Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние среды на развитие личности ребенка




 В социальной педагогике социум, социальная среда рассмат­ривается прежде всего с точки зрения процесса включения ре­бенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.

С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда — это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать челове­ку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда — это еще и самые разные общности людей, которые характе­ризуются особой системой отношений и правил, распространя­ющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной сто­роны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может прини­мать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенны­ми правами и обязанностями, в социологии называется соци­альным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус чело­века может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными. Дру­гие же определяются тем, чего человек добился в обществе са­мостоятельно, благодаря собственным усилиям. Например, ста­тус социального педагога получает человек, который обучался в соответствующем профессиональном учебном заведении и получил диплом по этой специальности. В этом случае говорят о статусе достигнутом, или приобретенном.

Статус определяет поведение человека в обществе в том смыс­ле, что в определенных ситуациях личность ведет себя не про­сто так, как ей хочется, а в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Важно также то, что и окружающие люди ожидают от человека в этих ситуациях определенного поведения. То есть человек как бы вынужден играть определенную роль. Поэтому, такое ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека, ] называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако слож­ность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат обще­ственным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становле­ния и развития ребенок может осваивать как позитивные соци­альные роли, так и негативные.

Для наглядности представим сказанное в виде схемы. К позитивным ролям следует отнести прежде всего роль чле­на семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сыйа или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а также зна­комится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в про­цессе своего развития, — это член коллектива.

В детском саде и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек выступает в роли потребителя, так как он на протяжении всей своей жизни постоянно нуждается в том, что ему необходимо для жизни: пища, одежда, обувь, книги и мно­гое, многое другое. Понимание этой роли, умение разумно пользоваться услугами, которые предоставляет человеку обще­ство, ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная роль — быть гражданином своего отече­ства, любить свою родину, гордиться ею, быть патриотом сво­ей родины. Могут быть и другие социальные роли, которые ос­ваивает ребенок, например, роль специалиста, которую может получить учащийся в стенах школы, лицея, гимназии или же в учебных заведениях начального профессионального образова­ния. Есть и другие позитивные социальные роли, которые ус­ваивает ребенок в процессе взросления.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще все­го это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей-попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воров­ством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно. Сюда могут быть отнесены и не­которые другие социальные роли негативного характера.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечи­вает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптиро­ваться к каждой новой для него ситуации или позиции на про­тяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособле­ния индивида к условиям социальной среды называется соци­альной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, обще­ния и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит рас­ширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее ос­мысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расши­рение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания -формирование образа «собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адапта­ции ребенка, проявляется объективная потребность человека быть « как все». Однако параллельно с этим в процессе индиви­дуального развития личности у ребенка постепенно формируе­тся другая объективная потребность — проявить себя, свою ин­дивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация,которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности прояв­ляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты непов­торимости, уникальности.

Социальное развитие ребенка, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладе­ния социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуали­зации (приобретения самостоятельности, относительной авто­номности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается рав­новесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведе­ния, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности и среды.

Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную груп­пу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.

Так, если не происходит процесс адаптации ребенка к груп­пе, то у него может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность, что может привести к серьезной личност­ной деформации.

Если ребенок преодолел фазу адаптации и начинает предъяв­лять окружающим свои индивидуальные отличия, которые они отвергают как несоответствующие их представлениям и потреб­ностям, это может привести к развитию у ребенка негативности, подозрительности, агрессивности, завышенной самооценки. Положительное вхождение ребенка в группу, его интеграция способствует формированию у ребенка чувства товарищества. При вхождении ребенка в асоциальную группу у него могут развиваться асоциальные качества.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка — воспитанием.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...