Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви




 

Каноническое основание миссии предполагает наличие «территории пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием «миссионерское поле». В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф. 13, 38-39). Миссионерское поле – это духовное пространство, где борются свет и тьма («и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5), а поле битвы – сердца людей.

Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой.Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

1.Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви. А современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество»и в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием уменьшается.

2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект. Противостояние таким культам — одно из направлений миссионерской деятельности.

3.Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства. На протяжении столетий в церковной среде сложилась монашеская традиция пастырскогоокормления, которая предполагает помощь новоначальным и духовное наставничество людям, уже пришедшим в Церковь: воцерковленным или воцерковляющимся. В ней существует своя мера строгости, свои способы духовного управления и наставничества.

Пастырско-миссионерская традиция, основанная на образцах миссионерской проповеди и деятельности выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви, предполагает особые способы и методы приведения людей ко Христу, когда миссия осуществляется среди некрещеных или крещенных, но не наставленных в вере людей.

4.Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху, т.к. по своему характеру эта литература и программы были рассчитаны на уже воцерковленных взрослых и детей, ходящих с детства в храм. Подобная литература не ставила перед собой целью приведения обучаемых в Церковь, т.к. сам уклад культурной, социально-общественной жизни дореволюционной России способствовал этому.

5.Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить:

1) вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих);

2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения);

3) вызов развития науки связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача - противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований);

4) вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии);

5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией).

 

Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения.

Проблемы и сложности православной миссии в современном мире.

В 1995 году был собран Священный Синод на эту тему, и было принято постановление Синода о возрождении миссионерской деятельности РПЦ. Там были намечены основные направления развития и определено, что есть миссия. Было дано достаточно развернутое определение миссии Церкви в современном мире. Немного упрощая то, что там говорилось, можно сказать, что миссия может быть двоякая. Есть внешняя миссия в классическом понимании этого слова: продолжение апостольской Церкви в современном мире, проповедь Христа вне формальных церковных границ людям некрещеным, находящимся вне границ Церкви. И есть миссия гораздо более актуальная, на мой взгляд, в нашем современном мире – миссия внутренняя и внутрироссийская. Сегодня 80%, а по некоторым оценкам даже свыше 90% россиян называют себя православными, а при этом активных прихожан около 1-2%, в некоторых регионах до 7%. Общая картина посещения храмов очень низка в сравнении с большинством населения, которое позиционирует себя именно как православных. На мой взгляд, причиной этого может быть, во-первых, то, что Православие это государство- и культурообразующая религия России. И тысячелетняя история Православия на Руси – тому подтверждение. Христианские ценности настолько глубоко укоренены в ментальности и в быту, в массовом сознании народа, что их даже семидесятилетними гонениями не удалось вытравить. Люди стремятся к этим ценностям, люди хотят их вновь возродить. Это стремление очевидно и понятно. Но церковной культуры практически не существует, она утрачена в связи с разрывом преемства, разрывом культурных связей с дореволюционной Церковью, с периодом гонений, с расцерковлением сознания большинства нашего народа. Это объективные вещи.

Я именно это и имел в виду, когда начинал говорить на эту тему. Как-то я беседовал с одним пожилым сельским священником, и он поведал мне следующее. До войны быт был еще пронизан христианством. Даже при разрушении церквей и при отсутствии священнослужителей это было укоренено в быту. После войны это стало достаточно быстро разрушаться, и к 1960-м гг. уже практически почти совсем исчезло. А.Л.Дворкин: Да, вытеснен был целый слой населения. Целенаправленно разрушалась семья. Женщина была вынуждена работать, детей с самого детства отдавали в детские сады, и соответственно, основное воспитание они получали вне семьи. Коллектив и коллективное бытие заменяло семью. И заменяла все коммунистическая идеология, которая внушалась детям. Родители даже боялись говорить при собственных детях, потому что знали, что если воспитатели что-то услышат от детей, они могут донести. Постепенно эта двойная мораль и двойная нравственность дает всходы во всем. И коммунистический человек, «хомосоветикус» был создан. Сейчас миссионерская задача начинается даже не с нуля, а с негатива, потому что нужно разрушать страшные искажения, искривления, которые были внесены коммунизмом, и двойную мораль, которая была внесена коммунизмом, нужно возвращаться к целостности человека и потом эту целостность воцерковлять, современного человека с фрагментированным сознанием. Это одна проблема из того обилия проблем, о которых мы говорим. Другая сложнейшая задача – это оккультное марево, которое сегодня царит в массовом сознании. Оно, собственно, наступило еще при Советской власти. В последние десятилетия Советской власти все это присутствовало. Как говорил Честертон, если у человека отнять веру в Бога, он начинает верить во все остальное. Сначала он верил в светлые коммунистические идеалы, а потом никто в это не верил, потому что было очевидно полное несоответствие идеалов тому, что происходило. Если говорить о нашей миссионерской задаче, есть два очень серьезных поля, на которых нужно работать. Одно – это критические замечания, которые можно говорить об интеллигенции и об ее завихрениях и проблемах, то, что Солженицын называл советской образованщиной. Необходима миссия и среди интеллигенции, потому что это учителя, врачи – это люди, которые реально работают с людьми, реально влияют на людей. До той поры, пока у них будет оккультизированное сознание, мы не сможем добраться, священник просто не дойдет до каждого человека. Миссионеров у нас вообще раз-два и обчелся, и большая часть людей их не услышит. И второе – необходимо работать с молодежью. Это основное. Необходимы молодежные клубы, православные молодежные собрания, необходимо, чтобы молодежь была занята при Церкви, чтобы молодежь получила занятие. У нас количество молодежи в храмах приблизительно равняется количеству клирошан и алтарников, за исключением только известных столичных общин в Москве, в Питере, еще в паре городов, где действительно много молодежи, а чуть дальше от столиц заедешь и видишь там, действительно, только бабушек и нескольких молодых людей где-то там впереди. Нужно придумывать занятия для молодежи, и катехизаторские курсы, катехизаторские клубы и кружки по различным видам спорта. Увлекаются восточными единоборствами, но, пожалуйста, можно устроить кружки того же самого самбо, которое было разработано по благословению святителя Николая Японского в Японии как альтернатива восточным боевым искусствам, основанным на буддизме. У молодежи есть энергия, которую нужно использовать. Я знаю одного батюшку, который работал с уличными подростками, за которых никто не брался. У него клуб исторического фехтования «Илья Муромец». У него подростки, которые шлялись по подворотням, пробовали наркотики, и чего только не делали, ведут здоровый образ жизни, бьются на мечах и через это воцерковляются. Если есть эта энергия, юношеский дух, юношеская агрессия, то ее нужно канализировать в нужное русло. Главное, чтобы это происходило при храме. Я думаю, некоторых это может шокировать, но прекрасны были бы и приходские футбольные команды, и волейбольные, и баскетбольные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...