Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.




Социализация — это процесс и результат приобретения и воспроизводства индивидом социального опыта.

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает определенную систему норм и ценностей и использует ее для адаптации к социуму.

Социализация осуществляется через ряд факторов, которые можно разделить на три группы: а) макрофакторы — факторы социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей (страна, государство, культура); б) мезофакторы — факторы социализации личности, обусловленные ее проживанием в общностях средней величины (этнос/нация, средства массовой информации и др.); в) микрофакторы — факторы социализации личности, относящиеся к обучению и воспитанию людей в малых группах.

 В качестве средств (институтов) социализации выступают семья, дошкольные учреждения, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, неформальные объединения, а также средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви и др.

В свою очередь, агенты социализации — это люди, оказывающие влияние на социальное развитие индивида (мать, отец, воспитатель детского сада, учитель и т. д.) Принято выделять три стадии развития личности в процессе социализации:

1. На стадии адаптации происходит усвоение норм, ценностей, правил поведения, овладение некоторыми знаковыми системами, социальными ролями, простыми формами деятельности.

2. Стадия индивидуализации характеризуется воспроизводством социального опыта в индивидуальных и неповторимых формах.

3. Стадия интеграции предполагает достижение баланса между человеком и обществом, нахождение оптимального варианта жизнедеятельности, способствующего самореализации человека в обществе.

 Механизмы социализации — это способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. К механизмам социализации можно отнести: 1) полоролевую идентификацию — усвоение субъектом психологических особенностей поведения, характерных для лиц определенного пола; 2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей; 3) социальную фасилитацию — стимулирующее влияние одних людей на поведение других и социальную ингибицию — тормозящее влияние одного человека на другого; 3) социальный конформизм — некритическое принятие общественных стандартов, авторитетов, идеологии и негативизм — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В качестве механизмов социализации можно назвать также внушение, ролевое научение и др.

Соотношение социализации и индивидуализации ребенка в процессе его интеграции в общество

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вво­дит в свою систему поведения те нормы и шаблоны пове­дения, которые приняты в обществе или группе.

 

Индивидуация” – это процесс, в котором формируется и дифференцируется индивидуальное бытие, она означает лучшее и более полное исполнение коллективных качеств и целей человеческого бытия»

. Индивидуация имеет два принципиальных аспекта: во-первых, она является внутренним и субъективным процессом интеграции, во-вторых, она в равной мере предполагает объективные взаимоотношения. Развитие самости достигается в процессе индивидуации, сущность которого состоит в интеграции противоречивых тенденций внутри личности человека. В конечном результате процесса индивидуации все элементы личности достигают своего полного сознательного развития, и архетип самости становится центром личности, уравновешивая противоположные качества в единое целое. Итогом процесса индивидуации является самореализация, доступная только высокоразвитым и способным людям

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...