Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическое взаимодействие в воспитании




Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Проектирование процесса формирования коллектива.

«Коллектив» в переводе с лат.означает «объединяю».

Коллектив – это организационная форма объединения людей на основе какой-либо определенной деятельности в интересах общества.

Основные признаки коллектива:

1.Общественно-значимая цель;

2.Сплоченность и организованность;

3.Общая организация труда и участие в нем;

4.Сознательная дисциплина;

5.Соподчинение;

6.Самостоятельность.

Функции коллектива:

1.Передача социального опыта старшими младшим;

2.Коллектив является основной формой организации детской деятельности;

3.Воспитательная.

Основные стадии развития коллектива:

А.С. Макаренко выделяет основные этапы в создании и развитии коллектива. Основным критерием он считает здесь предъявление требований к коллективу и личности и их развития.

1 этап.- педагог предъявляет требования к личности и количеству.

2 этап.- требования педагога к личности и количеству предъявляются через актив.

3 этап.- на этом этапе коллектив предъявляет все требования к отдельной личности.

4 этап по Новиковой – это когда личность сама предъявляет все требования к себе самой.

Методика создания коллектива:

1) Предъявление педагогом своих требований;

2) Проведение разнообразной воспитательной деятельности;

3) Создание и воспитание актива;

4) Осуществление принципа параллельного действия;

5) Организация перспективы; (близкая, средняя, дальняя)

6) Создание и развитие положительных традиций;

7) Организация соревнования между учащимся;

8) Установление нормальных межличностных отношений в коллективе;

9) Уважение к личности воспитанника

Педагогическое руководство коллективом.

2. Педагог должен направлять деятельность коллектива, а не самоустраняться от этого.

3. Педагог обязан оказывать коллективу практическую помощь.

4. Не сметь командовать коллективом.

5. Не подавлять инициативу и самостоятельность коллектива, а создавать условия для их развития.

6. Ставить перед коллективом увлекательные цели и задачи.

7. Осуществлять руководство гибко и тактично и тактично идти на компромиссы.

Три стадии руководства коллективом:

1.Авторитарный;

2.Либерально-анархический (вседозволенность, самоустранение);

3.Демократический (опора на коллектив, сотрудничество, ответственность










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...