Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания к теме «Грамматическая ортология»




Задание 1. Определите род имён существительных, включите их в словосочетания. Толь, шампунь, нашатырь, туш, городишко, модель, домище, тюль, ваниль, лебедь, картофель, тушь, подмастерье, топорище, рояль, тополь, канифоль, фальшь, сажень, вуаль, ветошь, дитя, секретарь, авеню, амплуа, атташе, бенгали, бере, га, денди, кавасаки, кольраби, мадам, конферансье, кофе, кули, леди, мисс, мсье, портье, памперо, пани, пенальти, пушту, рантье, рефери, салями, сирокко, суахили, сулугуни, торнадо, урду, фиджи, фрау, фрейлейн, хинди, эсперанто, янки, жалюзи, манго, пони, иваси, цеце, маэстро, жюри, Салерно, сафари, колибри, Гальего, импресарио, фламинго, контральто, портмоне, Дели, Мидлсбро.

Задание 2. Образуйте форму именительного падежа единственного числа существительных туфли, ботинки, погоны, рельсы, ботфорты, плацкарты, клавиши, коленки, сандалии, антресоли, бакенбарды, бутсы, жирафы, георгины, банкноты, эполеты, вольеры, ставни, унты. Отметьте варианты.

Задание 3. К существительному мужского рода подберите существительные женского рода. Разговорные варианты не учитывайте. Отметьте случаи, когда родового соответствия нет.

Агроном, адвокат, акушер, аспирант, банщик, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корреспондент, космонавт, лаборант, педагог, профессор, прокурор, редактор, слесарь, следователь, технолог, член-корреспондент, учитель, юбиляр.

Задание 4.Выпишите словосочетания, в которых существительное в родительном падеже может иметь вариантное окончание –а/-у:

а) выпить ча…, б) стакан ча…, в) производство ча…, г) стакан индийского ча…, д) выпить чайк…, е) история народ…, ж) много народ…, з) ложка сахар…, и) производство сахар…, к) надсыпать сахарк…

Задание 5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных адрес, борт, бухгалтер, век, веер, ветер, вымпел, год, госпиталь, договор, директор, доктор, джемпер, желоб, жернов, инспектор, инженер, катер, конструктор, клапан, короб, контейнер, конвейер, лектор, месяц, маляр, невод, округ, офицер, отпуск, повар, профессор, порт, почерк, сорт, сторож, стог, слесарь, снайпер, сектор, торт, токарь, трактор, тенор, фронт, фельдшер, цех, штабель, шофѐр, якорь, зуб, корень, корпус, лист, мех, образ, провод, пропуск, соболь, счѐт, тон, тормоз, хлеб. Отметьте варианты.

Задание 6. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных амперы, апельсины, аршины, бананы, баклажаны, будни, бутсы, болгары, буряты, болотца, ботинки, блюдца, басни, вольты, верховья, войска, валенки, вафли, вишни, грузины, грабли, георгины, граммы, гусары, гектары, домны, драгуны, дрожжи, зубы, киргизы, казахи, клавиши, килограммы, клешни, коды, кресла, кружева, копытца, корытца, кегли, лимоны, микроны, метры, мандарины, манжеты, мемуары, макароны, нагорья, носки, няни, осетины, оглобли, обои, партизаны, помидоры, погоны, простыни, полотенца, подмастерья, побережья, плечи, рельсы, румыны, сапоги, свечи, ставни, ступни, туфли, татары, туркмены, таджики, томаты, уланы, устья, узбеки, цыгане, чулки, широты, эполеты, якуты, яблоки, ясли. Отметьте варианты. Подчеркните слова пассивного запаса русского языка.

Задание 7. Запишите числительные словами. К 3135 прибавить 1239, 74 сложить с 968, от 28754 отнять 381, из 754313 вычесть 230, с 757 учащимися, с 78 пассажирами, около 888 студентов, не более 92 дней, около 1,5 метра, около 1,5 метров, вместо 150 экземпляров, 28 рисунками, не менее 234 рублей, груз массой в 1300 тонн, 3/5 умножить на 0,7; от 50,8 отнять 31,2; с 1,5 килограммами, 2,7 тонны, 2/5 страницы, с 4000 солдат; трамвай 22, 48 или 53 маршрута; вместо 800 рублей получил сначала 400, потом ещё 75, из 30000 экипажей.

Задание 8.Запишите предложения, поставив числительные в нужной форме. 1) Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2) В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли. 3) В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями. 4) Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская - имеет 2402 вагона и 64 маршрута. 5) Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные. 6) Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7) Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Задание 9. Просклоняйте числительные 238 стульев, 957 автомобилей, 5,2 процента, обе соседки, полтора месяца.

Задание 10.Объясните, как грамматические особенности приведенных ниже слов или какое их значение определяют возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы.

Сын, сани, деревня, педагог, пароход, сутки, село, медведь, командир, дочь, город, военный, директор, учительница, преподаватель, они.

Задание 11. Образуйте все возможные сочетания с числительным трое, используя слова друг, мы, ребёнок, раненый, сани, сын, дочь, сирота, брат, сестра, швея, доцент, профессор, студент, служащие, медвежата, туфли, сутки, часы, козочки, лицо, ребята, мужчина, портниха, ворота, девушка, синица, утята, книга, малыши, ножницы, бабочка.

. С какими словами невозможно составить словосочетания и почему?

Задание 12. Образуйте формы

- единственного и множественного числа повелительного наклонения глаголов ездить, ехать, поехать, уехать, вынуть, бежать, положить, класть, лечь, захотеть, смочь, утаить, поить, почистить, выйти, вынести, выкинуть, нянчить, лакомиться, уведомить,

- 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени глаголов (там, где это возможно) бороздить, бриться, выздороветь, вынудить, гудеть, ощутить, полоскать, победить, пылесосить, опротиветь, очутиться, сыпать, тыкать, трусить, хныкать,

- 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени глаголов капать, брызгать, двигать, колыхать, рыскать, метаться, плескаться, мурлыкать, сыпать, щипать, мяукать, махать,

- мужского рода прошедшего времени глаголов вянуть, завянуть, засохнуть, киснуть, мёрзнуть, мокнуть, постигнуть, промокнуть, привыкнуть, лопнуть, притихнуть, раскиснуть, стукнуть.

Задание 13.Выберите из заключенных в скобки глаголов наиболее подходящий по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1) Кто-то (машет – махает) рукой. 2) Вагоны медленно (двигаются – движутся) вдоль перрона. 3) Революции (двигают – движут) историю. 4) Стрелки часов (двигаются – движутся). 5) Мать ( мечется – метается) по комнате. 6) Рыба (мечет – метает) икру. 7) С лица (капает – каплет) пот. 8) Над нами не (капает – каплет). 9) По лесу (рыщет – рыскает) волк.

Задание 14.Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Запишите правильный вариант.

Несколько огурец, килограмм апельсин, сила тока в пять амперов, пара чулков, семеро солдатов, дамских туфель, ящик мандарин, по обоим сторонам, сойти с рельсов, несколько пар носок, трое портних, несколько блюдцев, свыше четырёхста процентов, пачка макаронов, заграничные паспорта, с двумястами бойцами, коллективные договора, праздничные торта, сторожевые катеры, вновь назначенные директора, золотые купола, опытные инженеры, вокруг болотец, ихней работой, 35,2 процентов, пачка вафлей, квалифицированные лектора, четверо незнакомцев, салат из огурцов и помидор, ордеры на квартиры, искусные повары, трое сирот, около сорок метров, банка томат, не более шестиста метров, пятистами килограммами, четверо друзей, тремястами экземплярами.

Задание 15.Заполните пропуски соответствующими предлогами:

а) пошел … школу, б) пошел … завод, в) вернулся … школы, г) вернулся … завода, д) пошел … стадион, е) вернулся … стадиона, ж) поехал … Крым, з) поехал … Кавказ, и) вернулся … Крыма, к) вернулся … Кавказа.     

Задание 16.Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог. Удивляться (способности), отчитаться (работа), примириться (недостатки), приветствовать (победители), поздравить (удача), встретить (герой), уклониться (ответ), убедиться (правота), восхищаться (живопись), вовлечь (работа). 

Задание 17.Раскройте скобки и употребите существительные, местоимения и числительные в нужном падеже. Обозначьте падеж существительных, местоимений и числительных.

По (окончание) школы, по (прибытие) поезда, по (окончание) собрания, тужить по (сын), горевать по (отец), соскучиться по (сестра), грустить по (вы), плачет по (вы), горюет по (мы), по (истечение) срока, по (приезд) в город, ходил по (луг), гулял по (лес), согласно вашему (желание), согласно (приказ), вопреки (предсказание), благодаря (ваш) (совет), просиживать по (несколько) часов, по (возвращение) из отпуска, ввиду (недостаток) времени, навстречу (брат), петь подобно (соловей), выдали по (400) рублей, выдали по (один) (карандаш), наперекор (желание), подобно (грохотание), навстречу (участники), по (десять) окон, согласно (указание), вопреки (ожидание), благодаря (масса впечатлений), прошли по (500, 600) километров, набрали по (700) рублей.

Задание 18. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность сложных слов: стеклян…кафе-бар, компактн…диван-кровать, городск…театр-студия, плетён…кресло-качалка, старинн…музей-усадьба, широк…мост-плотина, о знаменит…библиотеке-музее, нов…книга-справочник для садоводов.

Задание 19.Допишите недостающие буквы в окончаниях. Выделите главные члены предложения. Объясните употребление формы единственного или множественного числа сказуемого.

1) Сколько благородных задач сто…т перед учителями! 2) Ряд сотрудников нашего института направлен… в Среднюю Азию, часть командиру…тся на Дальний Восток. 3) В стране работа…т более двух тысяч специалистов по реставрации музейных ценностей. 4) Большинство представленных на конференцию докладов вызыва…т интерес слушателей. 5) Много возможностей поразить ворота соперников остал…сь не использован…. 6) Над морем носил…сь много чаек. 7) Несколько человек занимал…сь в читальном зале. 8) Пятеро охотников сид…т за деревьями, держа ружья. 9) Бездна забот свалил…сь на бригадира. 10) Множество вариантов этой легенды быту…т и сегодня. 11) В тишине ночи раздал…сь несколько пароходных гудков. 12) Программа «Время» выходил… в эфир ежевечерне. 13) Библиотека–музей приобрел… неизданные рукописи писателя. 14) Женщина–врач направил… пациента на обследование. 15) Отец с сыном решил… перебраться в другой город.  

Задание 20.Укажите предложения с грамматической ошибкой. Исправьте допущенные ошибки.

1. Наш босс любит и покровительствует театру. 2. В печати появились слухи, что ФСБ будет переименована. 3. Считают, что, декламируя стихотворение, чтец становится соавтором поэта. 4. Это было одиночество умного человека, когда не хочется ни с кем говорить и который ищет уединения. 5. Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывал блаженство. 6. Чтобы стать настоящим учёным-биологом, необходимо изучать мир растений, интересоваться и наблюдать животных. 7. Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране. 8. Я не забуду, как, оказавшись на Волге, нам удалось поймать трехкилограммовую рыбу. 9. В это лето мы не только хорошо отдохнули, но и основательно поработали. 10. Газета «Известия» опубликовали критическую статью о положении дел на заводе. 11. По завершению эксперимента учёные опубликуют отчёт. 12. Схватив зонт, она выбежала из квартиры и громко застучала каблуками по лестнице. 13. Жители микрорайонов сами будут образовывать и распоряжаться общественными фондами. 14. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. 15. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших. 16. Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки. 17. В профессиональном училище студенты изучают токарное и слесарное дело. 18. Загоревший и окрепший брат и сестра вернулись с дачи. 19. График проведения ремонтных работ в цехах был нарушен вопреки указания директора. 20. Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 21. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность. 22. В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты. 23. По приезду из отпуска мы поехали на дачу. 24. Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. 25. Мать вместе с ребёнком пошли в поликлинику.

Задание 21.Укажите правильно построенные предложения с деепричастным оборотом. В предложениях с грамматическими ошибками исправьте ошибки.

1.Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания. 2. Поднявшись на смотровую площадку, можно увидеть весь город. 3. Поднявшись на смотровую площадку, город виден как на ладони. 4. Используя языковые средства выразительности, писатель в образной форме решает проблему наполеонизма. 5. Родившись в семье мелкопоместного дворянина, обучение продолжалось в Москве. 6. Родившись в семье мелкопоместного дворянина, Карамзин получил хорошее домашнее образование. 7. Переехав в Петербург, Крылова приняли в литературное общество столицы. 8. Отогнав акул в море, спасателей уже ничего не волновало. 9. Отогнав акул в море, дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. 10. Расположившись на земляной насыпи, можно было наблюдать за ходом соревнований. 11. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор поля. 12. Изучая литературу, необходимо много времени. 13. Высказав мысль о необходимости разностороннего образования, она очень слабо аргументирована. 14. Получив домашнее образование, Лермонтов владел в совершенстве французским и английским языками. 15. Закрыв последнюю страницу книги, герои её остаются в нашей памяти. 16. Видя недостатки людей, окружающие недолюбливали Печорина. 17. Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличия от растений других зон. 18. Прочитав новую книгу, меня увлекли описанные автором события. 19. Начав заниматься музыкой, у вас остаётся мало времени для развлечений. 20. Обращаясь к лирике А.С. Пушкина, нас познакомили с биографией поэта. 21. Перешагнув через порог, мы оказались в довольно странном помещении. 22. Дойдя до реки, нами овладела усталость. 23. Подъезжая к станции, пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи. 24. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 25. Оставшись одна, она подошла к окну.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...