Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и юридическое содержание конкуренции.




Лекция 13.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и юридическое содержание конкуренции.

Понятие и виды монополистической деятельности.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции.

Способы антимонопольного регулирования.

Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Правовое регулирование рекламной деятельности. Особенности осуществления рекламной деятельности субъектами хозяйствования.

 



Понятие и юридическое содержание конкуренции.

 

На сегодняшний день нет лучших методов воздействия на мотивацию предпринимательской деятельности в целом, на качество производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, ценообразование и другие составляющие процесса хозяйствования, как конкуренция.

С экономической точки зрения, конкуренцию рассматривают как:

1) особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами: наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара и свободой для покупателей и продавцов входить на рынок и покидать его;

2) постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

3) элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.

Конкуренция- состязательность субъектов хозяйствования, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция - это общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования. Конкуренция является регулятором отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Субъектамиконкуренции являются хозяйствующие субъекты, под которыми понимаются физические лица и организации со статусом юридического лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять. В качестве объектаконкуренции выступают общие условия обращения товаров на рынке. Юридической предпосылкой возникновения конкуренции является свобода предпринимательской деятельности, закрепленная в ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь.


2. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды монополий.

 

Легальное определение монополистической деятельности содержится в п. 6 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Монополистическая деятельность - противоречащие закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность является деятельностью противоправной и, следовательно, имеет состав.

1. Монополистическая деятельность имеет несколько объектов посягательства. Общим объектом посягательства являются непосредственно общественные отношения в сфере предпринимательства, а также отношения, складывающиеся на товарном рынке. Непосредственных объектов посягательства будет два, и на практике важно эти объекты определить, так как в одном случае преступление будет с материальным составом, а в другом - с формальным.

Так, если объектом является сама конкуренция, то для наступления уголовной ответственности достаточно нарушить Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», и при этом не требуется, чтобы нарушение влекло какие-либо последствия. В данном случае преступление будет с формальным составом.

Если же объектом выступают права и законные интересы потребителей, то для наступления уголовной ответственности необходимо наличие вреда, следовательно, такое преступление будет являться преступлением с материальным составом.

2. Объективная сторона выражается в действиях, наступивших последствиях и причинно-следственной связи между ними. Объективная сторона тесно связана с объектом посягательства.

3. Субъектами монополистической деятельности являются хозяйствующие субъекты и государственные органы.

4. Субъективная сторона выражается в вине хозяйствующего субъекта. Вина всегда будет умышленная.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов подразделяется на:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим поло-жением на товарном рынке (индивидуальная антиконкурентная практика);

2) соглашения;

3) стандартные условия сделок.

К индивидуальным проявлениям монополистической деятельности относят злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, что запрещено ст. 5 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается злоупотреблять таким положением и тем самым подрывать рыночный конкурентный механизм, совершая деяния, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.

Само по себе доминирование не является правонарушением и не может наказываться. Пресекаются только злоупотребления доминирующим положением.

При реализации указанного запрета антимонопольным органам важно установить наличие доминирующего положения. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, если выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 и более процентов, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 и более процентов, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 процентов;

2. в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Запрещая злоупотребление доминирующим положением на рынке, закон подразумевает все виды использования хозяйствующим субъектом или группой лиц доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы других лиц.

В зависимости от ближайших целей подобных злоупотреблений и опираясь на открытый перечень п. 1 ст. 12 Закона, различают следующие виды использования доминирующего положения:

1. создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;

2. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;

3. изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;

4. экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5. экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;

6. экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7. навязывание потребителю экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

8. заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих

соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;

9. заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;

10. применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих  потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Запрещаются соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, если установлено, что такие соглашения, согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе соглашения, согласованные действия между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые имеют или могут иметь своим результатом:

1. раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;

2. исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

3. установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в том числе различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

4. повышение, снижение или поддержание цен на торгах;

5. экономически или технологически не обоснованное сокращение и (или) прекращение производства товаров;

6. экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги в условиях естественных монополий, подлежат включению в Государственный реестр субъектов естественных монополий в порядке, установленном законодательством о естественных монополиях.

При этом естественная монополия – это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 612.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...