Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов
Классификация экзотоксинов по механизму действия: Цитотоксины блокируют синтез белка на рибосомах (например, дерматонекротоксин дифтерийной палочки). Мембранотоксины повышают проницаемость мембраны эритроцитов (гемолизины) и лейкоцитов (лейкоцидины), вызывая гемолиз первых и разрушение вторых (например, α-токсин золотистого стафилококка, О-стрептолизин Str. рyogenes). Функциональные блокаторы активируют клеточную аденилатциклазу, что приводит к повышению проницаемости стенки тонкой кишки и увеличению выхода жидкости в ее просвет – диарее (холероген холерного вибриона, энтеротоксин E. coli). Функциональные блокаторы (нейротоксины) возбудителей столбняка и ботулизма блокируют передачу нервного импульса. Эксфолиатины и эритрогенины влияют на процесс взаимодействия клеток между собой и с межклеточным веществом (например, продуцируются St. aureus и Str. рyogenes). Перечисленные факторы патогенности обуславливают: Ø Адгезию – процесс прикрепления на клетках хозяина. Ø Колонизацию – процесс размножения микроорганизмов в месте адгезии, обеспечивает накопление микроорганизмов до такой критической концентрации, которая способна вызвать патологическое действие. Ø Пенетрацию – проникновение внутрь эпителиальных и других клеток, при этом клетки разрушаются, что сопровождается нарушением целостности эпителиального покрова соответствующего органа и возникновением патологического процесса. Ø Инвазию – способность проникать через слизистые и соединительнотканные барьеры в подлежащие ткани. Ø Агрессию – способность противостоять защитным силам макроорганизма и оказывать патогенное токсическое действие. 6. Инфекционные свойства вирусов. У вирусов на применяют понятия патогенность и вирулентность, а вместо этих понятий используют термин инфекционность. Инфекционность вирусов обусловлена: Ø ДНК или РНК вируса. Ø Внутриклеточным паразитированием вирусов. Ø Белками капсида, которые могут обладать токсичностью; Ø Способностью образовывать внутриклеточные включения (например, тельца Бабеша-Негри при бешенстве – в цитоплазме клеток ЦНС, тельца Гварниери при оспе – в цитоплазме эпителиальных клеток); Ø Антигенами суперкапсида: гемагглютинином, нейраминидазой, F-белком слияния. Особенности вирусных инфекций Ø Способность вирусов (большинство ДНК-содержащие) встраивать свою нуклеиновую кислоту в хромосому клетки хозяина при отсутствии стадии репродукции, сборки и выхода вируса из клетки, вызывая интегративную инфекцию (вирогению). Ø Наличие стадии вирусемии, во время которой вирус циркулирует в крови. Исключение – вирусы, распространяющиеся нейрогенным путем (вирусы бешенства, простого герпеса и др.) Ø Поражение вирусами лимфоцитов (вирусы гриппа, герпеса, полиомиелита и др.), что приводит к возникновению иммунодефицитных и других иммунопатологических состояний. Ø Образование внутриядерных или внутрицитоплазматических включений, представляющих собой внутриклеточные скопления вируса (имеют диагностическое значение). Таблица 3.5. Формы вирусных инфекций
Вопросы для самопроверки 1. Дать определение понятиям инфекция (инфекционный процесс) и инфекционное заболевание. 2. Какие необходимы условия для возникновения инфекционного процесса? 3. Что такое инфицирующая доза возбудителя и входные ворота инфекции? 4. Назвать основные механизмы, пути и факторы передачи инфекционного агента. 5. Какие выделяют формы инфекции по виду и числу возбудителей, происхождению, локализации и длительности пребывания возбудителя в организме? 6. Перечислить формы инфекции по наличию симптомов, механизму передачи и источнику. 7. Как подразделяются инфекционные заболевания по степени распространенности? 8. Дать определение понятиям вторичная инфекция, суперинфекция, реинфекция и рецидив. 9. Какие выделяют периоды инфекционного заболевания и чем они характеризуются? 10. Что такое патогенность и вирулентность? 11. В каких единицах измеряют вирулентность? 12. Какие факторы патогенности выделяют у микроорганизмов? 13. Чем отличаются экзо- и эндотоксины? 14. Какими свойствами вирусов обусловлена их инфекционность? 15. Назвать особенности вирусных инфекций. Лекция 4. Учение об иммунитете
План лекции: 1. Иммунология как наука. Этапы ее становления. 2. Невосприимчивость к возбудителям инфекционных болезней. Иммунитет. Виды иммунитета. 3. Факторы неспецифической резистентности. 4. Особенности противовирусной защиты организма.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |