Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Система перфекта действительного залога




Теория:§§ 195–202, 224 (актив), 249–252 (индикатив), 344 (infinitivus perf.act.) в учебнике В.Ярхо, уроки 53—55 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1.Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе.

2.Исходная форма – infinitīvus perfecti actīvi.

3.Perfectum indicatīvi actīvi; окончания перфекта.

4.Plusquamperfectum indicatīvi actīvi.

5.Futurum secundum (II) indicatīvi actīvi.

6. Морфологические показатели в системе перфекта в активе.

7. Accusatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 13-го раздела (с. 261–262).

2. Упр. 1 (deleo 2, duco 3), упр. 3, с. 259 (письменно).

3. Читать и переводить текст “De Gallis” (с. 260) и 2 предложения из 13-го раздела (с. 259—260) (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов, стоящих во временах системы перфекта актива (по одному из каждого предложения в тексте и из предложений вне текста). Найти информацию о событиях, описанных в тексте “De Gallis”.

4.Учить крылатые выражения:

1) Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил (Цезарь, римский полководец, 100—44 гг. до н.э. Этой фразой Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в августе 47г. до н.э. над понтийским царем Фарнаком, сыном Митридата).

2) Nil sine magno vita labōre dedit mortalĭbus. Жизнь ничего не дала смертным без большого труда (Гораций, римский поэт, 65—8 гг. до н.э.).

3) Quod scripsi, scripsi. Что написал, то написал (Евангелие от Иоанна. Так говорил римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат, который приказал написать на кресте Иисуса: «Иисус из Назарета, царь иудейский». А священники иудеев говорили Пилату: «Не пиши: “Царь иудейский”, а напиши, что Иисус сам говорил: “Я царь иудейский”).

4) Oleum et opĕram perdĭdi. «Я потерял даром масло и труд», т.е. напрасно трудился (из комедии Плавта, «Пуниец»: девушка жалуется, что она напрасно трудилась, наряжаясь, и напрасно тратила масло для умащения).

5) Acu rem tetigisti.«Попал иглою», т.е. попал в точку (Ср. Не в бровь, а в глаз).

Приложение к заданию №15

Времена системы перфекта индикатива актива

  Основа (морфологи-ческий показатель вида) Суффикс / его отсутствие (морфологичес-кий показатель времени) Личное окончание (морфологический показатель лица, числа, залога)
Perfectum indicativi activi

основа

перфекта

      ________ Окончания перфекта sg.                pl. p.1 –i          -ĭmus     p.2 -isti       -istis       p.3 -it          -ērunt      
Plusquamper-fectum indicativi activi -ĕrā-

Окончания актива

sg.                pl.

p.1 -o / -m      -mus    

p.2 -s           -tis      

p.3 -t           -nt      

Futurum II indicativi activi -ĕr- (p.1, sg.) -ĕrĭ- (в остальных лицах и числах)

Задание № 14

Тема: Система перфекта в страдательном залоге

Теория:§§ 208, 210–213, 217, 219, 224, 344 (infinitivus perf.pass.) в учебнике В.Ярхо, уроки 58—60 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве.

2. Infinitīvus perfecti passīvi – исходная форма для времен системы перфекта в пассиве.

3. Perfectum indicatīvi passīvi.

4. Plusquamperfectum indicatīvi passīvi.

5. Futurum II indicatīvi passīvi.

6. Страдательная конструкция на примере времен системы перфекта. Правила перевода действительной конструкции в страдательную (повторение).

Практика:

1. Учить лексический минимум 14-го раздела (с. 264–265).

2. Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ глаголов во временах системы перфекта в пассиве (по одному из каждого предложения).

3. Упр. 1 (cogo 3), упр. 2, стр. 262 (письменно).

4. Учить крылатые выражения:

1) Acta est fabula.Представление окончено (Светоний, римский историк (75—160 гг. н.э.) в «Жизни 12-и Цезарей» сообщает, что Август в свой последний день несколько раз спрашивал, не вызывает ли его                                          состояние тревоги в городе, а «вошедших друзей спросил,                                          находят ли они, что он хорошо сыграл комедию жизни»).

2) Alea jacta est. «Жребий брошен» – о бесповоротном решении, о шаге, не допускающем отступления, возврата к прошлому Цезарь о                                            своем переходе с войском через реку Рубикон в 49г. до н.э.).

3)Multi sunt vocāti, pauci vero electi. Много званых, но мало избранных (Евангелие от Матфея: из притч о царстве небесном).

4) Ab urbe condĭta. От основания города, т.е. Рима (название исторического труда римского историка Тита Ливия).

5)Vae victis! Горе побежденным! (Тит Ливий о римлянах, побежденных галлами в IV в. до н.э.).

 

Приложение к заданию №14

Система перфекта индикатива пассива

Времена Образование времен
Perfectum indicativi passivi participium perfecti passivi (основа супина и -us, -a, -um) и ‘esse’ в praesens ind.act. (sum, es, est, sumus, estis, sunt)
Plusquamperfectum indicativi passivi participium perfecti passivi (основа супина и -us, -a, -um) и ‘esse’ в imperfectum ind.act. (eram, eras, erat, eramus, eratis, erant)
Futurum II indicativi passivi participium perfecti passivi (основа супина и -us, -a, -um) и ‘esse’ в futurum I ind.act. (ero, eris, erit, erimus, eritis, erunt)

 

 

Задание № 15

Тема: Синтаксический оборот «Винительный падеж с неопределенной формой»

Теория: §§ 158, 189, 205, 219, 221, 222, 336, 338–348 в учебнике В.Ярхо, уроки 82—85 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева); раздел I в пособии «Неличные формы глагола» (А.М. Брагова)

1. Состав оборота “Accusatīvus cum infinitīvo”

а) существительное/местоимение/прилагательное/числительное в accusatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний в accusatīvus всех пяти склонений)

б) infinitīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (6 форм, их образование и значение)

– infinitīvus praesentis actīvi

– infinitīvus praesentis passīvi

– infinitīvus perfecti actīvi

– infinitīvus perfecti passīvi

– infinitīvus futuri actīvi

– infinitīvus futuri passīvi.

2. Глаголы и безличные выражения, от которых зависит оборот.

3. Определение оборота.

4. Примеры предложений с оборотом.

5. Способы перевода оборота на русский язык.

6. Особенности употребления оборота (случаи пропуска ЛС, употребление “se” в качестве ЛП и др.).

Практика:

1. В учебнике учить лексический минимум 15-го раздела (с. 268–269).

2. В разделе I («Неопределенная форма глагола») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр.1 (глаголы moveo 2, jacio 3), упр. 2, упр.5 (предложения №3, 5).

3. В учебнике читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), охарактеризовать предложения (образец: Scio me nihil scire – простое предложение, осложненное синтаксическим оборотом acc.c.inf. ‘me nihil scire’, который зависит от глагола scio (verbum sentiendi). Логическое подлежащее – me, логическое сказуемое – scire (infinitivus praesentis activi). Перевод: «Я знаю, что я ничего не знаю»).

4. Учить крылатые выражения:

1) Scio me nihil scire.Я знаю, что я ничего                                                                  не знаю (Сократ).

2)Legem brevem esse oportet.Закон должен быть кратким                                                                   (юридический афоризм Сенеки).

3) Homo sum: humāni nihil a me aliēnum puto. Я человек и полагаю, что ничто человеческое мне не чуждо (Теренций, римский комедиограф, 195—159 гг. до н.э.).

4) Per fas et nefas. Всеми правдами и неправдами                                                                  (Тит Ливий).

 

 

Задание №16










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...