Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная политика государства в России ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В развитии государственной социальной политики России выделены два этапа, которые принципиально различаются типами хозяйства: 1. социалистический (советский); 2. современный (переходный). К началу 1970-х гг. социальная политика советского государства представляла собой систему организационных мероприятий, направленных на преобразования в социальной сфере. В это время была создана социалистическая модель, которая опиралась на эгалитарную концепцию и предполагала осуществление масштабных всеобщих государственных социальных программ. Развитие социальной политики в постсоветский период характеризовалось сменой эгалитарной концепции на либеральную, сосуществованием старых советских и новых рыночных форм, методов и инструментов. Это свидетельствует о сохраняющемся переходном характере современной социальной политики. До настоящего времени социальная политика российского государства не приобрела черты системности, и не создан гибкий механизм обратной связи по следующим причинам: 1) социально-политические реформы так и не стали приоритетными в деятельности государства. 2) полномочия в сфере социальной политики и ее финансового обеспечения между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением до сих пор четко не разграничены. 3) институты гражданского общества (неправительственные организации, профсоюзы, объединения работодателей, экспертное сообщество) недостаточно развиты и пока не готовы к формированию конструктивных, эффективных предложений в сфере социальной политики. Определены следующие особенности развития российской социальной политики: · наличие советской эгалитарной концепции социальной политики с соответствующими методами и инструментами; · изменение концептуальных основ социальной политики в процессе рыночных реформ, переход от широкой трактовки содержания социальной политики, составлявшей основу советской модели, к его узкому пониманию (расходы на социальную помощь и социальное обеспечение); · расширение круга субъектов социальной политики за счет вовлечения негосударственных, некоммерческих организаций в решение социальных проблем; · децентрализация социальной деятельности и перенос ответственности за решение социальных проблем на уровень местных органов власти и лично граждан. Анализ современного этапа развития отечественной социальной политики показал, что наблюдающийся в последние годы (с 2008 г.) рост доли государственных социальных расходов в ВВП не только не обеспечивает повышение уровня жизни населения страны, улучшение его экономического положения и социального обслуживания, но и вызывает серьезные социальные проблемы. В то же время суммы, выделяемые на социальные нужды, вполне достаточны для того, чтобы эффективно бороться с бедностью. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство. Представляются возможными в среднесрочной перспективе несколько вариантов (сценариев) дальнейшего развития государственной социальной политики в современной России. К оптимистическим вариантам можно отнести: 1) либеральный англо-саксонский, 2) либеральный восточно-азиатский, 3) европейский. Первый и второй варианты предполагают уменьшение масштабов государственных социальных программ и, следовательно, доли общественных социальных расходов в ВВП в долгосрочном периоде, компенсирующееся ростом прозрачности и эффективности перераспределительных отношений в социальной сфере. Второй сценарий при этом предполагает, что крупные частные корпорации возьмут на себя большую часть ответственности за социальные риски своих сотрудников и членов их семей, а расходы государства на социальные нужды значительно сократятся. Третий вариант предполагает, что государство сохранит за собой обязанности по исполнению социальных функций и, следовательно, увеличатся масштабы социальных программ при повышении их эффективности. В связи с высоким уровнем социально-экономической дифференциации регионов России, расположенных на обширной территории, в качестве возможного сценария рассматривается гармоничное сосуществование данных вариантов на субфедеральном уровне в рамках смешанной модели государственной социальной политики. Это обусловит ее специфику в будущем и позволит учитывать разные потенциальные возможности регионов в решении социальных проблем и добиться повышения уровня и качества жизни населения. Пессимистический сценарий связан с медленным проведением социальной политики, сохранением сравнительно больших масштабов общественных социальных расходов при их непрозрачности и неэффективности, а также низкой результативности мер реализуемой государством политики. Это будет проявляться в отсутствии мотивации к труду, в консервации или увеличении социального неравенства, масштабной бедности, невыполнении социальных гарантий государства. Повышение эффективности и результативности государственной социальной политики обеспечивается следующими условиями: - сочетание либеральных критериев и государственных гарантий, что предполагает развитие гражданской инициативы, участие негосударственных организаций в социальной сфере, исполнение законодательства в сфере социальных гарантий; - совершенствование регулирования трудовых и перераспределительных отношений; - повышение эффективности и прозрачности бюджетных социальных расходов и отработка механизма обратной связи (мониторинга реализации мер социальной политики); - совершенствование механизмов реализации социальных программ. Проведение современной социальной политики связано с преодолением бедности и предполагает: 1) придание адресного характера социальным трансфертам, 2) введение дифференцированного, разнообразного подхода, 3) следование заявочному принципу предоставления социальной помощи. В области образования, здравоохранения и культуры целесообразно ориентироваться на международные стандарты качества услуг, адаптируя их к современным российским условиям. В качестве основных направлений и условий реформирования в рамках представленных либеральных вариантов развития государственной социальной политики предлагаются следующие: 1) оптимизация принципов либерализма и государственных гарантий. Это будет содействовать развитию рыночных механизмов в сфере здравоохранения, образования и социального обеспечения. Государству в таких условиях необходимо обеспечить исполнение законодательства в сфере социальных гарантий и необходимо придать дифференцированный адресный характер государственной социальной помощи. 2) регулирование трудовых и перераспределительных отношений. Политика будет считаться результативной, если она обеспечит рост благосостояния граждан как фактора формированиясреднего класса. 3) создание благоприятных условий для участия негосударственных организаций в социальной сфере на основе консенсуса интересов с использованием налоговых инструментов.
Таким образом, постепенное решение данных задач позволит в целом повысить эффективность проводимой социальной политики, качество жизни и защищенности граждан.
Литература: 1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева – М., Дашков и К, 2013 – 328 с. 2. Экономическая теория: учебное пособие / Ларионов И.К., Алиев А.Т., Антипов К.В., Герасин А.Н., Герасина О.Н., Грунин А.А. – М., Дашков и К, 2012 – 408 с. 3. Рогова Н.В., Ульянова О.Ю. Курс экономической теории: концептуальный подход: учебное пособие. – Волгоград, ВолгГАСУ, 2011. 147 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |