Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закономерности и принципы процесса обучения.




Краткий курс лекций для студентов 2 курса (бакалавриат , очно)

Целостный педагогический процесс, его функции и структура

Целостность объективно присуща общественным явлениям и процессам, она свидетельствует о наличии у них основных компонентов, которые в своем взаимосвязи обеспечивают их полноценное функционирование

Педагогическая система как целостность является организационной совокупностью целей, содержания, условий, форм, методов, средств обучения и воспитания, которые направляют и превращают жизнь и деятельность воспитанники.

Каждое учебное заведение осуществляет обучение, воспитательную работу, которая в своей совокупности формирует учебно-воспитательный (педагогический процесс), которая реализуется как организовано взаимодействие педагогов и воспитанников (субъектов и объектов воспитания).

Сущность педагогического процесса

Взаимодействие педагогов и воспитанников в учебных заведениях, во время которой реализуются цели образования и воспитания, образует педагогический (учебно-воспитательный) процесс

Педагогический процесс (лат processus - продвижение вперед) - специально организованная, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которой является решение образовательных проблем и развитие личности

Понятие \"учебно-воспитательный процесс\" обозначает совокупность учебных занятий непосредственно в учебном заведении и воспитательной работы за пределами класса, которую осуществляют педагогический и ученический коллективы по а единым планам.

Организация педагогического процесса требует целостного подхода в коллективном решении задач образования и воспитания на каждом учебном занятии, сопровождение учебной деятельности разнообразной вне урочной работой, умелого сочетания усилий педагогического коллектива с ученическим самоуправлением, налаживание связей с семьей, общественностью, церковью тощ.

1. Динамика развития педагогического процесса зависит от отношений воспитателей и воспитанников Особенности его организации обусловлены и тем, что объекты воспитания (ученики, ученические коллективы) является одновременно и суб Объект воспитания \"Недооценка этого порождает, как правило, авторитарность педагога, который подавляет личность воспитанника Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитанников в процессе их общения выявляются в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс постоянно движется к определенной цели

Его внутренней движущей силой и главным противоречием является противоречие между требованиями к воспитанникам и их реальными возможностями по реализации этих требований Это противоречие является источником развития педагогического процесса по соразмерности требований к нему возможностям воспитания

Главное противоречие педагогического процесса конкретизируют противоречия между сложностью явлений общественной жизни и недостаточностью жизненного опыта молодого человека для их понимания, между стремительным потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса по ее восприятия, между коллективом и личностью и т.д.

К субъективным противоречиям педагогического процесса относятся противоречия между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса, между отставанием процесса генерализации знаний и умений и необходимостью преимущественного применения обобщений, между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса, между ведущим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитания и т.д..

Основным элементом педагогического процесса является педагогическая задача Это позволяет рассматривать педагогическую деятельность как процесс выполнения последовательных заданий различных уровней сложности Поскольку одним из компонентов педагогического процесса являются воспитанники, их также привлекают к выполнению этих задач.

В реальных учебно-воспитательных условиях взаимодействие педагогов и воспитанников может создавать разнообразные проблемные ситуации Поскольку они требуют решения в целях педагогического процесса, их так каждого можно считать педагогическими задачей.

Специально созданная педагогическая ситуация всегда приводит предполагаемые изменения в личности воспитанника, касающиеся его мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, черт характера, навыков.

Выполнение педагогических задач, решения педагогических проблем, как правило, охватывает следующие этапы:

- анализ педагогической ситуации и формирование педагогической проблемы;

- проектирование нескольких вариантов решения проблемы и выбор оптимального для конкретного случая;

- реализация плана решения проблемы, который включает взаимодействие, регулирования и корректировки хода педагогического процесса;

- анализ результатов

На каждом из них происходит определенное взаимодействие компонентов педагогического процесса

 

Закономерности и принципы процесса обучения.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

 Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии его целями и закономерностями.

Правила обучения – это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

  Обзор основных законов и закономерностей обучения

К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

Различают общие и частные (конкретные) закономерности.

Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения. К общим относятся следующие закономерности:

· Цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, уровня развития и возможностей, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

· Содержание обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

· Качества обучения. Качество обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;

· Методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;

· Управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;

· Стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Действия частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:

· Собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т.д.);

· Гносеологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, умения и потребности учиться и т.д.);

· Психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т.д.);

· Социологические ( развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т.д.);

· Организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т.д.).

Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения:

  1. принцип систематичности и последовательности;
  2. принцип наглядности;
  3. принцип доступности и посильности;
  4. принцип учета возрастных особенностей обучаемых;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...