Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение «О православной миссии в современном мире»




Тема 1. Целии задачимиссионерскойдеятельности. Государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие миссионерскую деятельность.

Особенности православной миссии. Определение Архиерейского Собора 1994 года "О православной миссии в современном мире"

Определение «О православной миссии в современном мире»

Господь заповедал Своим апостолам, ученикам и последователям быть Ему свидетелями «даже до края земли» (Деян. 1,8). Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19-20). От времен апостольских это свидетельство является неотъемлемой частью жизни Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и находит путь к сердцам людей.

Верная заветам Господа и святых апостолов, Русская Православная Церковь издревле свидетельствовала о Христе, возвестив слово Евангельской Истины многим народам Земли. При этом вся история распространения христианства нашей Церковью отличалась большой разнородностью и своего рода вселенским характером, не укладывающимся в рамки одного этноса. Условия миссионерского служения Русской Церкви никогда не были легкими, однако она смогла просветить Светом Христовым многие миллионы людей не только на своей первоначальной канонической территории — Киевской, Новгородской и Московской Руси — но и на бескрайних просторах трех частей света, до Китая, Японии и Америки.

Миссионерское и просветительское служение нашей Церкви было прервано переворота 1917-1918 годов, после которой главным свидетельством нашим стал подвиг мученичества, которым архипастыри, пастыри и миряне Православной Руси прославили Господа и Спасителя.

Сегодня Церковь Русская возрождает свою полнокровную жизнь в условиях свободы. Однако, благодаряГоспода за избавление от внешних оков, мы с тревогой отмечаем, что радикальные изменения, происходящие в нашем обществе, вызвали к жизни такие отрицательные явления, как мировоззренческая растерянность людей и возникновение духовного вакуума, который все больше заполняется псевдокультурой, пропагандой насилия, порока, вражды, преступности, безнравственности. Особенно тревожит то, что духовной дезориентированностью наших соотечественников пользуются бесконтрольно действующие в наших странах инославные и нехристианские проповедники, отрывающие от Матери-Церкви души людей, принявших в ней Крещение или связанных с ней историческими и культурными корнями. Опасение вызывает также стремление вовлечь духовно неопытных людей в сети тоталитарных сект, псевдорелигий, оккультных учений и даже групп сатанистов.

Памятуя о долге проповеди учения Христова и имея в виду перечисленные выше проблемы, Освященный Архиерейский Собор призывает пастырей и чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения.

В этом служении необходимо руководствоваться заветами Древней Церкви, использовать богатый миссионерский опыт Русского Православия, тщательно и бережно соотносить нынешние возможности и потребности с постоянной памятью о годах мученического свидетельства в недалеком прошлом. Необходимо также созидать такой синтез целостной христианской культуры, который был бы творческим отображением вечной и неизменной истины Православия в постоянно меняющейся реальности.

Миссионерское служение неразрывно связано с задачей восстановления полнокровной церковной жизни в епархиях и приходах, необходимостью расширить усилия в области религиозного образования, катехизации и евангелизации. Миссионерским целям должна служить вся приходская жизнь, в особенности духовно-просветительные труды пастырей и мирян и повседневная диакония, являющиеся органически присущей общинам верующих «литургией после литургии». Именно поэтому сильное миссионерское воздействие имеет социальное служение Церкви, ее забота о бедных и угнетенных людях, беженцах, мигрантах, безработных и лишенных крова.

Православная миссия должна учитывать многоликость современного общества, необходимость особого подхода к различным профессиональным и культурным группам, в частности, к воинам, рабочим, земледельцам, членам профессиональных движений, различным группам интеллигенции, обездоленным жертвам урбанизации и современной технической цивилизации, людям, входящим в социальные группы риска, подследственным и заключенным. Необходимо особо выделить миссионерскую работу с молодежью, организацию богослужений и религиозных бесед для детей и подростков.

Важной частью миссионерского служения Церкви должен стать ее вклад в культуру, искусство, науку и иные области народной жизни. В этой же связи надо рассматривать вклад Церкви в решение проблем экономики, экологии, миротворчества, устроения государственной и общественной жизни, а также участие православных христиан в общечеловеческих усилиях, направленных на разрешение этих проблем.

Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения. В связи с тем, что развитие литургической жизни в нашей Церкви практически остановилось в первые послереволюционные годы, а большинство жителей наших стран безвозвратно утратило традиционную для прошлых веков культуру, представлется необходимым сделать более доступными их пониманию смысл священнодействий и богослужебных текстов, хранящих в себе величайшую боговдохновенную мудрость и могущих быть действенными средствами православного образования и воспитания.

