Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ И ПАРТИИ РОССИИ В ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ




 

18 февраля 1905 г. был опубликован рескрипт[5] о созыве выборных представителей и манифест[6], призывающий сплотиться вокруг царя. После Кровавого воскресенья этот рескрипт выглядел как отступление властей. Страну охватили волнения: устраивались забастовки, манифестации, банкеты со свободолюбивыми речами.

12-27 апреля 1905 г. состоялся III съезд РСДРП, который признал революцию буржуазно-демократической по своему характеру и провозгласил ее гегемоном пролетариат. Делегаты съезда выступили за свержение самодержавия, союз со всем крестьянством при изоляции буржуазии и установление демократической республики. Отмечалось, что в случае победы буржуазно-демократической революции необходимо бороться за немедленное перерастание ее в революцию социалистическую. Основной формой борьбы провозглашалось вооруженное восстание. Результатом победы должно было стать создание Временного революционного правительства - революционно-демокра-тической диктатуры пролетариата и крестьянства. Выдвигались требования конфискации помещичьих, казенных, церковных, монастырских земель и создание революционных крестьянских комитетов.

12 мая 1905 г. началась всеобщая Иваново-Вознесенская стачка, которая продолжалась 72 дня. Рабочие организовали первый в России совет. Советы взяли под контроль прием и увольнение рабочих, определение их квалификации, установили контакты с крестьянами окрестных деревень, следили за порядком в рабочих поселках. По требованию совета была запрещена продажа спиртного, дети в возрасте до 3 лет получали молоко.

Самым крупным среди советов был Петербургский, возникший в октябре 1905 г. и состоявший в основном из рабочих-металлистов. По формам своей деятельности он больше напоминал «рабочий парламент», чем деловой, конструктивный революционный орган. В партийном отношении ведущие позиции были у меньшевиков. Большевики составляли 10%, эсеры - 23%, беспартийные - 22%.

Московский совет, где преобладали большевики, сразу же направил свою деятельность на подготовку вооруженного восстания.

В целом, отношение социал-демократии к советам было неоднозначным: от предложений не поддерживать пеструю массу, до требований, чтобы советы приняли программу РСДРП. У позиции В.И. Ленина, считавшего, что пролетариату нужны и партия и советы, сторонников было немного.

В годы революции большие успехи сделало профсоюзное движение. По поводу ухудшения положения в стране стали проявлять беспокойство и либералы. В Москве 300 делегатов съезда земств и городских дум приняли манифест нации, в котором обвинили правительство в том, что оно угрожает безопасности народа; требовали свободно избираемого собрания представителей, введение в правительство людей, поддерживающих реформы.

В этих условиях Николай II дал согласие на созыв 6 августа 1905 г. совещательного собрания - Государственной Думы. Однако все условия ее созыва, подготовленные комиссией министра внутренних дел Булыгина царь отверг. Не были приняты ни всеобщее голосование, ни равное представительство. Большинство революционных партий (большевики, меньшевики, эсеры) отказались участвовать в этих выборах.

Нежелание императора пойти на компромисс привело страну к продолжению революции. В октябре началась всеобщая политическая стачка. Бастовали даже служащие государственных учреждений и Сенат. Сам Трепов, генерал-губернатор Петербурга, который еще 14 октября призывал «холостых залпов не давать, патронов не жалеть!», уже советовал царю пойти на уступки.

Николай II послушал наконец совета С.Ю. Витте, будущего главы правительства. Манифестом 17 октября 1905 г. он даровал народу Думу и столь ожидаемые свободы.

В Манифесте 17 октября 1905 г. содержались три обещания:

1) признавались незыблемыми основы гражданской свободы - неприкосновенность личности; свобода совести, слова, собраний и союзов;

2) обещалось привлечь к участию в Думе те классы и слои общества, которые были лишены избирательных прав;

3) устанавливалось как незыблемое правило, чтобы никакой закон не имел силы без одобрения Государственной Думы.

Это была первая крупная победа революции, хотя в тексте ничего не говорилось о конституции, не отменялось чрезвычайное положение, введенное в ряде губерний страны, ни слова не было об амнистии политическим заключенным.

Стремясь расколоть и ослабить революционное движение, царское правительство 11 декабря 1905 г. издает закон о выборах в I Государственную Думу. По закону более половины населения было лишено избирательных прав. Избиратели делились на так называемые курии: землевладельческую, городскую, рабочую, причем у помещиков один выборщик приходился на 2 тыс. избирателей, у крестьян - на 30 тыс., у рабочих - на 90 тыс. человек. Это резко ограничивало права рабочих и крестьян.

