: соблюдение допустимых уклонов для улиц в соответствии с их категорией (табл. 7); сокращение объемов земляных, работ; сохранение в допустимых пределах глубин заложения существующих коммуникаций; соблюдение допустимых пределов подсыпки или подрезки входов в здания, стоящие у красной линии;
Таблица 7, Некоторые нормативы проектирования продольных профилей улиц [16]
достижение по возможности большего шага проектирования, т. е. расстояния между переломами продольного профиля не менее 50...100м.
Категория дорог и улиц
| Основное назначение дорог и улиц
| Магистральные дороги:
|
| скоростного движения
| Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях
| регулируемого движения
| Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне
| Магистральные улицы:
|
| общегородского значения:
|
| непрерывного движения
| Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях
| регулируемого движения
| Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне
| районного значения:
|
| транспортно-пешеходные
| Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы
| пешеходно-транспортные
| Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района
| Улицы и дороги местного значения:
|
| улицы в жилой застройке
| Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения
| улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)
| Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне
| пешеходные улицы и дороги
| Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта
| парковые дороги
| Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей
| проезды
| Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов
| велосипедные дорожки
| Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов
| Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.
2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов, объемов движения указанные основные категории улиц и дорог допускается дополнять или применять их неполный состав. Если расчетные затраты времени на трудовые передвижения превышают установленные настоящими нормами, допускается при наличии специальных обоснований принимать категории магистральных улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице для групп городов с большей численностью населения.
3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией трамвайно-пешеходного, троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.
4. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.
|
6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл.8*, сельских поселений - по табл.9.
Таблица 8*
Категория дорог и улиц
| Расчетная скорость движения, км/ч
| Ширина полосы движения, м
| Число полос движения
| Наимень- ший радиус кривых в плане, м
| Наиболь- ший продоль- ный уклон, +
| Ширина пеше- ходной части тротуара, м
| Магистральные дороги:
|
|
|
|
|
|
| скоростного движения
| 120
| 3,75
| 4-8
| 600
| 30
| -
| регулируемого движения
| 80
| 3,50
| 2-6
| 400
| 50
| -
| Магистральные улицы:
|
|
|
|
|
|
| общегородского значения:
|
|
|
|
|
|
| непрерывного движения
| 100
| 3,75
| 4-8
| 500
| 40
| 4,5
| регулируемого движения
| 80
| 3,50
| 4-8
| 400
| 50
| 3,0
| районного значения:
|
|
|
|
|
|
| транспортно-пешеходные
| 70
| 3,50
| 2-4
| 250
| 60
| 2,25
| пешеходно-транспортные
| 50
| 4,00
| 2
| 125
| 40
| 3,0
| Улицы и дороги местного значения:
|
|
|
|
|
|
| улицы в жилой застройке
| 40
| 3,00
| 2-3*
| 90
| 70
| 1,5
|
| 30
| 3,00
| 2
| 50
| 80
| 1,5
| улицы и дороги научно- производственных, промышленных и коммунально-складских районов
| 50
40
| 3,50
3,50
| 2-4
2-4
| 90
90
| 60
60
| 1,5
1,5
| парковые дороги
| 40
| 3,00
| 2
| 75
| 80
| -
| Проезды:
|
|
|
|
|
|
| основные
| 40
| 2,75
| 2
| 50
| 70
| 1,0
| второстепенные
| 30
| 3,50
| 1
| 25
| 80
| 0,75
| Пешеходные улицы:
|
|
|
|
|
|
| основные
| -
| 1,00
| По расчету
| -
| 40
| По проекту
| второстепенные
| -
| 0,75
| То же
| -
| 60
| То же
| Велосипедные дорожки:
|
|
|
|
|
|
| обособленные
| 20
| 1,50
| 1-2
| 30
| 40
| -
| изолированные
| 30
| 1,50
| 2-4
| 50
| 30
| -
| _________________
* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.
2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.
На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10%. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м /м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.
5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м /м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.
7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел./ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
| Последовательность процесса проектирования профилей.
Прежде всего на продольный профиль наносят точки, ограничивающие прохождение проектной линии снизу и сверху. Ограничения снизу обычно вызваны существующими подземными инженерными сетями, сверху—путепроводами, железнодорожными путями, линиями электропередач, существующей -застройкой, условиями водоотвода. Наряду с этим могут быть и фиксированные точки, прохождение через которые проектной линии является обязательным: участки сохраняемой дорожной одежды, рельсовые пути, пересечения с существующими улицами и др. При прокладке проектной линии оси проезжей части в продольном профиле устанавливают проектные отметки только по одной единственной линии на поверхности улицы. Совпадение проектной линии продольного профиля с существующими отметками еще не свидетельствует о полном приближении поверхности к существующему рельефу. Для получения представления о высотном положении улицы необходимы и профили в поперечных направлениях.
|