Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Микробиология как наука. Предмет и задачи микробиологии




Оглавление

Стр.  

Оглавление

3

Предисловие

4

Методические указания

6

 

 
Лекция 1. Введение в микробиологию. Принципы классификации микроорганизмов 7
Лекция 2.   Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Дисбактериозы 15
Лекция 3. Учение об инфекции 25
Лекция 4. Учение об иммунитете 38
Лекция 5. Антигены. Антитела. Формы иммунного ответа 47
Лекция 6.   Вакцинные и сывороточные препараты, их практическое использование 59
Лекция 7.   Возбудители респираторных инфекций. Возбудители туберкулеза и дифтерии 73
Лекция 8.   Возбудители кишечных инфекций. Энтеробактерии. Холерный вибрион 85
Лекция 9.   Возбудители контактных инфекций. Стафилококки. Стрептококки. Возбудители столбняка и газовой гангрены 96

 

 

Темы контрольных работ

109

Экзаменационные вопросы

111

Вопросы экзаменационных тестовых заданий

115

Рекомендуемая литература

133


Предисловие

 

Учебное пособие составлено на основании: типовой программы по дисциплине (2000г.), учебного плана специальности «Сестринское дело» (2000г.), Государственного образовательного стандарта (2000г.), рабочей программы по дисциплине «Микробиология, вирусология, иммунология» (2008г.)

Основой курса является изучение основных закономерностей жизнедеятельности микроорганизмов, особенностей биологических свойств патогенных и непатогенных микробов, механизмов развития инфекционных заболеваний, роли иммунной системы, современных методов микробиологической диагностики, принципов специфической профилактики и терапии.

     Целью дисциплины «Микробиология, вирусология, иммунология» является формирование общебиологического и медицинского мышления; усвоение знаний по бактериологии, иммунологии, которые послужат базой для изучения последующих дисциплин, прежде всего внутренних болезней и инфекционных заболеваний. Исходя из целей, при изучении данной дисциплины ставятся следующие задачи:

· привитие знаний общих закономерностей строения, жизнедеятельности микроорганизмов в биосфере, а также знания о патогенности микробов;

· обучение реализации полученных знаний в конкретных условиях возникновения инфекционных заболеваний;

· формирование четкого представления об иммунной системе;

· знакомство с механизмами иммунопатологических состояний;

· изучение принципов и методов лабораторной диагностики основных инфекционных заболеваний;

· знакомство с методами специфической профилактики и терапии.

Содержание дисциплины складывается из следующих разделов:

I.  Общая микробиологи. Морфология микроорганизмов. Физиология и биохимия патогенов. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Химиопрепараты. Генетика микроорганизмов.

II.Учение об инфекции и иммунитете.    Инфекционный процесс, инфекционная болезнь. Факторы вирулентности микроорганизмов. Формы инфекции. Иммунология и иммунопатология, прикладные методы диагностики.

III.Частная микробиология. Возбудители бактериальных заболеваний. Вирусы, прионы, роль в патологических процессах. Клиническая микробиология.

Основное внимание обращается на усвоение теоретических знаний по дисциплине, умение проводить бактериоскопический, бактериологический, биологический (результаты экспериментов на животных), аллергологический, серологический, молекулярно-биологический, экспресс-методы диагностики микробных болезней, приобретение практических навыков по технологии получения и назначения биологических препаратов с целью специфической профилактики и терапии.



Методические указания

 

Пособие «Курс лекций по микробиологии, вирусологии, иммунологии для студентов заочного отделения факультета ВСО» предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования.

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по специальности «Сестринское дело» на изучение данной дисциплины отводится 162 часа, из них на лекционный курс 18 часов, на практические занятия 14 часов и 130 часов на самостоятельную работу.

Теоретический материал в пособии излагается в форме лекций, которые охватывают все разделы и темы, предусмотренные рабочей программой дисциплины для специальности «Сестринское дело». Каждая лекция снабжена списком вопросов для самопроверки уровня освоения материалом данной лекции.

В пособии содержатся темы контрольных работ и экзаменационные вопросы. Кроме того, в пособии представлены вопросы компьютерного экзаменационного тестирования. Тест может быть использован студентами как для непосредственной подготовки к экзаменационному тестированию, так и для проверки уровня самоподготовки при изучении теоретического материала.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· правила противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологической лаборатории;

· классификацию, морфологию, ультраструктуру и физиологию микроорганизмов и их идентификацию;

· классификацию, строение и основные физиологические особенности вирусов;

· распространение в природе и влияние на здоровье человека бактерий и вирусов;

· методы исследования, применяемые для обнаружения и идентификации бактерий, вирусов;

· основные правила стерилизации и дезинфекции;

· роль микроорганизмов в патологии человека;

· основные положения разделов «Инфекция и иммунитет», «Иммунопатология».

· медицинские иммунобиологические препараты;

· при изучении частной медицинской микробиологии: классификацию инфекционных болезней, основные свойства их возбудителей; основы эпидемиологии и патогенез инфекционных болезней, принципы их профилактики и терапии, особенности лабораторной диагностики;

· основы санитарной микробиологии;

· основы клинической микробиологии;

· основы клинической иммунологии.

 

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· проводить взятие материала для бактериологических, серологических исследований

· приготовить и окрасить мазки из патологического материала и чистых культур микроорганизмов с применением простых и сложных методов окраски;

· работать с микроскопом, применяя технику световой иммерсионной микроскопии, темнопольной микроскопии;

· выделять чистые культуры аэробных и анаэробных микроорганизмов, идентифицировать их;

· заполнить бланки направлений для бактериологических исследований и правильно оценить результат лабораторных бактериологических исследований;

· работать с экспериментальными лабораторными животными и использовать получаемые при этом результаты в диагностике инфекционных заболеваний;

· определять основные показатели неспецифической резистентности организма человека;

· осуществлять основные серологические исследования, применяемые в диагностических целях;

· правильно оценить результаты иммунологических диагностических исследований.


Лекция 1. Введение в микробиологию.
Принципы классификации микроорганизмов

 

План лекции:

1. Микробиология как наука. Предмет и задачи микробиологии.

2. Исторические этапы развития микробиологии.

3. Современные подходы к систематике и номенклатуре микроорганизмов.

4. Морфология  бактерий.



Микробиология как наука. Предмет и задачи микробиологии

Микробиология (от греч. micros – малый, bios – жизнь, logos – учение) наука о мельчайших невидимых невооруженным взглядом живых объектах – микроорганизмах, закономерностях их развития и тех изменениях, которые они вызывают в среде обитания и в окружающей среде.

Размеры микроорганизмов < 0,1 мм, величина их измеряется в мкм.

Микроорганизмы – наиболее древняя форма организации жизни на Земле, они появились задолго до возникновения растений и животных – примерно 3-4 млрд. лет тому назад. В настоящее время они представляют собой по количеству самую значительную и самую разнообразную часть организмов, населяющих биосферу Земли. Они находятся в воздухе, воде, почве, пище, на окружающих нас предметах, на поверхности и внутри нашего тела и других организмов животного и растительного мира.

Микробиология зародилась в пределах биологии. Затем она постепенно дифференцировалась на самостоятельные научные дисциплины:

Ø общая

Ø частная;

Ø медицинская;

Ø санитарная;

Ø ветеринарная;

Ø техническая;

Ø сельскохозяйственная;

Ø морская;

Ø космическая микробиология.

Предмет изучении общей микробиологии –общие закономерности, биологические свойства микроорганизмов вне зависимости от их видовой принадлежности: морфологию, физиологию, биохимию, генетику, экологию, эволюцию и другие признаки микроорганизмов.

Предмет изучении частной микробиологии –особенности биологических свойств микроорганизмов, характерных определенному виду.

Предмет изучения медицинской микробиологии – патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, процессы их взаимодействия с макроорганизмом.

Задачи медицинской микробиологии:

Ø микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний;

Ø разработка методов специфической профилактики;

Ø разработка этиотропного лечения инфекционных болезней.

В составе медицинской микробиологии выделяю следующие разделы:

Ø бактериология (объект изучения – бактерии);

Ø вирусология (объект изучения – вирусы);

Ø микология (объект изучения – грибы);

Ø прототозоология (объект изучения – простейшие);

Ø альгология (объект изучения – микроскопичские водоросли)

Ø иммунология (объект изучения – защитных реакции организма) и др.

Предмет изучения санитарной микробиологии, тесно связанной с медицинской микробиологией, – санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды и пищевых продуктов, разработка санитарно-микробиологических нормативови методов индикации патогенных микроорганизмов в различных объектах окружающей среды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...