Государственный совет, консервативный по своему составу, по замыслу правительства был противовесом Думе. Принятое Думой решение должно было пройти одобрение в Государственном совете и только потом представлялось царю для окончательного утверждения. Часть Госсовета назначалась из высшей бюрократии, часть была выборной (от православного духовенства, крупных землевладельцев, торгово-промышленных учреждений).

Избирательного права при выборах в Думу были лишены женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, кочевые народы, батраки, поденщики, чернорабочие. Выборы были многоступенчатыми (для дворян и буржуазии - двух, для рабочих - трех, для крестьян - четырехступенчатые). Один голос помещика равнялся 4 голосам буржуазии, 260 - крестьян, 550 голосам рабочих. Поэтому в Думе, в основном, были представлены помещики и крупная буржуазия, составлявшие в Европейской части страны менее 1% населения.

Таким образом, говорить о существовании в России парламента было преждевременным. Прерогативы императора так и не были ограничены. Более того, статья 87 Основных законов Российской империи от 24 апреля 1906 г. гласила: «Во время прекращения заседаний Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно». К тому же царь и созывал Думу, и имел право ее роспуска, чем неоднократно впоследствии пользовался. «Основные законы» являлись жалкой пародией на конституцию. Государь так и не решился поколебать устои самодержавия и не реализовал на деле свои обещания превратить Государственный совет в законодательный орган - своеобразную верхнюю палату будущего российского парламента.

В результате выборов, при их бойкоте социалистическими партиями (большевики и эсеры), победу одержали кадеты, получившие более трети всех мест в Думе. Надежды самодержавия на то, что монархически настроенное крестьянство одобрит правительственный курс и проголосует за помещиков, оказались иллюзией. Да и в целом правые партии получили лишь 10% голосов. Таким образом, выборы в Думу показали, что основному догмату самодержавия - «нерушимому единству царя и народа» - был нанесен чувствительный удар. Как известно, зигзаги истории повторяются, и на первых демократических выборах народных депутатов советской эпохи поражение коммунистов развеяло новый миф о «единстве партии и народа».

I Государственная Дума начала свою работу в апреле 1906 г. Однако с первых дней своего существования у нее обнаружились резкие разногласия с правительством. Правительство отказалось подчиняться законодательному органу в лице Думы.

Не послушная царю Дума просуществовала всего 72 дня. За это время правительству было подано 379 запросов, которые были либо отклонены, либо проигнорированы. Правительство отказало в обсуждении проекта реформы, ответственности министров, политической амнистии. Депутатам предлагалось заниматься обсуждением третьестепенных вопросов. Первый проект, внесенный на обсуждение правительством, касался прачечной для канцелярских сторожей г. Юрьева.

После того, как депутатская ассамблея приняла все же проект закона, по которому крестьяне могли бы получить арендуемые ими земли за «справедливую плату», царь 9 июля 1906 г. распустил Думу.

Однако, боясь нового всплеска революции и заигрывая с либералами, царь объявил о созыве II Думы. Кроме того, было образовано новое правительство во главе с П.А. Столыпиным, сохранившим за собой портфель министра внутренних дел. Программа правительства, обнародованная в августе, состояла из двух частей: репрессивной (военно-полевые суды, смертные приговоры, виселицы, цензура, запрет деятельности демократических организаций и партий) и реформаторской.

Результативность революционных преобразований всегда зависит от активности классов, социальных групп, партий, участвующих в этом процессе. В России классы в начале XX в. еще не были четко оформлены ввиду незавершенности развития капиталистических отношений. Следует признать наличие в стране классов-сословий, поскольку сословный признак был еще преобладающим (положение сословий определялось законом; был юридически ограничен переход в другие сословия; сословная принадлежность носила наследственный характер). Тем не менее уже в начале века в империи появились партии - организации самой активной части общества, которые повели борьбу за интересы определенных социальных слоев. Своей целью они ставили борьбу за государственную власть, поскольку только с ее помощью рассчитывали решить основные проблемы общества. Партии (а это видно на примере России) могут выражать интересы разных слоев разных классов, поэтому зачастую сложно определить социальную базу той или иной партии.

В начале века на политической арене России появилась ПСР - партия социалистов-революционеров (эсеров) во главе с Виктором Черновым. Она пыталась объединить всех живущих своим трудом (т.е. крестьян, рабочих, тружеников-интеллигентов, учителей, врачей и т.д.). Основные программные требования эсеров включали: социализацию земли, то есть изъятие ее из частной собственности и сферы купли - продажи и передачу в руки сельских общин и местных органов самоуправления, никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать сам или трудом членов своей семьи; создание социалистического общества в виде самоуправляющихся союзов производительных ассоциаций с уравнением доходов их членов; проведение общественно необходимых работ через мобилизации.

Эсеры считали, что Россия стоит на пороге социальной (трудовой) революции, т.е. революции глубже буржуазной, но еще не социалистической. К власти должна, по их мнению, прийти буржуазия, и в этом эсеры видели свою ближайшую задачу. Их тактика представляла сочетание политического террора в центре и аграрного террора в деревне (против личностей экономического угнетения). С этой целью эсеры активно использовали свои боевые организации.

Партия эсеров явилась продолжателем народнического движения. Идейной основой социалистов-революционеров был мелкобуржуазный утопический социализм, а их программа выражала в первую очередь интересы мелкобуржуазных слоев населения страны, хотя декларативно провозглашала защиту интересов населения всего трудового народа. Учитывая, что большинство населения России составляло крестьянство, центральное место в программе партии социалистов-революционеров занимало требование социализации земли. В борьбе против помещичьего землевладения этот лозунг имел прогрессивное значение.

В 1898 г. образовалась, а в 1903 г. окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Базировавшаяся на основополагающих идеях марксизма, она ставила своей ближайшей политической задачей свержение самодержавия и замену его демократической республикой. РСДРП выступала за всеобщее избирательное право, демократические свободы, широкое местное самоуправление, 8-часовой рабочий день, освобождение от повинностей крестьян, конфискацию помещичьих земель. Более отдаленной перспективой ее программы была социалистическая революция. Раскол на II съезде в 1903 г. при голосовании на выборах руководящих органов привел к появлению двух крыльев в партии - большевиков и меньшевиков, чьи разногласия по оценке тактики в революции 1905-1907 гг. углубились, а с 1912 г. партия раскололась на две самостоятельные организации.

Социал-демократическая партия, в отличие от эсеров, провозглашала себя партией рабочего класса. Российский пролетариат в начале века опережал буржуазию в своем социальном и политическом формировании. Быстрый рост крупной индустрии России обусловил ускоренную консолидацию рабочего класса, поэтому на политической арене пролетариат оказался раньше буржуазии, а появление РСДРП положило начало формированию пока еще нелегальной многопартийной системы в обществе.

Революционно-демократический лагерь составляли такие партии, как РСДРП, партия социалистов-революционеров, национальные социал-демократические партии Литвы и Польши, народные социал-анархисты и другие. Это были наиболее многочисленные партии, выражающие интересы широких народных масс. Возникли они еще накануне революции в условиях отсутствия демократических свобод.

Лагерь партий либерально-демократической буржуазии возглавляла партия конституционных демократов (кадетов). Партия оформилась в октябре 1905 г. Ее вдохновителем и организатором был видный русский историк П.Н. Милюков. Главная идея программы партии сводилась к частичным преобразованиям самодержавного строя в России путем реформ при одновременном создании представительного органа народа (Думы) с министерством доверия при нем. В аграрной программе кадеты ограничивались требованием отчуждения части помещичьей земли за «справедливое» вознаграждение. Крестьяне должны были выкупать эту землю, что не могло удовлетворить их. В результате партия конституционных демократов заняла двойственное положение в ходе революции. С одной стороны, кадеты являлись оппозицией по отношению к самодержавию, а с другой - они отмежевались от революционной борьбы и революционно-демократических сил. Социальный состав партии был ограничен. Свыше трех четвертей ее составляли мелкие и средние служащие, чиновники, приказчики и часть либеральной интеллигенции. В ходе революции прокадетские партии возникли на Украине, в Прибалтике, Финляндии, Польше и даже Средней Азии.

На крайнем правом фланге либерально-демократического лагеря находился Союз 17 октября (октябристы), возникший в ноябре 1905 г. и возглавляемый крупным предпринимателем А.И. Гучковым. В состав этой партии вошли представители торгово-промышленной и финансовой буржуазии, обуржуазившиеся помещики. Они безоговорочно поддержали идеи Манифеста 17 октября. В их программе была поставлена задача «оказывать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному, всестороннему обновлению государственного и общественного строя России».

В правительственный лагерь входили монархические партии, стоявшие на крайне правых позициях. Несмотря на то, что число этих партий было больше, чем в демократическом и либерально-оппози-ционном лагерях, они отличались аморфностью организационного оформления. Формирование их значительно отставало от времени создания демократических партий. Эти партии возникли в ходе революции, уже после Манифеста 17 октября, официально провозгласившего право на создание политических организаций. Социальной опорой партий правительственного лагеря было дворянство и высокопоставленное чиновничество, которое твердо стояло на позициях самодержавия.

В мае 1906 г. состоялся съезд уполномоченных дворянских обществ, был принят устав и избраны руководящие органы объединения. Членство в этой организации было коллективным, а не индивидуальным, поэтому считать Объединенное дворянство партией можно лишь с большими оговорками. Руководящим органом объединения являлся Постоянный совет из 12 членов, ежегодно проводились съезды уполномоченных. Низовых организаций у Объединенного дворянства не существовало, тем не менее богатейшие помещики и поместные дворяне имели большое влияние на правящую элиту посредством личных, служебных и родственных связей.

Массовую опору крайне правых составляли черносотенные союзы. Наиболее влиятельной партией являлся «Союз русского народа», который тесно контактировал с департаментом полиции и отчасти финансировался за его счет. Черносотенцы стремились добиться влияния среди широких масс крестьянства, мелкой буржуазии, чиновничества и даже рабочего класса. Ставка делалась на наиболее отсталые группы этих социальных слоев населения. В качестве лозунгов, привлекающих на сторону монархии, использовались призывы к объединению русского народа против инородцев, верности православию и нетерпимости к другим религиям. Под лозунгами верности «царю-батюшке» и защиты православия организовывались погромы (особенно в «черте еврейской оседлости»), срыв забастовок и демонстраций революционных сил России, убийства прогрессивных деятелей. Идеологи «Союза русского народа» А.И. Дубровин и В.М. Пуришкевич считали самодержавие основой России и строили свою деятельность на призывах: «Русские люди, объединяйтесь!», «Россия - для русских!». В значительной мере вдохновителями этих крайне правых черносотенных организаций были правительственные круги.

Программы партий правительственного лагеря во многом повторяли друг друга, не отличались строгостью и законченностью концепций, зачастую носили декларативный характер. Их объединяли требования незыблемости самодержавия, неприкосновенность помещичьего землевладения и сословных привилегий, борьба с революционным движением.

Таким образом, уже в начальном периоде революции 1905-1907 гг. наглядно обозначилась социальная поляризация общества. В этих условиях формировались программные документы, вырабатывались стратегия и тактика различных политических сил. Противоборство трех главных политических блоков довольно-таки быстро выявило невозможность компромисса и объединения либеральной буржуазии и революционно-демократического лагеря, что определило перевес сил в ходе революции в пользу самодержавия.

Выборы во вторую Государственную Думу, которая открылась 20 февраля 1907 г., проходили в условиях ожесточенного классового противоборства, террора и откровенного давления властей.

После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве правительство Витте подверглось острой критике как со стороны демократического лагеря, считавшего его проводником карательной политики царизма, так и со стороны консервативных правых кругов, недовольных реформаторской деятельностью Витте. Это предопределило его отставку. В поисках нового премьера самодержавие остановилось на кандидатуре Петра Аркадьевича Столыпина, губернатора обширной и неспокойной в политическом отношении Саратовской губернии.

II Дума оказалась еще более радикальной по своему составу. Социал-демократы отказались от бойкота Думы и получили 65 мест, а всего у левых сил было 222 мандата (43%). Крайне правые потерпели поражение. Не попал в Государственную Думу глава «Союза русского народа» А.И. Дубровин. От избирательных округов в глубинке прошло около 30 правых депутатов, но через несколько месяцев численность их сократилась до 10 человек.

Дума отвергла правительственную программу реформ. Тогда царизм взял курс на пересмотр ряда положений Манифеста 17 октября 1905 г. На третьем съезде Объединенного дворянства в марте-апреле 1907 г. о роспуске Думы говорили как о вопросе уже решенном. На четвертом монархическом съезде в конце апреля В.М. Пуришкевич призывал немедленно уничтожить «гнездо крамолы». Черносотенцы организовали массированную пропагандистскую кампанию. По приказу Главного совета местные отделы начали пачками присылать телеграммы с требованием распустить Думу. Так создавалась видимость «гласа народа».

В апреле 1907 г. правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Из всех вариантов был выбран проект, который даже сами сановники называли «бесстыжим».

Решение о роспуске Думы было принято тогда, когда дебаты по аграрному вопросу приобрели опасную остроту. Предлогом для роспуска Думы послужил «заговор» социал-демократической фракции, сфабрикованный при помощи агентов охранного отделения. Правительство потребовало отстранить от заседания 55 депутатов и лишить 16 из них депутатской неприкосновенности. Власти даже не стали ждать ответа на свой ультиматум.

 



ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ

 

3 июня 1907 г. II Государственная Дума была распущена. Одновременно с этим было введено новое положение о выборах. Данные действия получили название государственного переворота, хотя речь не шла о свержении правительства, военном путче и т.п. Дело заключалось в том, что акты 3 июня 1907 г. являлись грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов Российской империи в новой редакции от 23 апреля 1906 г., статья 86 которых гласила, что никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения государя императора.

Государственный переворот 3 июня 1907 г. положил начало третьеиюньской политической системе. Страна вошла в особую полосу развития. В соотношении сил наметился крен вправо. Царизм учитывал изменившееся настроение общества, разочарование значительной части населения в хаосе революции и усталость от него.

Главным идеологом и архитектором этой системы был П.А. Столыпин. Представитель старинного дворянского рода, внук наместника Польши и сын коменданта Кремля, он с отличием закончил естественный факультет Петербургского университета, но отказался от карьеры ученого. 1905 г. застал П.А. Столыпина на посту губернатора Саратовской губернии. Он проявил себя сторонником твердости и порядка. Не боялся вступать в переговоры с бунтующими крестьянами, но всегда применял силу, если те отказывались выполнить его требования.

Энергичного губернатора заметил император и назначил на пост министра внутренних дел. Карьера Столыпина была стремительной: самый молодой губернатор, самый молодой министр, а с июля 1906 г. - самый молодой председатель Совета министров. Он сменил Горемыкина в возрасте 44 лет.

В руках П.А. Столыпина была сосредоточена подготовка третьеиюньского переворота. Возглавив правительство, он сохранил за собой министерство внутренних дел.

Как руководитель полицейского аппарата, Столыпин заслужил ненависть революционной России. В повседневный обиход вошли выражения «столыпинский галстук» (петля), «столыпинские качели» (виселица), «столыпин» (арестантский вагон). Сам Столыпин оправдывал свою политику следующим образом: «Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции».

В программной речи в марте 1907 г. Столыпин говорил о необходимости превращения Отечества в правовое государство, в котором писаный закон будет определять обязанности и ограждать права отдельных русских подданных. Однако в правовые рамки не укладывалась ситуация, когда часть территории России находилась на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это положение вводилось в отдельных местностях на 6-12 месяцев и систематически продлевалось. Жизнь в этих районах регулировалась не столько законами, сколько «обязательными постановлениями» властей. Не соответствовали идее правового государства попытки урезать автономию Финляндии. Признавая на словах самостоятельность университетов, правительство постоянно вмешивалось в их дела, что привело к всеобщей студенческой забастовке 1911 г. и уходу лучшей профессуры.

В августе 1906 г. правительство ввело военно-полевые суды для участников вооруженных выступлений. По их приговорам были казнены 683 человека. Через 8 месяцев военно-полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались не меньшей жестокостью.

По неполным сведениям на основании приговоров военно-полевых и военно-окружных судов были казнены 3 тыс. 825 человек. По политическим делам попали на каторгу более 26 тыс. человек. В 1909 г. в стране насчитывалось 17102 ссыльных и 1909 административно высланных. Конечно, масштабы террора не сопоставимы со сталинскими репрессиями, но такого размаха карательных мер страна не знала со времени подавления крестьянских войн ХVII-ХVIII вв.

Справедливости ради следует отметить, что по официальным данным в результате террористических актов и революционных выступлений в 1906-1907 гг. были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица. Сам Столыпин пережил 10 покушений.

В третьеиюньской системе не нашлось места законодательному учреждению, избранному демократическим путем. Положение о выборах, которое и раньше не предусматривало всеобщего и прямого голосования, вводило новые ограничения. В пользу имущих классов изменилось соотношение выборщиков. Менее 1% населения выбирало теперь 2/3 выборщиков. Помещики выбирали более половины выборщиков Европейской России. Голос одного помещика приравнивался к голосам 543 рабочих. Представительство крестьян сокращалось двое. Сократилось количество депутатов от национальных окраин, Кавказа, Польши. Население 10 областей Средней Азии и Сибири было вообще лишено представительства, так как, по утверждению авторов нового избирательного закона, не достигло «достаточного развития гражданственности».

Царизму удалось созвать законопослушную Думу, в которой было сильное крыло правых и родственных им групп (147 депутатов), националистов (26 депутатов); сильная фракция кадетов и поддерживающих их фракций (82 депутата) и мощный октябристский центр (154 депутата). При блокировании октябристов с правыми фракциями образовывалось большинство для принятия консервативных решений. В случае блока октябристского центра с левыми фракциями появлялась возможность для проведения решений либерального толка. Исходя из того, что партия октябристов, членом ЦК которой был, кстати, младший брат Петра Аркадьевича Столыпина Александр Аркадьевич, председатель Совета министров мог активно использовать этот «октябристский маятник».

Однако правительство мало считалось с правами законодательных учреждений. В Основных государственных законах Российской империи имелась статья 87, которая гласила, что во время «прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно», то есть любой закон мог быть проведен императорским указом без одобрения выборных учреждений. За время работы I и II Государственной Думы Николай II очень активно использовал эту статью. За этот период из 612 законодательных актов только 3 получили одобрение представительных учреждений.

Статья 87 ОГЗ стала излюбленным оружием Столыпина, причем он зачастую игнорировал мнение не только Государственной Думы, но и еще более консервативного Государственного совета.

Вместе с тем, третьеиюньская система не означала полной реставрации самодержавия. Государственная Дума сохраняла право утверждения ряда статей бюджета и депутатского запроса. Министры вынуждены были отчитываться в своих действиях перед законодательными учреждениями.

Правительство и Дума вели борьбу за разделение полномочий. Общее мнение правительства было выражено в знаменитой реплике министра финансов В.Н. Коковцева: «У нас парламента, слава Богу, еще нет». Однако Дума требовала к себе отношения как к парламенту, хотя иногда это приобретало смехотворные формы. Так, в 1908 г. депутаты добились того, что многомиллионный бюджет министерства путей сообщения был изменен на один рубль. Гордые независимостью депутаты назвали его «конституционным рублем».

Оставалась, пусть и урезанная, свобода слова. Существовала оппозиционная пресса, действовали легальные и полулегальные партии. Невозможность возврата к старым временам и порядкам понимали и сам Николай II, и его окружение.

Однако П.А. Столыпин понимал и друго: необходимость экономической модернизации России. Если С.Ю. Витте сосредоточил усилия на развитии промышленности и финансах, то Столыпин обратил внимание на аграрный вопрос. Он использовал разработанные при Витте рекомендации «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности». По этому поводу Витте заявил, что Столыпин его обокрал, но прав он был лишь отчасти.

Монархист по убеждению, Столыпин, обращаясь к левым, заявил: «Вам нужны великие потрясения, нам - Великая Россия». Путь к Великой России Столыпин видел через реформы, считая, что для их проведения необходимо «20 лет покоя». Суть реформ сводилась к подведению под самодержавие более прочного фундамента и продвижению по пути капиталистического развития. Ядром реформы Столыпин считал аграрную политику.

Еще будучи саратовским губернатором, Столыпин доказывал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства. Он писал в докладе Николаю II: «... у русского крестьянина - страсть всех уравнять, все привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого способного, самого деятельного и умного, то лучшие элементы должны быть принижены к пониманию, к устремлению худшего, инертного большинства».

Задача Столыпина облегчалась тем, что в разгар революционного движения поместное дворянство решило пожертвовать общиной и такие защитники общинного устройства, как Победоносцев, уже не имели влияния в правительственных сферах. К тому же сам П.А. Столыпин проявил чрезвычайную энергию и решительность в проведении реформы. Он настоял на немедленном принятии царского указа.

Указ 9 ноября 1906 г. имел скромное название - «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В действительности эти «дополнения» означали коренной поворот в аграрной политике самодержавия. Крестьяне получили право выйти из общины на хутора[7] и отруба[8], укрепить надельную землю в собственность. Государство оказывало всяческое содействие частным владельцам. Губернские и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы от пропаганды реформы до давления на сельские сходы, если те противились выходу крестьян из общины и укреплению ими земли в собственность. Излишки надельной земли отдавались укрепленцам либо бесплатно, либо по номинальной цене.

Позднее указ 9 ноября 1906 г. заменил закон 14 июня 1910 г. 29 мая 1911 г. был принят закон «О землеустройстве».

С точки зрения социально-политической, Столыпин хотел создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей. Эти крепкие хозяйства и должны были стать, по мнению Столыпина, препятствием новой революции. Социально-политическая цель Столыпина заключалась в разрушении общины, насаждении частного хозяйства в виде отрубов и хуторов. Избыток же рабочей силы должна была поглотить растущая городская промышленность.

Экономическая цель реформы виделась в обеспечении подъема сельского хозяйства и дальнейшей индустриализации страны с тем, чтобы ликвидировать отставание России от передовых держав.

Для выкупа земли у государства и общин, а также для обзаведения сельхозинвентарем правительство выдавало ссуды через Крестьянский банк под низкий процент с рассрочкой выплат до 50 лет.

Составной частью реформы стала переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальную напряженность в центре России, а с другой - способствовало освоению малонаселенных территорий. Для изъявивших желание переселиться были установлены большие льготы: прощались недоимки; устанавливались низкие цены на железнодорожные билеты; переселенцы на 5 лет освобождались от налогов; им выдавались беспроцентные ссуды от 100 до 400 рублей на крестьянский двор; в пути переселенцам должны были оказывать продовольственную и медицинскую помощь. Заселение новых территорий сопровождалось строительством соответствующей инфраструктуры - школ, дорог, фельдшерских пунктов и т.д.

За 10 лет 3,1 млн. человек - если считать по числу хозяев (с семьями в 4-5 раз больше) - переселились на целинные земли. Посевные площади за Уралом увеличились в 2 раза. Сибирь стала поставлять на рынок 800 тыс. тонн зерна. В 1910 г. Столыпин отмечал, что сибирское маслоделие, продукция которого шла за рубеж, дает стране вдвое больше золота, чем вся сибирская золотопромышленность. К 1913 г. урожайность фермерских хозяйств на 15% была выше средней по стране.

Однако нельзя не видеть и негативных сторон переселенческой политики. Переезд был организован из рук вон плохо. Сотни людей погибли в пути. Переселенцы с трудом осваивали новые приемы земледелия, им не хватало средств, инвентаря для становления хозяйства, в Казахстане возникли проблемы с местным населением, которое отселяли на солончаки. Консервативное дворянство опасалось пролетаризации деревни и создания в Сибири «особой страны». Все это заставило вернуться в родные места 537 901 переселенца.

В объективно-историческом плане столыпинская аграрная реформа носила прогрессивный характер. Она проводилась сверху, но не шла вразрез с естественными процессами в российской деревне. Нацеленная на создание высокоэффективного фермерского хозяйства по американскому типу, в перспективе она могла привести к вытеснению помещичьего землевладения.

Итогом реформы стал рост аграрного производства, возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс приобретал все более активный характер. Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства, которая за период реформы возросла на 46%. Еще больше - на 61% по сравнению с периодом 1901-1905 гг. возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Однако при этом не стоит забывать, что проблема голода, аграрного перенаселения в стране не была решена.

П.А. Столыпину не удалось в полной мере осуществить свои планы. К 1916 г. из общины выделились 2 478 тыс. домохозяев или 26% общинников. Заявления же были поданы 3 374 тыс. домохозяев, т.е. 35% общинников. То есть правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев.

Реформа дала первые всходы, но дальнейшие события не позволили созреть ее плодам.

Причины неудачи реформы заключаются в том, что она проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность погубить любое дело. Столыпин говорил, что для успеха реформы требовалось «20 лет покоя», однако самодержавие истратило это время еще в дореформенный период. Реформаторы не учли живучести общинных порядков, стремления российских крестьян к уравнительности. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война с поджогами домов, калечением скота, уничтожением посевов. Один из главных пороков реформы состоял в следующем: правительство пошло на значительные уступки - отменило выкупные платежи, пожертвовало частью государственных, кабинетских, удельных владений, облегчило покупку земли через Крестьянский банк, но оно не затронуло помещичьего землевладения. Следует учесть и тот факт, что, как отмечает американский историк Мэйси, началась первая мировая война и возможности финансирования реформы резко сократились.

Правительственная программа реформ была внесена еще в марте 1907 г. Столыпин предлагал принять ряд законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, страхование рабочих на случай болезни и инвалидности. Большое значение он придавал реформе местного самоуправления, считая крайне важным уравнение крестьян в правах с другими сословиями, создание бессословных органов местного управления. В области вероисповедания Столыпин предложил установление веротерпимости и свободы совести, вызвав противодействие со стороны дворянства и православного духовенства. Планировались введение всеобщего начального образования, столь необходимого нарождающейся сельской буржуазии, судебная реформа и реорганизация центральных органов власти.

Против линии реформ Столыпина выступили совершенно различные слои общества. Царская бюрократия не желала разрушения общины, державшей народ в узде лучше любой жандармерии и исправно исполняющей массу повинностей (строительную, гужевую и др.). В среде крестьян реформа натолкнулась на враждебную ей коллективную психологию. Против реформаторского курса были настроены и социал-демократы, и эсеры, поскольку частная собственность на землю означала гибель их революционных доктрин. Если Бисмарк в Германии сумел осуществить перевод страны на капиталистический путь, то это ему удалось в значительной мере потому, что в стране уже имелась крестьянская буржуазия. В России же отсутствовала широкая социальная база для реформ. Буржуазия была недовольна незначительностью уступок, дворяне недовольны уступками вообще, крестьянство недовольно своим положением, рабочие от реформ почти ничего не получали. Путь к буржуазной монархии оказался очень трудным и тернистым.

Законопроект о неприкосновенности личности, составленный в духе «военно-полевой юстиции», вызвал негодование даже у умеренной Государственной Думы. Не удалось Столыпину упразднить крестьянский волостной суд. Проект закона о допуске адвоката на стадии расследования прошел Думу, но был задержан Государственным советом.

Не был реализован проект местной реформы, предусматривающий объединение власти в уезде в руках представителя министерства внутренних дел, создание волостного земства и снижение в 10 раз имущественного ценза. Когда в марте 1911 г. Государственный совет отклонил законопроект о введении земств в 6 привисленских губерниях, Столыпин подал в отставку. Но император не рискнул сменить первого министра. Дума была распущена на 3 дня, и закон был принят по статье 87 ОГЗ.

Из трех вероисповедальных законов два не прошли Государственный совет, а третий не подписал царь.

Многочисленным переделкам подвергся законопроект о начальных училищах. Пришлось отказаться от принципа единства школы, оставив в руках церкви приходские училища.

В течение 5 лет обсуждались и переделывались страховые законы. Они были утверждены только в 1912 г. и имели ограниченное применение.

По некоторым сведениям, в начале лета 1911 г. Столыпин разработал проект дальнейших реформ. Он пытался сделать еще один шаг по пути превращения России в правовое государство. Предполагалось, в частности, снять средневековые ограничения с еврейского населения, создать министерство национальностей, министерство труда и социального обеспечения. Наконец, Столыпин выдвинул идею создания международного парламента - прообраза будущей Лиги наций. Однако эти проекты не были опубликованы.

В известной мере П.А. Столыпин повторил судьбу С.Ю. Витте. По мере развертывания реформ против него все активнее выступали консерваторы. В то же время колебания привели Столыпина к разрыву с октябристами, которые поддерживали его на первом этапе. Наиболее последовательными союзниками председателя совета министров были националисты, но они не являлись влиятельной силой.

1 сентября 1911 г. эсер-максималист Дмитрий Богров (по мнению ряда исследователей, агент охранного отделения) смертельно ранил Столыпина в Киевском оперном театре. Назначенный премьером министр финансов В.Н. Коковцев, пытаясь продолжить столыпинский курс, не смог преодолеть сопротивление реформам со стороны крайне правых, и в январе 1914 г. был отправлен в отставку.

Таким образом, в начале ХХ в. Россия, несмотря на динамично развивающуюся экономику, отставала от ведущих капиталистических держав. Социальная база капитализма - класс мелких и средних собственников был немногочисленным. Царистская идеология, отсутствие системы гражданских прав народа требовали гибкости и дальновидности власти. Однако Николай II не понимал масштабности стоящих перед ним задач и шел на уступки реформаторам лишь под угрозой революционных выступлений. Неразрешенность насущных проблем привела страну к революции 1905-1907 гг.

Реформы Столыпина продвинули Россию вперед по капиталистическому пути, однако не привели к радикальным изменениям в государственном и общественно-политическом устройстве страны, а во многом и обострили противоречия российского общества. Очередная модернизация России, направленная на приспособление самодержавия к неудержимо развивающимся буржуазным отношениям в экономике империи, лишь на время отодвинула вопрос о революционных преобразованиях, а в какой-то степени объективно подтолкнула к ним.

 



Лекция 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...