Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 2. Основания дисциплинарной ответственности государственных служащих




Соблюдение трудовой (служебной) дисциплины и укрепление государственной дисциплины является одной из важнейших обязанностей государственного служащего.

Трудовой кодекс Республики Беларусь дисциплину труда определяет как обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей [4; ст.193].

Дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных служащих. Согласно статье 56 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, государственный служащий несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством [7].

Основными условиями, обеспечивающими служебную дисциплину, являются:

1) персональная ответственность государственных служащих за исполнение должностных обязанностей;

2) соблюдение государственными служащими законов и иных нормативных правовых актов;

3) соблюдение правил внутреннего трудового распорядка в государственном органе;

4) соблюдение установленного порядка работы со служебной информацией;

5) признание, обеспечение и правовая защита прав и свобод граждан;

6) корректное поведение при исполнении должностных обязанностей;

7) постоянное соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой должности государственной службы;

8) поддержание каждым государственным служащим уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей;

9) постоянный контроль руководителя государственного органа за исполнением подчиненными должностными лицами и государственными служащими своих должностных обязанностей;

10) умелое, справедливое, обоснованное и законное применение руководителем государственного органа по отношению к подчиненным мер стимулирования (поощрения) и дисциплинарной ответственности [12].

В целях обеспечения надлежащей дисциплины труда используются различные средства воздействия на поведение работников и применяются различные методы, способствующие поддержанию определенного необходимого обществу уровня дисциплины труда. В числе других выделяют два характерных с точки зрения воздействия на участников трудового коллектива метода укрепления трудовой дисциплины: убеждение и принуждение.

Убеждение - это метод воздействия, стимулирующий субъект права к такому поведению, которое соответствует его воле. Убежденность людей в полезности и необходимости трудовой дисциплины в общественном производстве формируется в процессе повседневного труда путем психологического воздействия. Психологическое воздействие на членов трудового коллектива ведется с учетом запросов и интересов производства и направлено на воспитание сознательности работников, повышение ответственности у каждого труженика за исполнение своих обязанностей. Убеждение определяется влиянием на мысли, настроения, чувства, мотивы поведения человека посредством всестороннего использования моральной и материальной заинтересованности каждого работника в эффективном выполнении общественно полезной работы и достижении более высоких результатов [11; с.483].

Принуждение – это такой метод воздействия, который обеспечивает совершение тех или иных действий субъектом права вопреки его воле. Другими словами, принуждение – это применение руководителем своих властных полномочий при определенных условиях, предусмотренных законом [11; с.483].

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности ТК Республики Беларусь называет наличие дисциплинарного проступка. Дисциплинарный поступок, согласно Закону «О государственной службе» - это неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Законом и иными законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой. Фактически идентичное понятие дисциплинарного проступка закреплено в статье 197 ТК.

Исходя из приведенных легальных определений дисциплинарного проступка можно выделить следующие его признаки:

1) в качестве дисциплинарного проступка могут выступать как действия, так и бездействия, которые определены в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей. В качестве действия можно привести пример из статьи 424 УК, согласно которой умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), - наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью [5]. В качестве бездействия: статья 425 УК – бездействие должностного лица.

2) ответственность наступает исключительно за виновные действия, т.е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка. Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного суда № 4 от 28 июня 2012 года «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» (далее- ППВС № 4) вина работника в совершении противоправного деяния может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности. Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет или не должным образом исполняет возложенные на него трудовые обязанности. Неисполнение работником трудовых обязанностей по не зависящим от него причинам не может рассматриваться как дисциплинарный проступок [10].

3) дисциплинарный проступок выражается в виде нарушений трудовых (служебных) обязанностей работника. В качестве примера такого рода можно привести положения Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией». Часть 2 ст. 19 данного Закона устанавливает, что «непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на службу (работу), назначении на другую должность либо для привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь» [8].

4) за совершение дисциплинарного правонарушения на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарный проступок состоит из следующих элементов:

- субъект должностного проступка - конкретный государственный служащий;

- субъективная сторона состава - отношение государственного служащего к совершенному им деянию в виде неосторожной либо умышленной форме вины;

- объект состава - интересы государства, права, обязанности, интересы государственного органа, руководителя, служебные правила и т.д.;

- объективная сторона - конкретные действия (бездействие), нарушающие правила, интересы, права, обязанности. Объективную сторону составляют также время, место, обстановка, средства должностного проступка [9].

Разумеется, специфика дисциплинарной ответственности не позволит закрепить исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, однако этого и не требуется. Необходимо предусмотреть лишь те из них, которые посягают на публичные интересы и влекут применение наиболее строгих мер дисциплинарной ответственности.

Таким образом, в целях исключения субъективного фактора при применении к государственному служащему дисциплинарного взыскания представляется необходимым на нормативном уровне более четко определить основания привлечения к дисциплинарной ответственности. В частности, возможно разделение дисциплинарных проступков на виды по объектам посягательства. Таковыми являются:

1) публичные дисциплинарные проступки, посягающие непосредственно на надлежащее функционирование публичной службы Республики Беларусь. В законодательстве должен быть закреплен не исчерпывающий, но как можно более полный перечень публичных дисциплинарных проступков. Представитель нанимателя должен быть лишен возможности освободить от ответственности служащего, совершившего публичный дисциплинарный проступок;

2) внутренние дисциплинарные проступки, посягающие на внутренний служебный распорядок органа государственной власти или местного самоуправления. Вопрос о признании деяния государственного служащего внутренним дисциплинарным проступком должен быть оставлен на усмотрение представителя нанимателя, который также единолично должен решать вопрос о привлечении служащего к ответственности или освобождении от таковой;

3) смешанные дисциплинарные проступки, посягающие одновременно и на правила внутреннего служебного распорядка, и на публичный интерес непосредственно. Подход законодателя к наказанию за совершение смешанных проступков должен основываться на тех же основах, что и к наказанию за публичные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...