Имея в виду крайнюю необходимость развития практических церковных усилий в указанных направлениях, Архиерейский Собор определяет:

 

1. Поручить Священному Синоду образовать в самое ближайшее время рабочую группу по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. Рабочей группе предлагается поручить сбор и анализ полной информации:

 

§ о современном состоянии миссионерского поля, входящего в область канонического и пастырского попечения Русской Православной Церкви, о миссионерской деятельности на этом поле инославных церквей и религиозных объединений;

 

§ о прозелитической деятельности нехристианских религий;

 

§ о распространении церковных расколов, лжеправославных групп и их деятельности внутри церковной среды;

 

§ о пара-религиозных группах, эзотерических культах и сектах, прежде всего имеющих тоталитарный и автократический характер;

 

§ о степени религиозного и конфессионального самосознания у нашего народа, о сопоставимости процентного соотношения так называемых «номинальных» и «практикующих» православных.

 

2. По завершении трудов рабочей группы и представлении ею информационных материалов и соответствующих предложений Священному Синоду иметь суждение о создании специальной общецерковной структуры, призванной:

 

§ координировать миссионерскую деятельность синодальных учреждений, епархий, монастырей и иных церковных институций;

 

§ стимулировать создание миссионерских структур на епархиальном и приходском уровнях, а также в монастырях и иных церковных учреждениях;

 

§ продолжать сбор информации, необходимой для ведения миссионерской работы;

 

§ исследовать вопросы церковной жизни, влияющие на миссионерскую деятельность;

 

§ противостоять разрушительным для Православия действиям инославных, нехристианских и псевдорелигиозных миссионеров, деятельности тоталитарных сект;

 

§ делать необходимые для миссионерской работы богословские и практические разработки, представлять соответствующие рекомендации церковному Священноначалию.

 

3. Поручить Синодальной комиссии по богослужению:

 

§ продолжить начатые, но не завершенные Поместным Собором 1917-1918 годов труды по упорядочению богослужебной практики;

 

§ продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в начале текущего столетия;

 

§ обсудить иные вопросы, связанные с миссионерским значением православного богослужения и церковной культуры.

В состав Комиссии включить представителей синодальных учреждений, духовных школ и иных церковных учреждений, а также православных ученых — историков и филологов. О персональном составе комиссии и конкретном плане ее работы иметь суждение Священному Синоду.

 

4. Учебному комитету разработать и внедрить в программу учебных заведений предмета миссиологии. Привести учебную программу по сектоведению в соответствие с новейшими сведениями и новейшей реальностью. Переработать курс пастырского богословия с учетом требований, предъявляемых к Церкви современной жизнью.

 

". Универсальный и специфический характер православной миссиологии.

Речь идет не о миссиологии, которая движет национальными или западными миссионерами и соответствует их культуре и интересам, но о той миссиологии, которая отвечает нуждам и вопросам людей, стоящих за порогом церкви, тех людей, к которым обращена миссии. Конечно, эта миссиология не только современная и контекстуальная, но и библейская, ее с полным названием можно назвать «подходящее христианство», как это делает Чарльз Крафт. По его мнению, «Подходящее христианство должно быть христианством, соответствующим Писанию, с одной стороны, а с другой, должно быть уместным для людей в данном культурном контексте» [2]. Концепт воплощения может быть основой для такого рода богословий миссии, так как позволяет сблизить внутренний мир церкви и внешний мир культуры, преодолевая духовное и социальное отчуждение.
Подходящее христианство – благая весть, выраженная для разных культур, народов, социальных групп, всегда специфических и потому требующих творческих подходов. Подходящее христианство следует изподходящеймиссиологии, первое не может быть выражено релевантно и эффективно до тех пор, пока в благовествующей церкви не сформировано второе.
Нужно специально оговориться, что речь должна идти не просто о теологической доктрине для миссии, но о целостном христианском мировоззрении как оно выражается в культуре и социальной жизни окружающих людей, о том, что можно назвать всеобъемлющей контекстуализацией [3], т.е. о не примитивной, сложной, развитой, комплексной методике. Подходящая миссиология может стать основой для теории и практики всеобъемлющей контекстуализации, благодаря которой общество узнает не только историческое христианство в музеях и архивах, но, прежде всего, встречается с подходящим христианством как с реальной возможностью чудесного преображения жизни.
Из каких источников может формироваться подходящая миссиология как парадигма миссионерского служения в постсоветских странах? Таких источников, как минимум, четыре: библейское учение, богословие миссии, исторический опыт, особенности местной ситуации. Характеризуя эти источники, мы обратимся к наиболее актуальным концепциям ведущих миссиологов, которые обобщают библейские и современные принципы и подходы. Взаимодополнительность библейских, богословских, исторических и региональных условий (причем именно в такой их последовательности!) открывает возможность для формирования актуальной и подходящей миссиологии для церквей в бывшем СССР.

Цели и задачи миссионерской деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...